Дополнительная общеразвивающая программа "Веселая палитра" подготовительная группа д

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 61 Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Ягодка»

ПРИНЯТА
Педагогическим советом ГБДОУ д/с № 61
«Ягодка»
Протокол № 1 от «29» августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНА
приказом № 34од/о от «29» августа 2024 г.
Заведующий ГБДОУ д/с № 61 «Ягодка»
_____________Шевченко О.В.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ВЕСЕЛАЯ ПАЛИТРА»

Возраст обучающихся: от 6 до 7 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик: Кутузова Л.Г., педагог
дополнительного образования

Санкт-Петербург
2024 год

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

№
п/п

1.1
1.2
1.3
1.3.1
1.3.2
1.4
2.1
2.2
2.3
2.3.1
2.3.2
3.1
3.2
3.3

СОДЕРЖАНИЕ
I. Основные характеристики Программы
Пояснительная записка
Направленность, актуальность, отличительные особенности, адресат
Программы
Цель и задачи Программы
Условия реализации Программы
Материально-технические условия реализации Программы
Особенности организации образовательного процесса
Планируемые результаты освоения Программы
II. Комплекс организационно-педагогических условий
Учебный план
Календарный учебный график
Рабочая программа
Задачи и ожидаемые результаты
Календарно-тематическое планирование работы (7-ой год жизни)
III. Оценочные и методические материалы
Педагогические методики и технологии, дидактические материалы,
используемые при реализации программы
Информационные источники, используемые при реализации
программы
Система контроля результативности обучения

Страница

3
3
4
4
5
7
8
8
8
8
10
13
15
15

2

I. Основные характеристики Программы
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Веселая палитра» (далее –
Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в РФ», Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 31.03.2022 года
№ 678-р, а также с учетом профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты РФ от 22.09.2022 года № 652н и распоряжения Комитета по
образованию СПб от 25 августа 2022 года № 1676-р «Об утверждении критериев оценки
качества дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
и
индивидуальными
предпринимателями Санкт-Петербурга».
Направленность Программы: художественная. Современного дошкольника
характеризует неразвитость тонкой моторики руки, отсутствие графических навыков, что
свидетельствует не только о дефиците графических двигательных умений, но и о
несформированности определенных мозговых структур ребенка, ответственных за
формирование общей произвольности. Низкий уровень произвольности как в умственной,
так и в двигательной сфере дошкольника является одним из наиболее тревожных факторов.
Деятельность, направленная на художественно-эстетическое развитие ребенка, формирует
личность, поэтому оно должно пронизывать всю жизнь ребенка, в этом ее актуальность.
Одним из видов художественно – творческой деятельности является изобразительная.
Основными условиями успешного руководства развитием изобразительной
деятельности детей дошкольного возраста является опора на то содержание, которое
интересно ребенку, эмоционально значимо для него, есть в его еще совсем небольшом
опыте. Отличительные особенности Программы: данная программа предусматривает
личностно-ориентированный подход к воспитанникам через интеграцию образовательных
областей. «Познавательное развитие». На занятиях используется прием комментированного
рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный
разговор с детьми, дети друг с другом обсуждают свою работу. Использование на занятиях
художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, дети
способны усвоить много новых слов и выражений. «Социально-коммуникативное
развитие». Для занятий по изодеятельности подбираются сюжеты, близкие опыту
ребенка, которые позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их. На
занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.
«Художественно-эстетическое развитие». Программа позволяет расширить возможности
образовательной области «художественно-эстетическое развитие». Занятия по
изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве
предметов и их пространственном расположении. Рисование по передаче восприятия
музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам,
музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа,
выражения собственных чувств. «Физическое развитие». Использование физминуток,
пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки. В
образовательный процесс включены разные формы работы по приобщению детей к
истории и культуре Санкт-Петербурга, знакомство с культурой и бытом русского народа.
Большое внимание уделяется патриотическому воспитанию детей. Адресат Программы:
дети дошкольного возраста от 6 до 7 лет.
1.2 Цель и задачи Программы
Основной целью при обучении детей дошкольного возраста изобразительной
деятельности является развитие у них интереса и желания заниматься ею. Красоту
цветовых пятен, выразительность линий, объемность пластических образов дети познают
прежде всего в процессе собственного художественного опыта. Орудийно – материальный
характер изобразительной деятельности требует внимания к развитию моторики руки. Это
не технический вопрос, а задача формирования самой способности к изобразительной
3

деятельности.
Для детей дошкольного возраста основной целью данной программы является
воспитание у ребенка нравственно здорового отношения к природе, к человеческому
обществу, окружающему миру в целом через изобразительное искусство.
Учитывая плавный переход от возраста к возрасту, программа выдвигает следующие
задачи:
 Создание положительного эмоционального отношения у детей к своей продуктивнохудожественной деятельности.
 Через развивающее обучение — формирование всесторонне развитой личности.
 Создание необходимых условий для самореализации творческого потенциала через
созданную развивающую среду.
 Приобщение детей к истокам мировой и национальной культуры через ознакомление
детей с произведениями изобразительного искусства.
Для выполнения поставленных задач предусмотрены 4 вида основных занятий
 рисование с натуры (предметное).
 Рисование, лепка, аппликация на различные темы (сюжетное).
 декоративное рисование, декоративная аппликация, рельефная лепка.
 Рисование, лепка, аппликация по замыслу (творческие задания).

1.3 Условия реализации Программы
Режим занятий
7-ой год жизни – 30 минут
Объем и сроки освоения Программы: занятия проводятся один или два раза в неделю в
вечерний отрезок времени.
1.3.1 Материально-технические условия реализации Программы
Одним из важных условий реализации данной программы является создание
необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования культуры и
творческой личности ребенка.
В учреждении созданы условия для развития изобразительной деятельности
дошкольников: изостудия имеет необходимое оборудование, включающее в себя
мольберты, столы, доски для рисования; наборы изобразительных инструментов и
материалов (кисти, пастель, сангина, восковые мелки); разную по фактуре, размеру, цвету
бумагу, материалы, используемые в нетрадиционных техниках рисования. Кроме того, в
среде развития представлены муляжи, репродукции картин известных художников.
Перечень репродукций (портреты)
1.
З. Серебрякова
2.
Б. Э. Мурильо «Мальчик с собакой».
3.
П.-О. Ренуар «Девочки за чтением».
4.
Д. Гирландайо «Портрет Джованны Торнабуони».
5.
П. Соколов «Портрет А.С. Пушкина».
6.
И. Репин «Отдых».
7.
Б. Кустодиев «Портрет Ю. Е. Кустодиевой с дочерью Ириной».
8.
В. Серов «Дети».
9.
Н. Жуков «Леночка».
10.
А. Лактионов «Портрет О. Н. Лактионовой».
11.
В. Борисов – Мусатов «Водоем».
12.
Н. Жуков «Пять косичек».
13.
И. Репин «Портрет писателя Л.Н. Толстого».
14.
А. Герасимов «Портрет народной артистки СССР Аллы Константиновны
Тарасовой».
15.
Ф. Рокотов «Портрет Александры Петровны Струйской».
16.
В. Перов «Спящие дети».
4

17.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

В. Серов «Портрет артистки Марии Николаевны Ермоловой».
Перечень репродукций (пейзаж)
К. Юон «Троицкая лавра зимой».
К. Юон «Конец зимы. Полдень».
И. Левитан «Золотая осень».
И. Левитан «Вечерний звон».
И. Левитан «Сумерки. Стога».
И. Левитан «Свежий ветер. Волга».
Н. Соколов «Вечер в Абрамцеве».
А. Саврасов «Волга».
А. Саврасов «Грачи прилетели».
И. Горюшкин – Сорокопудов «Сцена из 17 столетия».
И. Шишкин «Дубы».
И. Шишкин «Вид на острове Валааме».
И. Левитан «Осенний день. Сокольники».
И. Левитан «Март».
И. Левитан «Владимирка».
Р. Зверьков «Осинки».
В. Верещагин «В горах Алатау».
И. Айвазовский «Черное море».
И. Айвазовский «Чесменский бой».
Н. Ромадин «Золотой клен».
М. Утрилло «Старая улица».
Г. Нисский «Перед Москвой».
Н. Волков «Мокрый снег. Площадь Свердлова».
И. Грабарь «Рябинка».
Ю. Ракша «Зимний день» /из серии «Времена года»/
Ф. Васильев «Рассвет».
Б. Щербаков «Вихри грозовые».
Ф. Алексеев «Вид дворцовой набережной от Петропавловской крепости».
В. Дмитриевский «Улыбка весны».
Перечень репродукций (натюрморт)
И. Машков «Снедь московская. Хлебы».
И. Машков «Натюрморт с самоваром».
И. Сущенко «Рябина».
И. Сущенко «Охотничий натюрморт».
А. Добреков «Собака у корзины с битой дичью».
Н. Жуков «Розы».
Перечень репродукций (жанровая живопись)
Б. Кустодиев «Масленица».
Б. Кустодиев «Балаганы».
А. Пластов «Лето».
А. Ткачев, С. Ткачев «На родной земле».
А. Пластов «Сенокос».
В. Васнецов «Аленушка».
М. Клодт «На пашне».
А. Васнецов «Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало 17 века».
Репродукции картин в цифровом формате (по программе «Образ и мысль)

1.3.2 Особенности организации образовательного процесса
Общеразвивающие задачи, решение которых осуществляется в ходе освоения всех
образовательных областей:
1.
развитие психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, речи,
воображения.
5

2.
освоение позиции субъекта в детских видах деятельности.
3.
развитие мотивационно-потребностной сферы.
4.
формирование и развитие самопознания.
5.
развитие эмоционально-волевых качеств личности.
6.
развитие творческих способностей.
Содержание программы учитывает преемственность, взаимосвязь изобразительного
творчества детей с различными видами деятельности: игровой, экспериментированием,
музыкальной.
Программа «Веселая палитра» не является статичной по своему характеру. Темы
занятий могут видоизменяться в зависимости от поставленной педагогом задачи в
определенный период и в соответствии с высоким или низким уровнем усвоения
программного материала.
Большое значение имеют беседы об изобразительном искусстве. В любом возрасте
предусматривается ознакомление с отдельными произведениями и видами изобразительной
деятельности (графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, пейзаж,
натюрморт, портрет и др.).
Важное значение в программе «Веселая палитра» придается формированию у детей
эстетического отношения к произведениям искусства, отражающим жизненные явления.
Ребенок сопереживает тому, что выражено в художественной форме и, тем самым,
приобщается к миру прекрасного. Эти переживания влияют на моральный облик ребенка,
обогащают его внутренний мир, расширяют круг знаний и представлений, формируют
обоснованные эстетические оценки и суждения: от года к году обогащаются представления
детей о единстве формы и содержания в изобразительном искусстве, о его видах, жанрах и
специфическом языке, о процессе создания художественного произведения.
Исключительно широкие возможности для знакомства с русским изобразительным
искусством разных времен представляют богатейшие собрания всемирно известных
художественных музеев России: Русского музея, Эрмитажа, Государственной
Третьяковской галереи, музея изобразительного искусства имени А.С. Пушкина. Встреча с
искусством и ознакомление с историческими памятниками культуры родного края всегда
праздник для детей, радостное событие, запоминающееся на всю жизнь.
Положительное эмоциональное воздействие художественных произведений побуждает
ребенка к самостоятельной художественно-творческой деятельности, создает условия для
самовыражения личности. Положительный эмоциональный образ, формирующийся на
занятиях изобразительного искусства, способствует становлению не только
изобразительной, но и валеологической культуры ребенка-дошкольника.
Вышеизложенные виды занятий в процессе обучения дополняют друг друга и
проводятся в течение всего года, с учетом временных особенностей, календарных дат, не
остаются без внимания и интересы детей.
Основная цель занятий по рисованию, согласно данной программе, — это развитие
творческих способностей детей, обучение изображению предметов и явлений как средство
образного отражения жизненных явлений. Деятельность также направлена на развитие у
дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в
результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя
свой замысел, находя средства для его воплощения.
Связи по направлениям развития детей
Речевое развитие

В совместной деятельности используется прием комментированного рисования

В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор
с детьми, дети друг с другом обсуждают свою работу

Использование художественного слова
Познавательное развитие

Для занятий по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка,
позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты
обобщения
6

На занятиях дети узнают о различных явлениях природы и т.д.
Сенсорное развитие

Занятия по изодеятельности
способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их
пространственном расположении
Художественно-эстетическое развитие (музыкальное)

Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений

Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления
для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств
Физическое развитие

Использование физкультминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения
и предупреждению нарушения осанки
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы
Развитие
изобразительной
деятельности
дошкольников
проводится
на
подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе, где основными формами работы с
детьми являются:

Игры

Беседы

Наблюдения в живой и неживой природе

Рассматривание иллюстраций, репродукций картин (пейзажей, портретов,
натюрмортов, жанровых зарисовок), скульптуры малой формы

Составление натюрмортов

Чтение стихов, потешек
Приемы: обследовательские действия, помощь, указание, подсказка.
Формы проведения итогов реализации программы

Выставки

Конкурсы


1.4 Планируемые результаты освоения Программы
Предполагаемый результат (от 6 до 7 лет)
Различать виды изобразительного искусства;
Высказывать простейшие суждения о картинах, предметах народного декоративно —
прикладного искусства;
В рисовании:
уметь свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования;
передавать в рисунке выразительность образа, используя форму, линию, колорит,
сочетание различных изобразительных материалов;
создают индивидуальные предметные композиции на темы окружающей жизни;
создают теплые и холодные цветовые тона, и оттенки, смешивая краски;
размещают персонажи и предметы на всем листе в соответствии с их реальным
расположением, передают различия в их величине;
рисовать узоры по мотивам изделий народного декоративно- прикладного искусства на
силуэтах, изображающих предметы быта;
использовать способы различного наложения цветового пятна и цвет для передачи
настроения, состояния, отношения к изображаемому.
В лепке:
лепить различные предметы, передавая форму, пропорции, позу и движения,
отражая характерные признаки;
создавать изображения с натуры, передавая их характерные особенности;
создают объемные изображения по представлению;
используют разные способы лепки: пластический, конструктивный, комбинированный;
В аппликации:
композиционно правильно располагать изображения;
7

использовать бумагу разной фактуры и способы вырезывания
составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных форм,
включать в изображение птиц и животных по типу народного декоративно — прикладного
искусства.
Создавать индивидуальные сюжетные композиции;
Принимают активное участие в образовательном процессе, интересуются историей
создания архитектурных сооружений;
создают изображения по представлению, красиво располагают фигуры на листе в
соответствии с пропорциями изображаемых предметов;
используют мозаичный способ изображения, проявляют творчество.
II Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Учебный план
№
п/п
1.
2.
3.

Название темы

Количество часов
всего
теория
практика
1
1
4
1
3
4
1
3

Вводное занятие
Сентябрь
Октябрь

4.
5.

Ноябрь
Декабрь

4
4

1
1

3
3

6.
7.

Январь
Февраль

3
4

1
1

2
3

8.
9.

Март
Апрель

4
4

1
1

3
3

10.

Май

4

1

3

Формы контроля

«Нарисуй свою
любимую
игрушку»
«Дворец Снежной
королевы»
«Близнецы»
(рисуем человека монотипия»
«Сказочные цветы
в сказочном лесу»

2.2 Календарный учебный график
Год
Дата начала
Дата
Всего
Количество
Режим
обучения
обучения по
окончания
учебных
учебных
занятий
программе
обучения по
недель
часов
программе
5-ый год
02.09.2024 г. 30.05.2025 г. 36
36
Понедельник
2.3 Рабочая программа
2.3.1 Задачи и ожидаемые результаты
(7-ой год жизни)

Продолжать знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись,
графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура) для обогащения
зрительных впечатлений и формирования эстетического отношения к окружающему миру.

Показывать детям, чем отличаются одни произведения искусства от других как по
тематике, так и по средствам выразительности; называть, к каким видам и жанрам
изобразительного искусства они относятся, обсуждать их содержание, поощрять
8

индивидуальные оценки детьми этих произведений; развивать воображение, формировать
эстетическое отношение.

Поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и
явления; показывать уже знакомые и новые произведения искусства; рассказывать о
замысле и творческих поисках художника при создании произведения, о том, какими
художественными средствами передается настроение людей и состояние природы.

Расширять, систематизировать и детализировать содержание изобразительной
деятельности детей; активизировать выбор сюжетов о семье, жизни в детском саду, а также
о бытовых, общественных и природных явлениях (семья, дом, город, деревня, праздники,
путешествия, в т.ч. космические, весёлые приключения, дальние страны); поощрять
интерес к изображению человека (портрет, автопортрет, семейный портрет, бытовой
портрет, бытовые сюжеты: «Как мы провели воскресенье», «Что мы делали на прогулке»,
«Где мы были летом»; при создании пейзажей и сюжетов на тему природы поддерживать
желание детей изображать животных с детёнышами в движении; учить передавать своё
представление об историческом прошлом Родины посредством изображения характерных
деталей костюмов, интерьеров, предметов быта.

Помогать детям научиться различать реальный и фантазийный (выдуманный) мир в
произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства; перенести это
понимание в собственную художественную деятельность; показать возможность создания
сказочных образов на основе фантазийного преобразования образов реальных;

Инициировать самостоятельный выбор детьми художественных образов, сюжетов
композиций, а также материалов, инструментов, способов и приёмов реализации замысла.

Учить ребенка самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении
всей работы; передавать впечатления об окружающем, отражая свои эстетические чувства
и отношение; передавать доступными выразительными средствами настроение и характер
образа (грустный человек или весёлый сказочный персонаж, добрый или злой и т.д.).

Совершенствовать специфические умения во всех видах изобразительной
деятельности: продолжать учить изображать объекты реального и фантазийного мира с
натуры или по представлению, точно передавая строение (форму), пропорции, взаимное
размещение частей, характерные признаки; передавать достаточно сложные движения
(например, птичка вспорхнула с ветки, олень мчится, запрокинув голову, танцующая
девочка одной рукой придерживает юбочку, а другую руку с платочком подняла вверх);
создавать сюжеты разного масштаба с различной степенью конкретизации содержания.

Развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с
особенностями их формы, величины, протяжённости; создавать композицию в зависимости
от сюжета - располагать объекты на узком или широком пространстве земли (неба),
обозначив линию горизонта; изменять форму и взаимное размещение объектов в
соответствии с их сюжетными действиями (например, туристы поднимаются в горы и
держатся друг за друга); изображать более близкие и далекие предметы, не изменяя их
размеры; выделять в композиции главное - основные действующие лица, предметы,
окружающую обстановку; учить планированию - эскиз, набросок, композиционная схема.

Поощрять создание образов реальной действительности, узнаваемых по форме,
цвету и пропорциям, использование различных материалов (гуаши, акварели, пастели и др.)
с учетом присущих им художественных свойств, выбор средств, соответствующих
замыслу, экспериментирование с материалами и средствами изображения.

Учить координировать движения рук в соответствии с характером создаваемого
образа (плавные движения при создании пластичного образа из глины, широкие движения
кистью в коллективной композиции).

Создавать
условия
для
свободного, самостоятельного, разнопланового
экспериментирования с художественными материалами; совершенствовать технику
рисования гуашевыми и акварельными красками (свободно экспериментировать, смешивая
разные краски для получения задуманных цветов и оттенков); самостоятельно выбирать
художественные материалы для создания выразительного образа (для пейзажных рисунков
9

использовать акварель или пастель, для декоративного панно - гуашь, для предварительных
набросков или эскизов - уголь или простой карандаш).
2.3.2 Календарно-тематическое планирование (7-ой год жизни)
Сентябрь
Тема 1. «Натюрморт как жанр живописи» (акварель, гуашь).
Знакомство с картинами известных художников, с жанром — натюрморт. Рисование
несложной постановки.
Тема 2. «Лето, лето, какого оно цвета» (по выбору).
Отражать в рисунке свои впечатления о лете, располагать изображение на листе выше,
ниже, ближе, дальше.
Тема 3. «Наши растения» (акварель).
Рисование комнатных растений, отражение в рисунке особенностей строения:
особенности отростков, строение горшка, в котором растет растение.
Тема 4. «Как бы ты хотел нарисовать сказочную птицу» (по выбору).
Закрепить умение передавать образ сказочной птицы, ее отличие от реального
изображения, уметь украшать рисунок декоративным узором (приемами кистевой росписи
завитков).
Тема 5. «Узор для летнего платка» (акварель).
Уметь составлять узор из различных элементов (листья, цветы, веточки),
используя приемы рисования всей кистью и концом кисти, подбирать красивые цветовые
сочетания.
Тема 6. «Если бы ты был волшебником» (акварель, гуашь).
Передавать в рисунке задуманное, развивать воображение.
Тема 7. «Осенний парк и лес» (карандаши).
Видеть яркий колорит осеннего леса, сочетания красок, находить
изобразительные средства для создания образа.
Тема 8. «Узор на тарелке» (акварель).
Самостоятельно выбирать элементы узора для украшения, подбирать сочетания
красок.
Октябрь
Тема 1. «Машины везут урожай с полей» (акварель).
Вызвать уважение к труду хлеборобов. Учить передавать средства передвижения,
используемые для уборки урожая.
Тема 2. «Сказочный домик-теремок» (акварель).
Познакомить детей с произведениями русских мастеров резьбы по дереву, развивать
творчество, графические умения и навыки.
Тема 3. «Золотая осень» (по выбору).
Рисование осенней природы, умение передавать красочность осеннего колорита,
знакомство с картинами художников, отражающих осенние пейзажи.
Тема 4. «Летят перелетные птицы» (акварель).
Передавать отличительные особенности строения птицы в зависимости от положения
(летит, сидит).
Тема 5. «Волшебный поезд» (гуашь, акварель).
Рисование игрушечного поезда, развивать композиционные навыки.
Тема 6. «Город на реке» (гуашь, акварель, «монотипия»).
Рисовать картины города на верхней части листа, отражающийся город в реке
при помощи техники «монотипии».
Тема 7. «Нарисуй свою любимую игрушку» (карандаши).
Учить рисовать по памяти любимую игрушку, отчетливо передавая форму основных
частей, деталей.
Тема 8. «В дымковской сказочной стране» (акварель).
Закреплять характерные особенности дымковской росписи и игрушки, использовать
характерные особенности и цвета красок.
10

Ноябрь
Тема 1. «Царевна есть, что не можно глаз отвесть» (по выбору).
Самостоятельно выбирать и передавать сказочный эпизод.
Тема 2. «Искусство Гжели» (акварель).
Знакомство с мастерами гжельской керамики. Рисование узоров по мотивам Гжели,
приемами кистевой росписи.
Тема 3. «Гжельская роза» (акварель).
На силуэтах посуды рисование узоров Гжели, композиционно располагать узоры, выделять
края и середину.
Тема 4. «Кем быть?» (акварель).
Передавать движения фигуры человека, связанные с его работой, особенности костюма,
типичные для различных профессий.
Тема 5. «Город вечером, ночью» (гуашь, тушь, мелки, техника «граттаж»).
Передавать картину вечернего города, его цветовой колорит, композиционно
располагать изображение на листе бумаги.
Тема 6. «Мы с мамой (папой) гуляем» (акварель).
Учить передавать в рисунке пропорции двух и более человеческих фигур — взрослого и
ребенка.
Тема 7. «Пес Дозор» (акварель).
Передавать пропорции и форму тела сидящей собаки. Рисовать объект, дополняя рисунок
по своему желанию.
Тема 8. «Цирк, веселые клоуны, звери» (по выбору).
Отражать в рисунке впечатления от циркового выступления.
Декабрь
Тема 1. «Пушистая белочка» (акварель).
Передавать форму и пропорции частей тела белки.
Тема 2. «Дворец Снежной Королевы» (гуашь).
Использовать цвета холодной гаммы при рисовании морозных завитков,
снежинок, цветов.
Тема 3. «Красная Шапочка и Серый волк» (акварель).
Самостоятельно выбирать эпизод сказки, использовать цвета красок для
изображения положительных и отрицательных персонажей.
Тема 4. «Мой любимый город» (акварель).
Передавать в рисунке картины родного города.
Тема 5. «Волшебные узоры хохломы» (акварель).
Закрепить умение рисовать тонкие плавные линии концом кисти, равномерно
чередовать ягоды и листья на листе бумаги.
Тема 6. «Продолжение темы предыдущего занятия (акварель, гуашь). Умение изображать
узоры хохломы на предметах быта.
Тема 7. «Волшебные инструменты» (рисуем музыку, акварель).
Развивать воображение, фантазию, использовать цветы, для передачи различных
настроений музыки.
Тема 8. «На морском дне» (акварель, «монотипия»).
Закрепит навыки работы с акварелью. Изображать обитателей по средством «монотипии»
(крабы, ракушки, рыбы).
Январь
Тема 1. «Что тебе понравилось на новогоднем празднике» (акварель).
Оживить впечатления, самостоятельно выбирать сюжет рисунка.
Тема 2. «Путешествие в жаркие страны» (акварель).
Дети рисуют крокодила, соблюдение пропорций частей тела, форм,
особенностей поведения.
Тема 3. «Лиса Патрикеевна» (акварель).
Передавать характерные признаки животного: повадки, формы, окрас.
11

Тема 4. «Рассматривание вологодских кружев» (гуашь).
Знакомство с произведениями кружевниц. Салфетки выполняются техникой «граттаж».
Тема 5. «Морозные узоры» (акварель, гуашь, восковые мелки).
Рисование завитков снежинок, цветов, веточек с использованием восковых мелков.
Тема 6. «Лес зимой» (гуашь).
Передавать сезонные изменения, рассматривание зимних пейзажей на картинах.
Тема 7. «Зимние забавы» (акварель, гуашь).
Передавать в рисунке виды зимнего спорта, игры: катание с горы, игра в снежки, лепка
снеговика, лыжники, хоккеисты.
Тема 8. «Комочек пуха, длинное ухо» (гуашь).
Отличительные особенности строения зайца, рисование объекта в различных позах: сидит,
бежит, стоит, лежит и т. д.
Февраль
Тема 1. «Букет в холодных тонах» (акварель).
Выполнять рисунок в холодной цветовой гамме, развивать воображение.
Тема 2. «Наша армия родная» (акварель).
Самостоятельно придумывать сюжет.
Тема 3. «Конек-Горбунок» (карандаши).
Передавать в рисунке содержание эпизода сказки, взаимодействие персонажей, движение
фигур, обстановку.
Тема 4. «На льдине» (по выбору).
Рисование животных, передавая их характерные особенности, выбор животного в
соответствии с умениями и навыками.
Тема 5. «Придумай узор для зимнего ковра» (акварель, гуашь).
Рисовать декоративный узор (морозные завитки, снежинки), используя холодную гамму.
Тема 6. «Узоры Городецких росписей» (гуашь).
Знакомство с цветочными узорами Городца, дать понятие о ритме узора, сочетании цветов.
Тема 7. Продолжение темы, рисование узоров на предметах быта.
Тема 8. «Близнецы» (гуашь, «монотипия»).
Выполнение рисунка человека; соблюдать пропорции, используя технику «монотипии».
Март
Тема 1. «Нарисуй город будущего» (акварель).
Развивать фантазию, выдумку, создавать замысел, располагать рисунок на всем листе.
Тема 2. «Волшебные карандаши» (карандаши).
Рисование предметов в соответствии с цветом карандаша, развивать воображение, память.
Тема 3. «Весенние первоцветы» (акварель).
Уметь рисовать простой натюрморт, изображать весенние цветы, учитывая их характерные
особенности.
Тема 4. «Неизвестная планета» (по выбору).
Передавать самостоятельный замысел, использовать нужные краски и цветовые оттенки.
Тема 5. «Роспись подносов по мотивам жостовской росписи» (гуашь). Знакомство с
изделиями жостовских мастеров, с приёмами кистевой росписи Жостово.
Тема 6. Продолжение темы «Жостовские цветы».
Тема 7. «Ранняя весна» (акварель),
Рассматривание картин В. Н. Бакшеева «Голубая весна», К. Ф. Юона
«Мартовское солнце». Рисование весенних пейзажей.
Тема 8. «Весенний ковер» (акварель, коллективная работа).
Умение чередовать элементы узора, согласовывать цвет узора с цветом фона.
Апрель
Тема 1. Продолжение темы предыдущего занятия.
Тема 2. «Волшебная поляна» (акварель).
Самостоятельное выполнение рисунка.
Тема 3. «Кого я бы хотел увидеть по телевизору» (по выбору).
Рисование по памяти героев мультфильмов, подбор цветовых сочетаний.
12

Тема 4. «В космосе» (гуашь, техника «граттаж).
Выполнение рисунка звездного неба, планет, ракет, с использованием техники
«граттаж».
Тема 5—6. «Сказочные цветы в сказочном саду» (акварель, гуашь). Рисование сказочных
образов.
Тема 7. «Наш уголок природы» (акварель).
Передавать обитателей уголка природы: растения, аквариум, птиц, используя
различные приемы рисования.
Тема 8. «Красивые бабочки на лугу» (акварель).
Соблюдать симметричность узоров на крыльях бабочек.
Май
Тема 1. «Букет тюльпанов» (с натуры, акварель). Рисование с натуры, развивать чувство
пропорции, формы, цвета.
Тема 2. «Труд людей в природе» (карандаши).
Передавать в рисунке труд людей: положение фигуры человека, выполняющего
работу.
Тема 3. «Цветик-семицветик» (акварель).
Цветоведение. Смешивание цветов на палитре для получения других цветов и оттенков.
Тема 4. «Сирень» (акварель, техника «набрызг», «кляксография»).
Исполнять работу с применением разнообразной техники, формировать эстетическое
восприятие.
Тема 5. «Девочка (мальчик) танцуют» (карандаши).
Передавать правильное расположение частей тела человека в движении.
Тема 6. «Разноцветные сестрички» (гуашь).
Выполнение работы одним-двумя цветами и их оттенками.
Тема 7. «Нарисуй красивый коврик» (по выбору). Самостоятельное выполнение работы.
Тема 8. «Дерево колдуньи» (по выбору).
Рисование сказочных образов, понимать отличие сказочного от реального, развивать
фантазию, творчество.
III Оценочные и методические материалы
3.1 Педагогические методики и технологии, дидактические материалы, используемые
при реализации Программы
Основные принципы программы:
Данная программа имеет динамический характер, обязывающий строить учебный
процесс таким образом, чтобы изобразительная деятельность связывалась со всеми
сторонами образовательной работы детского сада, в том числе с познавательным развитием
детей. Программа «Веселая палитра» имеет динамический характер, обязывающий строить
учебный процесс таким образом, чтобы изобразительная деятельность связывалась со
всеми образовательными областями образовательной программы дошкольного
образовательного учреждения, в частности, с областями «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», что
предполагает реализацию принципа интеграции образовательных областей.
Основным принципом программы является сотрудничество детей и взрослых,
признание ребенка полноценным участником образовательных отношений, поддержка
инициативы детей в различных видах деятельности, что предусматривает
заинтересованное, а не механическое усвоение знаний, умений и навыков; особенно важно
соблюдение принципа наглядности. Построение образовательной деятельности по данной
программе происходит на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка
(индивидуализация образования).
Содержание программы соответствует основным положениям возрастной
психологии и дошкольной педагогики, что соответствует принципу возрастной
адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов
возрасту и особенностям развития детей).
Программа «Веселая палитра» предусматривает решение программных
13

образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной
деятельности детей. Обучение рисованию проводится на коллективных, подгрупповых
занятиях и в индивидуальной работе.
С целью релаксации, наилучшего расслабления, снятия психофизического и
эмоционального напряжения, стимуляции творческих скрытых резервов личности на
занятиях используются фрагменты музыкальных произведений, которые обладают
специфическими эффектами.
Содержание программы выбрано с учетом возрастных, индивидуальных
особенностей детей раннего возраста.
Программа обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих
целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации
которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное
отношение к развитию детей дошкольного возраста.
Особенно важно соблюдение принципа наглядности, посредством которого детям
предоставляется возможность непосредственно знакомиться с объектами окружающей
действительности или их изображением.
Программа основывается на комплексно-тематическом принципе построения
образовательного процесса.
Основным направлением педагогической деятельности является создание
благоприятной среды для поддержки детской инициативы с учетом специфики возраста.
 Условия для реализации собственного замысла.
 Поддержка любых достижений ребенка.
 Поощрение самостоятельной деятельности.
 Помощь в нахождении способов реализации собственных целей.
 Поддержка стремления научиться делать что-то.
 Помощь в затруднительных ситуациях.
 Не критиковать.
 Поощрение умения строить собственные умозаключения.
 Создание благоприятного микроклимата в группе, проявление доброжелательности ко
всем детям.
 Уважение индивидуальных вкусов и привычек детей.
 Поддержка реализации собственных замыслов, оказание помощи в понимании
значимости и полезности от реализации задуманного.
 Создание условий для разнообразной творческой деятельности по интересам.
 Создание условий для работы в парах, группах, коллективе.
 Введение адекватной оценки продукта деятельности.
 Оказание помощи в исправлении ошибок, выборе способов исправления.
 Создание ситуаций, в которой ребенок может проявить свою компетентность.
 Поддержка чувства гордости за свой труд.
В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки,
пальцев, рисование пластилином, рисование с использованием природного материала,
тампонирование и др.
Выбор методов и приемов педагогического руководства определяется целями и
задачами конкретного занятия, и содержанием обучения. В формировании творческой
активности большое значение имеет взаимодействие художественного слова, музыки,
изобразительного искусства, поэтому доминирующая часть занятий носит комплексный
характер. Содержание занятий дается дифференцированно, с учетом возрастных
особенностей детей.

3.2 Информационные источники, используемые при реализации Программы
14

1.
Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской
Федерации».
2.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования /приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013 г./.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. № 1441
«Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг», уставом ГБДОУ.
6.
Ванюшкина Л.М. и др. Программа «Кругозор» с методическими рекомендациями: Для
дошкольных общеобразовательных учреждений. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2006.
7.
Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. «От рождения до школы». Примерная
основная образовательная программа дошкольного образования. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,
2015.
8.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование,
конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний, младший, средний, старший
возраст, подготовительная к школе группа.-: Карапуз, 2009.
9.
Изобразительная деятельность в детском саду: Программа и методические
рекомендации.М., Мозаика-Синтез, 2007
10.
Обучение дошкольников технике рисования. Комарова Т. С. М, Педагогическое
общество России, 2007
3.3 Система контроля результативности обучения по Программе
В соответствии с ФГОС ДО целевых ориентиров не подлежат непосредственной
оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются
основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не
являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям
образовательной деятельности и подготовки детей.
Цель: оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится
педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки
индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой
эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего
планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в
спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для
педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для
решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком
необходимыми навыками и умениями: ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые
параметры оценки; ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью
взрослого; ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все
15

параметры оценки; ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год - в начале и конце
учебного года.
Старший возраст
Правильно держит ножницы, использует разнообразные приемы вырезания.
Создаёт индивидуальные и коллективные рисунки, сюжетные и декоративные
композиции, используя разные материалы и способы создания, в т.ч., по мотивам народноприкладного творчества. Умеет применять различные художественные техники и способы
для воплощения своего замысла в рисовании, лепке, аппликации. Владеет
композиционными умениями, соблюдает пропорции. Использует различные способы лепки
(пластические, конструктивные, комбинированные). Знает и проявляет интерес к
различным видам росписей.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение, анализ продуктов деятельности, беседа.
Материал: Краски гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, цветные карандаши,
бумага, раскраски, фломастеры, кисти. Пластилин или глина, стеки. Цветная бумага,
цветной картон, ножницы, клей. Листы бумаги с изображенными на них геометрическими
фигурами (для «оживления»). Картинки с изображением разных видов росписей (Дымка,
Полхов-Майдан, Городец, Гжель).
Форма проведения: подгрупповая.
Задание: 1. «Как я провел лето». 2. «Слепим любимую игрушку». 3. Аппликация
«Укрась платок». 4. Игра «Составь узор».
Критерии анализа продукта детской деятельности (рисунка):
Содержание изображения (полнота изображения образа, компоненты, разнообразие).
Передача формы:
- форма передана точно (3 балла);
- есть незначительные искажения (2 балла);
- искажения значительные, форма не удалась (1 балл).
3. Строение предмета:
- части расположены верно (3 балла);
- есть незначительные искажения (2 балла);
- части предмета расположены неверно (1 балл).
4. Передача пропорции предмета в изображении:
- пропорции предмета соблюдаются (3 балла);
- есть незначительные искажения (2 балла);
- пропорции предмета переданы неверно (1 балл).
5. Композиция:
а). расположение изображений на листе:
- по всему листу (3 балла);
- на полосе листа (2 балла);
- не продумана, носит случайный характер (1 балл).
б). отношение по величине разных изображений, составляющих картину:
- соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов
(3 балла);
- есть незначительные искажения (2 балла);
- пропорциональность разных предметов передана неверно (1 балл).
6. Передача движения (этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение
выделялась на занятии или вытекает из темы занятия):
- движение передано достаточно четко (3 балла);
- движение передано неопределенно, неумело (2 балла);
- изображение статичное (1 балл).
7. Цвет:
а). цветовое решение изображения:
16

- передан реальный цвет предметов; ребенок знает основные цвета, белый, черный,
голубой, розовый, коричневый, оранжевый, светло-зеленый, темно-зеленый, фиолетовый,
сиреневый) (3 балла);
- есть отступления от реальной окраски; ребенок путается в назывании цвета (2 балла);
- цвет предметов передан неверно; знает только основные цвета (1 балл).
б). разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и
выразительности изображения (творческое отношение ребенка к цвету, свободное
обращение с цветом):
- многоцветная или ограниченная гамма: цветовое решение соответствует замыслу и
характеристике изображаемого (3 балла);
- преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно (2 балла);
- безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми
цветами) (1 балл). Максимальное количество баллов – 24 балла. Высокий уровень – 24-18
баллов. Средний уровень – 17-9 баллов. Низкий уровень – 8 и меньше баллов.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».