Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 61
Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Ягодка»
ПРИНЯТА
Педагогическим советом ГБДОУ д/с № 61
Протокол № 1 от «29» августа 2024 г.
УТВЕРЖДЕНА
Приказом № 34 од/о от 29 августа 2024 г.
Заведующий ГБДОУ д/с № 61
____________О.В. Шевченко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
«КОРРЕКЦИЯ ФОНЕТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ
У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ» (в рамках логопедического пункта)
2024-2025 учебный год
Составитель: Барановская Ж.С.,
учитель-логопед ГБДОУ д/с № 61
Санкт-Петербург
2024
СОДЕРЖАНИЕ:
Структура рабочей программы
№
1.
1.1
1.2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
3.1
3.2
3.3
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
Содержание
1. Целевой раздел
Пояснительная записка
Документы, на основании которых разработана программа
Сроки реализации программы
Цель программы
Задачи программы
Принципы и подходы к формированию программы
Целевые ориентиры освоения программы, планируемые результаты
освоения программы
Возрастные и индивидуальные особенности контингента группы детей с
ФНР
2. Содержательный раздел
Модель организации коррекционно-развивающего процесса
Перспективное планирование работы с детьми, страдающими
фонетическим недоразвитием речи
Планирование индивидуальной работы
Диагностика речевого развития детей
Работа с родителями
3. Организационный раздел
Формы образовательной деятельности
Образовательная нагрузка
Условия реализации программы:
психолого-педагогические
материально-технические
4.
Приложения
Протокол по отбору детей с фонетическим недоразвитием речи (№ 1)
Речевая карта ребенка (№ 2)
Экран звукопроизношения (№ 3)
Протокол по выпуску и продлению детей, имеющих нарушения речевого
развития
Отчет об эффективности работы учителя-логопеда
стр.
3
3
3
3
4
4
5
5
6
8
17
18
20
22
22
22
22
23
28
26
29
29
29
2
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основной
образовательной программой ДОУ на основе ФГОС ДО (приказ Министерства образования
и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении
федерального государственного стандарта дошкольного образования») и Федеральной
образовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной
образовательной программы дошкольного образования» (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 28.12.2022 № 71847).
При составлении рабочей программы учтены:
постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»
постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания
распоряжение Министерства просвещения РФ от 06.08.2020г. № Р-75 «Об
утверждении примерного положения об оказании логопедической помощи в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность».
Основополагающими программами, используемыми в данной программе,
являются следующие образовательные программы и методики обучения:
- Программа логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении
(Л.В. Лопатина, Г.Г. Голубева, Л.Б. Баряева, 2005);
- Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим
недоразвитием (старшая группа). Программа и методические рекомендации. (Филичева
Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 2004);
- Воспитание и обучение детей с ФФН (подготовительная группа). Программа и
методические рекомендации для образовательных учреждений компенсирующего вида.
(Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Лагутина А.В. М.: 2004).
Сроки реализации программы: от 6 месяцев до 1 года.
Цель программы: обеспечение коррекции нарушений речевого развития детей
оказание им квалифицированной помощи в освоении основной образовательной
программы ГБДОУ; развитие детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
и особых образовательных потребностей.
Задачи программы:
Развитие артикуляционной и мелкой моторики, просодических компонентов речи.
Развитие речевого дыхания.
Постановка звуков, их автоматизация в слогах, словах и предложениях.
Развитие и совершенствование фонематических процессов: анализа, синтеза,
восприятия и представлений.
Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем.
3
Развитие
лексико-грамматического
строя,
совершенствование
связного
высказывания в процессе работы над фонетико-фонематической стороной речи.
Профилактика нарушений письменной речи.
Развитие психических функций: слухового внимания, зрительного
внимания,
слуховой памяти, зрительной
памяти, логического мышления, пространственной
ориентировки в системе коррекционной работы, направленной на устранение фонетикофонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста.
Адресат программы: дошкольники 5-7 лет, имеющие нарушения:
1) звукопроизношения;
2) фонематического слуха.
Направления деятельности:
• диагностическое;
• коррекционно-развивающее (создание условий для эффективной коррекции недостатков
устной речи у детей дошкольного возраста с логопедическим заключением «ФНР»);
• информационно-методическое (организация консультативной помощи педагогам и
родителям; организация и систематизация методического фонда логопедического пункта в
соответствии с требованиями к его оснащению).
В данной Программе реализованы в соответствии с этиопатогенетической
симптоматикой речевого нарушения следующие принципы дошкольной коррекционной
педагогики:
принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);
принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской
речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;
принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные
логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого
нарушения;
деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую
психическое и личностное развитие ребенка с отклонениями в развитии речи.
Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным
направлениям:
совершенствование мимической моторики.
совершенствование статической и динамической организации движений (общая,
мелкая и артикуляционная моторика).
развитие артикуляционного и голосового аппарата;
развитие просодической стороны речи;
формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;
уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации
звуковой стороны речи;
формирование грамматической и синтаксической сторон речи;
развитие диалогической и монологической речи.
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником ДОУ
включает те направления, которые соответствуют структуре его речевого нарушения.
4
Целевые ориентиры освоения программы (показатели речевого развития,
показатели освоения программы)
1. Звуковая культура речи
1) Устойчивое чистое звукопроизношение.
2) Неустойчивое произнесение отдельных звуков (чистый звук встречается, но не во всех
позициях, не автоматизирован.)
3) Нарушение звукопроизношения.
2. Словарь
1) Правильное выполнение всех заданий (подбор точных определений, глаголов движения,
обобщающего наименования (животные), синонимов.
2) Справился с 3 заданиями из 4 (не сумел подобрать синоним к слову).
3) Справился с 1-2 заданиями.
3. Грамматика
1) Точное формо-и словообразование (правильно выполнил все задания на образование
наименований детенышей животных в единственном и множественном числе, на
образование форм родительного падежа мн. числа, существительных).
2) При выполнении заданий на формо - и словообразование допустил до 3 инноваций (сюда
же относится образование родительного падежа мн. числа от уменьшительно-ласкательных
наименований «носиков», «ротиков» - избегание грамматических трудностей).
3) Более трех инноваций при наличии правильных ответов, отдельные отказы.
4. Связная речь
1) Самостоятельное составление небольшого творческого рассказа (наличие элементов
творчества импровизации)
2) Самостоятельный пересказ традиционной сказки или зачина методики (репродуктивная
речь).
3) Совместное составление с логопедом творческого рассказа и /или сказки (отсутствие
самостоятельных развернутых высказываний).
1.2 Особенности контингента группы детей с ФНР
Контингент группы ФНР
В группу зачислено 26 детей. Это нормотипичные дети с нормативным кризисом
развития, имеющие фонетическое недоразвитие речи.
Фонетическое нарушение речи — это нарушение произношения отдельных звуков,
одной или нескольких групп звуков (например, свистящих, свистящих и шипящих) при
сохранном физическом слухе. В результате фонетического нарушения звук искажается,
произносится неточно. Чаще всего нарушается произношение следующих групп звуков:
свистящие (с, с’, з, з’, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (л, л’, р, р’), заднеязычные (к, к’,
г, г’, х, х’), звонкие (в, з, ж, б, д, г), мягкие (т’, д, н).
Порой ребенок с фонетическим нарушением речи не может произносить лишь одну
группу звуков, например, только шипящие или только заднеязычные. Подобное нарушение
звукопроизношения называется простое (мономорфное). У других детей нарушаются
одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или
свистящие, сонорные и звонкие. Такое нарушение звукопроизношения более сложное
(диффузное), или полиморфное.
Дети с фонетическим нарушением речи испытывают затруднения в чтении
и допускают грубые ошибки в письме (пропускают буквы, заменяют их на другие), что
является причиной их неуспеваемости уже в детских садах, а затем и в школе.
Симптомами, указывающими на фонетическое нарушение речи, являются:
5
Слитное произношение двух или нескольких звуков, а также неверное
их применение в словах;
Употребление в образовании слов звуков, более легких для произношения ребенком;
Замена сложных для произношения звуков более простыми;
Плохое понимание смысла и значения разных звуков и беспорядочное
их использование в различных словах;
Ребенок испытывает трудности при самостоятельном подборе и назывании слов
с заданным звуком, в выделении первого гласного, согласного звука (называют или первый
слог, или все слово);
Словарный запас ребенка не пополняется теми словами, в состав которых входят
трудноразличимые и труднопроизносимые звуки.
1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Для достижения конечного результата коррекционно-образовательной деятельности
– устранения недостатков в речевом развитии дошкольников, коррекционный процесс
планируется в соответствии с основными этапами и задачами каждого этапа, что можно
представить в виде следующей модели:
2.1 Модель организации коррекционно-образовательного процесса
Этапы
Задачи этапа
Результат
1
этап
исходно- 1. Сбор анамнестических данных Определение
диагностический
посредством изучения медицинской и структуры речевого
педагогической документации ребёнка. дефекта
каждого
2. Проведение процедуры психолого- ребёнка,
задач
педагогической
и
логопедической коррекционной
диагностики
детей:
исследование работы.
состояния речевых
и
неречевых
функций ребёнка, уточнение структуры
речевого дефекта, изучение личностных
качеств детей, определение наличия и
степени фиксации на речевом дефекте.
2
этап 1.
Определение
содержания
организационнодеятельности по реализации задач
подготовительный
коррекционно-образовательной
календарнодеятельности, формирование подгрупп тематическое
для занятий в соответствии с уровнем планирование
сформированных речевых и неречевых подгрупповых
функций.
занятий;
планы
2. Конструирование индивидуальных индивидуальной
маршрутов
коррекции
речевого работы;
нарушения в соответствии с учётом взаимодействие
данных,
полученных
в
ходе специалистов ДОУ и
логопедического исследования.
родителей ребёнка с
3. Пополнение фонда логопедического нарушением речи.
кабинета
учебно-методическими
пособиями, наглядным дидактическим
6
материалом
в
соответствии
с
составленными планами работы.
4. Формирование информационной
готовности педагогов ГБОУ и родителей
к
проведению
эффективной
коррекционно-педагогической работы с
детьми.
5. Индивидуальное консультирование
родителей – знакомство с данными
логопедического
исследования, структурой речевого
дефекта, определение задач совместной
помощи ребёнку в преодолении данного
речевого нарушения, рекомендации по
организации деятельности ребёнка вне
детского сада.
3 этап коррекционно- 1. Реализация задач, определённых в
развивающий
индивидуальных,
подгрупповых
коррекционных программах.
2.
Психолого-педагогический
и
логопедический мониторинг.
3.
Согласование,
уточнение
и
корректировка меры и характера
коррекционно-педагогического влияния
субъектов
коррекционнообразовательного процесса.
4
этап
итогово- 1.Проведение
диагностической
диагностический
процедуры
логопедического
исследования состояния речевых и
неречевых функций ребёнка – оценка
динамики, качества и устойчивости
результатов коррекционной работы с
детьми (в индивидуальном плане).
2.
Определение
дальнейших
образовательных
(коррекционнообразовательных) перспектив детей,
выпускников ДОУ – группы для детей с
нарушениями речи.
Достижение
определённого
позитивного эффекта
в устранении у детей
отклонений
в
речевом развитии
Решение
о
прекращении
логопедической
работы с ребёнком,
изменении
её
характера
или
продолжении
логопедической
работы.
7
2.2 Перспективное планирование работы с детьми, страдающими фонематическим недоразвитием речи
СЕНТЯБРЬ
Разделы
Звукопроизношение
(индивидуальная
работа)
1 неделя
Подготовка к постановке
звука "С"
Артикуляционная
гимнаст.
Выделение 1 ударного
гласного из: ряда гласных,
из слов
2 неделя
Подготовка к постановке
звука "С"
Артикуляционная
гимнастика
Выделение
начальных
безударных гласных А, У,И
Лексика
"Детский сад"
"Овощи и фрукты"
Грамматика
Существительные в им. Существ.
в
косвенных
падеже ед. и мн. числа
падежах ед. и мн. числа,
"Один -много"
относительные
прилагательные
от
сущ
"Компот, сок, варенье"
Существ. в именит. и косвен.
падежах ед. числа "Накроем
стол к чаю"
"1,2,5,10"
Неречевые функции
"4 лишний"
"Чего не стало"
"что прибавилось"
"Запомни, положи"
"Найди
2
одинак.
предмета"
Пальчиковая гимн 1
Обводки
"Чудесный мешочек"
"Что звучало"
"Что лишнее"
"Чудесный мешочек"
"Что изменилось"
"Что лишнее"
"Запоини, повтори"
"Выкладывание по образцу"
Глаголы единственного и
множественного
числа,
образование
притяжательных прилаг
"Чей, чья, чьи"
"Обставим квартиру".
"4 лишний"
"Чего не стало"
"Что изменилось"
"Разрезные картинки"
Развивающие игры
Пальчиковая гимн 2
Штриховка
Пальчиковая гимн. 3
Раскраски
Пальчиковая гимн 4
Трафареты
Фонематические
функции
Моторика
3 неделя
4 неделя
Подготовка к постановке звука Постановка
и
начало
"С"
Артикуляционная автоматизации звука "С"
гимнастика
Артикуляционная
гимнастика
Звуковой анализ ряда АУ, УА, Выделение
последнего
выделение первого и последнего глухого согласного или
гл. из ряда АИУ, УИА
сонора в обратных слогах
АП, УП, АН
в словах: ДОМ, КОТ
"Хлеб"
"Дом, семья"
8
ОКТЯБРЬ
Разделы
Звукопроизноше
ние
(индивидуальна
я работа)
Фонематические
функции
1 неделя
Постановка звука "С"
Артикуляционная гимнастика
2неделя
3 неделя
Постановка звука "С"
Автоматизация звука "С" в
Артикуляционная гимнастика слогах
СА, СО, СУ, СЫ
4 неделя
Автоматизация в слогах и
словах, проговаривание и
заучивание чистоговорок
Звуковой анализ обратных слогов
АТ, ОТ, АП, ОП, слов КОТ, БАНТ,
КИТ воспроизведение слогов
АТ-ОТ-УТ
Преобразование слогов АППА, выделение ударного
гласного после согласного
БАНТ, БИНТ
Слоговые ряды МЫ-ТЫ-КЫХЫ, анализ слов МАК, КИТ,
КОТ,
ДОМ, ДЫМ.
Лексика
"Игрушки"
Рассматривание игрушек, беседа о
бережном отношении к игрушкам
Грамматика
Родительный
падеж
множественного
числа
существительных,
составление
предложений по картинке.
"Чей, чья, чьи"
"1-2-5-9"
Неречевые
функции
"Запомни, положи"
"Что изменилось"
"Чего не стало"
"Узнай на ощупь"
Пальчиковая гимн 5
Мозаика
Моторика
Слоговые ряды КА-КОКУ-КЫ,
выдел.
начального согласного и
ударного гласного после
согласного
"Ранняя осень"
"Ранняя осень. Деревья и
Рассматривание
пейзажей, кустарники
в
наших
осенних
цветов,
грибов, парках"
загадки по теме.
Существительные в род. Относительные
падеже множествен. ч. со прилагательные
словом МНОГО
(КЛЕНОВЫЙ), глаголы
"1-2-5-9"
мн.
ч.
прошедшего
времени
"Чей лист, ветка".
Домашние и дикие животные
рассматривание животных на
картинках, иллюстрациях
Образование им. падежа мн.
ч.
существительных,
притяжательные
прилагательные,
деформированная фраза
составление описательных
рассказов
"4 лишний"
"Узнай дерево по листу, "Что изменилось"
"Съедобный -несъедобный"
плоду",
"Запомни, положи"
"Найди похожие по форме "Что изменилось"
Развивающие игры.
предметы"
Пальчиковая гимн. 6
Пальчиковая гимн. 7
Пальчиковая гимн. 8
Обводки, трафареты
Работа в клетке.
"Дорисуй"
9
НОЯБРЬ
Разделы
Звукопроизношение
(индивидуальная работа)
1 неделя
Постановка звука "СЬ"
Автоматизация звука "С",
Фонематические функции
Звуковой
анализ
САНИ, СОМ, ГУСИ,
Лексика
"Осень.
Перелетные
птицы".
Наблюдение
примет осени, листопада,
отлет птиц
Образование
и
употребление родственных
слов
"Осень в стихах русских "Транспорт"
поэтов и картинах русских Наблюдения движения на
художников"
улице. Правила дорожного
движения.
Относительные
Употребление предлогов С,
прилагательные.
ПО, НА, ПОД, ЗА, ИЗРаспространение
ЗА"1,2,5,9""Телеграф"
предложений об осени.
"Деформированная фраза"
"4 лишний"
"Узнай
предмет
по
фрагменту"
"Кто больше назовет…"
Пальчиковая гимнаст.
Работа в тетради, в альбоме,
штриховка
"Сложи картинки"
"Повтори числовой ряд"
"Что лишнее"
Грамматика
Неречевые функции
Моторика
2 неделя
Постановка
и
автоматизация звуков
"СЬ, Ц"
слов Деление слов на слоги
Звуко-слоговой анализ слов.
Мягкие
и
твердые
согласные.
Пальчиковая гимн.
Работа в тетраде.
Шнуровка
3 неделя
Постановка
и
автоматизация звука
"З"
Звонкие и глухие согласные.
Звуко-слоговой анализ слов.
Составление схем этих слов.
Выделение
ударных
гласных
"Что изменилось"
"Запомни, положи"
"4 лишний"
Разрезные картинки
Пальчиковая гимнаст.
"Конструирование"
"Мозаика"
4 неделя
Постановка
и
автоматизация звука
"ЗЬ"
Звонкие
и
глухие
согласные.
Мягкие
и
твердые
согласные.
Звуко-слоговой анализ
слов, составление схем.
Выдел. ударного гл.
Поздняя
осень
(предзимье)
Загадки,
пословицы.
поговорки об осени.
Уменьшительноласкательные суффиксы.
Согласование
прилагательных
с
существительными
"Найди ошибку"
"Послушай, повтори"
Развивающие игры.
Пальчиковая гимнаст.
Обводки.
Рисование
предметов обеими рук.
10
ДЕКАБРЬ
Разделы
Звукопроизношение
(индивидуальная работа)
Фонематические функции
Лексика
Грамматика
Неречевые функции
Моторика
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Постановка
и Постановка
и Дифференциация звуков С- Дифференциация
автоматизация звуков Ш, Л автоматизация звуков Ш, Л Ш, постановка звука Л
звуков
С-Ш,
постановка звука Л
Звуко-слоговой анализ слов. Звуко-слоговой анализ слов Звуко-слоговой анализ слов. Звуко-слоговой анализ
Выделен.
ударного
гл. Составление схемы сл.
Выделение ударного гл. слов.
ударного слога. Звонкие и Чтение и печатание этих ударного слога. Звонкие и Выделен. ударного гл.
глухие согласные
слов. Звонкие и глухие глухие согласные
ударного
слога.
в конце слова: СУП, ЗУБ, согласные.
Деление в конце слова: СУП, ЗУБ, Звонкие
и
глухие
СНОП, ДУБ, МОСТ
предложений на слова.
СНОП, ДУБ, МОСТ
согласные
в конце слова: СУП,
ЗУБ, СНОП, ДУБ,
МОСТ
Начало зимы
Зима. Зимующие птицы.
Библиотека. Книги.
Зима. Новогодняя елка.
наблюдение примет зимы,
Знакомство
с
работой
рассматривание картины
библиотеки.
Распространение
предл. УменьшительноПредлоги ПОД, НАД, ЗА, +
Согласован.
словообразование сущ.
ласкательные суффиксы
ИЗ-ЗА,
ИЗ-ПОД. прилагательных
с
ХОККЕЙ-ХОККЕИСТ
Употребление
Согласование числит. с существительными
"Подбери
предмет
к приставочных глаголов
существительными. "1,2,5"
признаку"
"Назови ласково"
ДЕФОРМИРОВАННАЯ
"Родственные слова"
"Большой - маленький"
ФРАЗА
"Скажи иначе"
"Родственные слова"
"Что изменилось"
"4 лишний "
"Отгадай
сказку
по "Украсим
елку
к
"Найди ошибку"
"Узнай по описанию"
отрывку"
празднику"
"Послушай - повтори"
"Кто с кем?"
"Отгадай
сказку
по "Чудесный мешочек"
картинке"
Работа в клетке
Конструирование из бумаги Работа в клетке.
Изготовление елочных
игрушек
11
ЯНВАРЬ
Разделы
Звукопроизношение
(индивидуальная работа)
Фонематические функции
Лексика
Грамматика
Неречевые функции
Моторика
1 неделя
2 неделя
Постановка
и постановка и автоматизация
автоматизация звуков
звуков
Ж, Р
Ж, Р
Чтение предложений из Зв-слоговой анализ, схемы
сказок по карточкам и слов.
Печатать
отгадывание сказки по предложения.
Деление
прочитанному предл.
предл. на слова. Выдел.
ударного гласного.
3 неделя
4 неделя
Дифференциация звуков Ж- Дифференциация
Ш. Постановка звука Р
звуков
Ж-Ш.
Постановка звука Р
Составление схем слов по Составление схем слов
индивидуальным
по
индивидуальным
картинкам.
Чтение, картинкам.
Чтение,
печатание
предложений. печатание
Большая буква и точка в предложений.
предл.
Правописание ШИ
Зима. Зимние забавы и Комнатные растения.
Ткани и другие материалы. Посуда.
Материал,
развлечения.
Наблюдение и уход за Знакомство
с назначение,
Рассматривание картин о комнатными растениями.
разнообразными
видами оформление.
зимних
забавах
и
тканей, профессий людей.
развлечениях
Рассказы
детей
о Распространение
предл. Словообразование
Словообразование
и
Новогодней елке по плану. дополнениями.
Спряжен. прилагат. от существит.
употребление
глаголов, составл. рассказов Употребление сущ. с
относительных
по опорным словам.
уменьшительно-ласк
прилагательных
суффиксами.
"Что
мы
видели
не "4 лишний",
"Подбери
предмет
к "Что изменилось"
скажем…"
"Ботаническое лото"
признаку"
"Сервируем стол к
"Чудесный мешочек"
"Найди по описанию"
"Ателье"
обеду"
Работа в клетке. Обводки. Работа в клетке. Трафареты, Работа в клетке. Обводки, Работа
в
клетке,
Ножницы.
штриховка.
штриховка.
трафареты, ножницы
Ножницы.
Ножницы
12
ФЕВРАЛЬ
Разделы
Звукопроизношение
(индивидуальная работа)
Фонематические функции
Лексика
Грамматика
1 неделя
2 неделя
3 неделя
Постановка
и Постановка
и Постановка
и
автоматизация звуков Ч, Р
автоматизация звуков Ч, Р
автоматизация звуков Ч, Р.
Дифференциация звуков РЛ
Звуко-слоговой анализ слов, Звуко-слоговой анализ слов, Звуко-слоговой анализ слов,
схемы
слов.
Схема схемы
слов.
Схема схемы слов сложной звукопредложения
предложения. Ударения
слоговой структуры. Схема
предложения.
Правописание ЖИ, ШИ
Зима. Зимующие птицы.
Зима. Дикие животные. Как Животные наших лесов,
звери зимуют.
Севера, жарких стран.
Образование
и Притяжательные
Образов и употреблен.
употребление
в
речи прилагательные,
приставочных глаголов,
отглагольных
употребление
в
речи образ.
притяжательных
прилагательных.
отглагольных
прилагательных.
прилагательных.
Неречевые функции
"Чей голос?"
Домино "Птицы"
"Улетают -не улетают"
"Кто где живет"
"Кто лишний"
"Чей голос"
"4 лишний"
"Найди пару"
"Звери играют в прятки"
Моторика
Конструирование птиц из Работа
с
бумагой Работа в клетке.
бумаги. Работа в клетке.
(обрывание) "Звери"
Работа с ножницами,
обводки, трафареты.
4 неделя
Постановка
и
автоматизация звуков
Ч, Р. Дифференциация
звуков Ч-Т
Звуко-слоговой
анализ слов, схемы
слов.
Схема
предложения.
Ударения
Зима.
Итоговая беседа о
зиме.
Использование
относит.
притяжательных
прилагательных.
Предлоги МЕЖДУ,
ЗА, ДО, ИЗ-ЗА, ИЗПОД
"Чудесный мешочек"
"Запомни - положи"
"Что прибавилось"
Работа в клетке.
Работа с ножницами,
обводки, трафареты.
13
МАРТ
Разделы
Звукопроизношение
(индивидуальная работа)
Фонематические
функции
Лексика
Грамматика
Неречевые функции
Моторика
1 неделя
Постановка
и
автоматизация звука Щ
Звуко-слоговой анализ слов,
составление предложений,
печатание
слов
и
предложений, составление
схемы предложений, чтение
коротких
рассказов
по
цепочке
Ранняя весна. Первоцветы.
Праздник 8 марта
Уменьшительноласкательные
суффиксы
Использование
в
речи
простых распространенных
и
сложноподчиненных
предложений
2 неделя
Дифференциация звуков ЧЩ
Правописание
ЧА-ЧУ,
печатание слов, составление
схемы
слов,
составлен
предложений
3 неделя
Дифференциация звуков ЩТЬ, Ш-Щ
Правописание
ЧА-ЧУ,
печатание слов, составление
схемы
слов,
составлен
предложений.
4 неделя
Дифференциация звуков
Ч-Щ-СЬ-ТЬ
Правописание ЧА-ЧУ,
печатание
слов,
составление схемы слов,
составлен предложений,
чтение по цепочке
Весенние
сельско-хоз.
работы. Труд крестьян
Словообразование существ.
муж. и жен. рода по
профессиям, страдательные
причастия, спряжен. глагола
ХОТЕТЬ
Перелетные птицы.
Почта. Профессии.
"4 лишний"
"Запомни,
положи",
"Составь букет"
"Найди два одинаковых
цвета"
Раскрашивание цветов
Работа в клетке
"Найди по описанию"
"Чудесный мешочек"
"Что мы видели не скажем"
"Подбери
предмет
признаку"
"Летает -не летает"
"Что лишние"
Притяжательные
прилагательные, синонимы.
приставочные
глаголы,
описание
птиц
по
предметным картинкам
Работа
с
бумагой Работа с ножницами
(конструирование)
Работа в клетке
Работа в клетке
Словообразование
существ. муж. и жен.
рода по профессиям,
страдательные
причастия, составление
рассказа
по
серии
картинок
к Лото
Домино
Развивающие игры
Складывание конверта
Обводки, трафареты.
Работа в клетке.
14
АПРЕЛЬ
Разделы
Звукопроизношение
(индивидуальная работа)
Фонематические функции
1 неделя
Автоматизация звуков в
стихах
Правописание
ЩА-ЩУ,
печатание,
составление
предложений, схемы предл.
2 неделя
Автоматизация звуков в
стихах
Правописание
ЩА-ЩУ,
печатание,
составление
предложений, схемы предл.
3 неделя
Автоматизация звуков в
сказках, стихах
Правописание
ЩА-ЩУ,
печатание,
составление
предложений, схемы предл.
Лексика
Строительство.
Профессии, машины
механизмы
Словообразование существ.
муж. и жен. рода по
профессиям, страдательные
причастия, спряжен. глагола
ХОТЕТЬ
Рыбы
(морские,
пресноводные,
аквариумные)
Пересказ
прочитанных
рассказов,
Составление
описаний
рыб
по
предметным картинкам.
Инсценирование сказки
Весна. Сад. Парк. Лес. Луг.
Грамматика
Неречевые функции
"Мы строители"
"Наша улица"
"Что мы делали, не скажем"
"4 лишний"
"Зоологическое лото"
""Подбери
предмет
признаку"
"Поймай рыбку"
из "Поймай рыбку"
Работа с ножницами
Работа в клетке
Моторика
Изготовление домов
бумаги (складывание)
Работа в клетке
4 неделя
Автоматизация звуков
в сказках, стихах
Печатание
предложений,
составление
схем
предложений.
Весна. Цветы Цветут.
Степени
сравнения
прилагательных
Придумывание вопросов по
содержанию прочитанных
рассказов
Заучивание
стихов
Ф.И Тютчева. А.К
Толстого
Составление
описаний
цветов
Употребление
всех
видов предложений
"4 лишний"
"Соберем букет"
"Что изменилось"
Лото "Цветы цветут"
к "Посмотри,
запомни, "Подбери по цвету"
выложи"
"Что где растет"
"Ботаническое лото
Изготовление цветов из Рисование "Цветы"
бумаги (оригами)
"Цветы" (оригами)
Работа в клетке
Работа в клетке
15
МАЙ
Разделы
Звукопроизношение
(индивидуальная работа)
Фонематические функции
Лексика
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4неделя
Закрепление правильного Закрепление правильного Закрепление правильного Закрепление
звукопроизношения
звукопроизношения
звукопроизношения
правильного
звукопроизношения
Шипящие и свистящие Шипящие и свистящие Шипящие и свистящие Печатание
согласные,
правописание согласные,
правописание согласные,
правописание предложений.
ЖИ, ШИ, ЧА, ЧУ, ЩА, ЩУ ЖИ, ШИ, ЧА, ЧУ, ЩА, ЩУ, ЖИ, ШИ, ЧА, ЧУ, ЩА, ЩУ, Правописание
придумывание слов с этими придумывание слов с этими безударных гласных
орфограммами
орфограммами
Насекомые
Праздник Победы
Спорт.
Виды
спорта. Времена года
Спортивные игры,
Развлечения
Грамматика
Умение вести диалог по
прочитанному.
Употребление
полных
распространенных
предложений
Умение вести диалог по
прочитанному.
Употребление
полных
распространенных
предложений
Словообразование
существительных,
обозначающих
спортсменов.
Словообразование
действительных причастий
Итоговая беседа
Неречевые функции
Моторика
Развивающие игры
Работа в клетке
Рисование, обводки.
Развивающие игры
Работа в клетке
Работа с ножницами
Развивающие игры
Работа в клетке
Мозаика
Конструирование
Развивающие игры
Игры по желанию
16
2.3 Планирование индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению
1. Подготовительный этап
Задача: тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой
коррекционной работе, а именно:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;
б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и
специальных упражнениях;
в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной
достаточности для постановки звуков;
в) в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой
гимнастики;
г)
укрепление
физического
здоровья
(консультации
врачей
узких
специалистов при необходимости медикаментозное лечение, массаж)
2. Формирование произносительных умений и навыков
Задачи:
а) устранение дефектного звукопроизношения;
б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходныеартикуляционно и
акустически;
в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной
(фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе:
1). постановка звуков в такой последовательности:
- свистящие С, 3, Ц, С’, 3'
шипящий Ш
соноры Л
шипящий Ж
соноры Р, Р'
- шипящие Ч, Щ
Способ постановки:
Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):
для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка» «Желобок», «Щеточка», «Футбол»,
«Фокус»;
для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;
для Р, Р': «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик»,
«Гармошка», «Пулемет»;
для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык». Работа по постановке звуков проводится
только индивидуально.
2). автоматизация каждого исправленного звука в слогах:
По мере постановки может проводиться как индивидуально, так в подгруппе:
а) 3, Ш, Ж, С, 3', Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в
последнюю очередь - в слогах со стечением согласных;
б) Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением
согласных;
17
в) Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно
вырабатывать вибрацию.
3). автоматизация каждого исправленного звука в словах:
проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется
в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети
со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная
работа проводится в подгруппах.
4). автоматизация звуков в предложениях.
Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные
предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихи с
данным словом.
5). дифференциация звуков:
С – З, СЬ – Ц, С – Ш;
Ж – З, Ж – Ш;
Ч – ТЬ, Ч – СЬ, Ч – Щ;
Щ – С, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш;
Р – Л, Р – РЬ, РЬ – ЛЬ, РЬ – Й, ЛЬ – Л
6).автоматизация в спонтанной речи:
(в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т.
д.).Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными
особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению.
3. совершенствование фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза слов
параллельно с коррекцией звукопроизношения.
4. систематические упражнения на развитие внимания, мышления на отработанном
материале.
5. развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.
Лексические играмматические упражнения. Нормализация просодической стороны речи.
Обучение рассказыванию.
Содержание подгрупповой работы отражается в календарно-тематическом планировании.
Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может
меняться по усмотрению логопеда.
2.4 Диагностика речевого развития детей (методика обследования речевого развития
старших дошкольников)
Цель: определение уровня речевого развития и выработка на этой основе
индивидуального подхода к ребенку при решении вопроса о школьной зрелости в области
коммуникативного развития.
Материал. Игрушки: теремок, ежик, медведь, козленок, деревья (Фигуры настольного
театра), собака (мягкая игрушка). Картинки: лиса, волк, медведь, рысь, лось (животные,
название детенышей которых образуются при помощи суффикса – ОНОК, возможны
замены картинок, но при этом название детенышей животных не должны быть из числа
часто употребимых, хорошо знакомых типа «котенок»). Набор предметных картинок с
предметами, в названиях которых (в начале, середине и конце слова) есть часто
нарушаемые звуки: л, ль, р, рь, с, сь, з, зь, ш, щ, ж, ч, ц . (Лучше, чтобы предметы были даны
18
в контексте сюжетной картинки, открытки; тогда старший дошкольник не замечает
тестирующий характер заданий и ему интересно рассматривать картинки).
Инструкция. Обследование проводится индивидуально. Взрослый предлагает рассмотреть
и назвать картинки, которые он принес (проверка звукопроизношения). Ребенок называет
их самостоятельно, либо повторяет названия за взрослым (при направленном обозначении
словом предмета). В том случае, если при знакомстве с ребенком и при первом речевом
контакте логопед обнаруживает легкость общения и общее впечатление правильной в
звуковом отношении речи, логопед для сокращения времени тестирования может
предложить следующую игру со звуками.
- Давай с тобой поиграем со звуками и словами. Я буду их произносить, а ты повторяй.
Послушай,
ло-ло-ло, на солнышке тепло;
ли-ли-ли, в банке мотыли;
ра-ра-ра, играет детвора;
ри-ри-ри, прилетели снегири;
са-са-са, к нам летит оса;
си-си-си, звери едут на такси;
за-за-за, вот идет коза;
зи-зи-зи, смело тормози;
ша-ша-ша, шубка очень хороша;
ща-ща-ща, нет щетинки у леща;
жук-жук-жук, вылез майский жук;
ча-ча-ча, каша слишком горяча;
цо-цо-цо, снесла курица яйцо.
Далее разворачивается общение по следующему сценарию.
Послушай историю, которая произошла в лесу (выставляются деревья). Это лес. Идет по
лесу медведь и вдруг видит на полянке козленка. Спрашивает медведь: «Что ты тут делаешь
в этом дремучем лесу такой маленький, такой домашний козленок?» - «Я не козленок, я
мальчик Саша. Меня заколдовала волшебница. Сказала, пока не отгадаю ее загадки, не
расколдует». Поможем козленку отгадать загадки волшебницы? (Речь сопровождается
действиями с игрушками. Логопед дожидается утвердительного ответа на предложение. В
случае легкого эмоционального контакта с ребенком и полной его готовности к общению
при проверке звукопроизношения для ускорения обследования этот зачин можно опустить
по усмотрению логопеда.)
1. Словарь
1.
Отгадай загадку:
Желтая хозяюшка из лесу пришла,
Всех кур пересчитала и с собою унесла.
2. Вот лиса давай её рассмотрим (картинка).
1.
Расскажи, какая лиса ? (Точные определения.)
2.
Что умеет делать лиса? (Глаголы движения. Подсказка: представь себе, лиса целый
день в лесу, чем она там занимается?)
3.
Лиса от погони не просто убегает, а…? Как сказать по другому? Назови слова,
близкие по смыслу. (Подбор синонимов. Подсказка: лиса не просто бежит, а мчится, как
угорелая…несется, как стрела… .)
19
4.
Вот лиса, волк, медведь, как их назвать одним словом? (Обобщающие понятия.)
2. Словообразование. Грамматика
Рассмотри эти картинки. Вот лиса.
1.
Кто детеныш у лисы? А если их много?
2.
Кто детеныш у волка (картинка)? Кто детеныши у волка?
3.
Кто детеныш у медведя? А если их много?
4.
У лося детеныш - … . А если их много - …
5.
У рыси детеныш - … . детеныши -… .
3. Словоизменение. Грамматика
Отгадай еще загадку: Дом сторожит, с хозяином дружит.
Живет под крылечком, хвост колечком.
Правильно. Вот он пес Гаф. “Гаф, гаф! Я пес Гаф, я умею считать! Вот спроси: Гаф, Гаф,
сколько у тебя хвостов? – и я отвечу” (от лица персонажа логопед обращается к ребенку).
Ну, спроси: “Гаф, Гаф, сколько у тебя… хвостов? ”
А теперь спроси
1) про уши,
2) про брови,
3) про глаза,
4) про нос,
5) про рот,
6) про лапы.
(На каждый вопрос ребенка логопед отвечает от лица персонажа.)
4.Связная речь
На столе выставляется теремок и ежик (лесная сценка сохраняется). Логопед обращается к
ребенку: «Чтобы волшебница расколдовала козленка, сочини свою историю, которая
произошла в лесу» (если ребенок долго молчит, ему подсказывают начало: «Стоял в лесу…
В нем жил… Как-то раз…» и т. д.). Если ребенок самостоятельно составляет творческий
рассказ (сказу-импровизацию) с элементами творчества или воспроизводит зачин
методики, обследование на этом заканчивается. Если рассказывание было совместным,
ребенку предлагают рассказать сказку, которую он хорошо знает, например, «Курочку
Рябу», «Репку»,и т.п. При затруднении дается подсказка в виде начала предложения. В
заключении логопед говорит, что ребенок очень хорошо помогал козленочку отгадывать
загадки волшебницы, и она его обязательно расколдует.
2.5 Работа с родителями
Месяц
Содержание работы
Сентябрь
Беседа с родителями: сбор анамнеза, анкетирование,
ознакомление с данными обследования. Консультации по
автоматизации звука «С». Сайт: «Чистоговорки для
каждого дня». Совместные занятия.
20
Октябрь
Оформление экранов звукопроизношения, наглядности:
«Правильно ли говорит ваш ребенок». Консультации по
автоматизации звука «Сь». Сайт: «Поможем ребенку
заговорить чисто». Совместные занятия.
Ноябрь
Индивидуальные
консультации
по
потребности.
Консультации по автоматизации звука «Сь», «Ж». Сайт:
«Пальчиковые игры, шнуровки и мозаики. Для чего?».
Совместные занятия.
Декабрь
Индивидуальные
консультации
по
потребности
Консультации по автоматизации звука «З» и «Зь». Сайт: «У
вашего ребенка трудности в запоминании стихов?».
Совместные занятия.
Январь
Индивидуальные
консультации
по
результатам
диагностики. Консультация по автоматизации звуков «Ш»,
«Ц». Сайт: «Будем чисто говорить». Совместные занятия.
Индивидуальные консультация для родителей старших
групп
«Профилактика
дислалии
и
дисграфии».
Консультация по автоматизации звука «Л», «Ль».
Совместные занятия.
Февраль
Март
Индивидуальные
консультации
по
потребности.
Консультация по автоматизации звука «Ш», «Р». Сайт:
«Кинезиологические упражнения». Совместные занятия.
Апрель
Заключительная
консультация:
рекомендации
по
автоматизации всех звуков. Сайт: «Просодические
компоненты речи». Совместные занятия.
Май
Дополнительные консультации. «Контроль за речью детей
в летний период времени». Сайт: «Что необходимо для
успешного обучения в школе».
Июнь
Индивидуальные консультации по автоматизации звуков у
детей группы. Сайт: «Обучение без стресса».
21
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Формы работы:
Индивидуальные занятия;
Подгрупповые занятия (микрогруппы).
Принципы объединения в микрогруппы:
- однородные дефекты произношения звуков;
- индивидуальные (поведенческие, характерологические) особенности детей;
- по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в
коррекции произношения.
3.2 Образовательная нагрузка:
Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие
сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 7 человек. Занятие
длится 20-25 минут (для детей 7-го года жизни – 25-30 минут). Занятия в микрогруппах –
по 2-3 человека, 20-25 минут (для детей 7-го года жизни – 25-30 минут), продолжительность
индивидуальных занятий 20-30 минут (продолжительность коррекционно-развивающей
работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей).Все занятия
проводятся 2 раза в неделю в первой половине дня, при необходимости занятия могут
переноситься и на вторую половину дня после дневного сна. В течение занятия статическое
положение детей чередуется с динамическим.
3.3 Условия реализации программы
Психолого-педагогические условия реализации программы:
Для успешной реализации программы должны быть обеспечены следующие
психолого-педагогические условия, которые гарантируют охрану и укрепление
физического и психического здоровья детей, обеспечивает их эмоциональное
благополучие:
-уважительное отношение к человеческому достоинству детей, формирование и
поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и
способностях;
- использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми,
соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (игра дидактическая,
развивающая, игровое упражнение);
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с
детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего
социальную ситуацию его развития;
- поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг
к другу и взаимодействия детей с друг другом в разных видах деятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах
деятельности;
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников
совместной деятельности и общения;
- защита детей от всех форм физического и психического насилия;
- поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении здоровья, вовлечение семей в непосредственно образовательную деятельность.
22
Материально-технические условия реализации программы:
Оборудование логопедического кабинета
1. Оснащение кабинета:
Зеркало настенное (50 100 см) с лампой дополнительного освещения;
Зеркала для индивидуальной работы (6 шт.);
Ковер напольный;
Шкафы для хранения пособий;
Столы для детей;
Стулья детские;
Стол, стулья для работы логопеда с документацией.
2. Учебно-методические пособия:
а) для коррекционной логопедической работы:
по звукопроизношению (речевые профили звуков, карточки с изображением символов
звуков, картинный материал для автоматизации поставленных звуков, рабочие тетради
для закрепления звуков, речевое домино, логопедическое лото, речевые домики);
по фонематическому восприятию (наборы картинок, тетради для развития
фонематического слуха);
по лексическому запасу (дидактические игры, наборы картинок);
по связной речи (наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для
составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, алгоритмы, опорные
схемы для составления описательных рассказов);
методическая литература по разделам
б) для обследования интеллекта, развития памяти, внимания, мышления:
счетный материал;
пирамидки;
разрезные картинки разной конфигурации;
набор картинок «Четвертый лишний»;
набор карточек на обобщающие темы;
наборы картинок для игр «Чей силуэт», «Что сначала, что потом», «Путаница»,
«Нелепицы».
в) картотеки:
артикуляционная гимнастика в картинках;
пальчиковые игры;
дыхательные упражнения и игры;
наборы предметных картинок по лексическим темам;
загадки, чистоговорки, скороговорки;
упражнения на релаксации
г) пособия и материалы:
— на развитие дыхания:
свистки
дудочки
воздушные шары
вертушки
мыльные пузыри.
23
— на развитие мелкой моторики:
матрешки
шнуровки
пирамидки
пазлы
трафареты
— по обучению грамоте:
настенная азбука
кассы букв и слогов
предметные картинки на каждую букву
трафарет
схемы артикуляции звуков
материал для звукобуквенного анализа и синтеза
3. Педагогическая документация:
Логопедические карты на каждого ребенка;
Годовой план работы;
Список детей группы ФНР;
Расписание занятий;
Циклограмма рабочего времени;
Календарно-тематическое планирование;
Конспекты фронтальных занятий;
Планы индивидуально-подгрупповых занятий;
Тетрадь взаимодействия с воспитателями;
Отчет о результатах работы;
Паспорт логопедического кабинета
24
Приложение №1
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ
ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПРОТОКОЛ ГБДОУ № ______
по отбору детей, имеющих нарушения речевого развития (нарушение произношения отдельных звуков, фонетическое недоразвитие речи),
на 20___-20___ уч.г.
Результаты медико-психологопедагогического
сопутствующий
диагноз
№
ФИО ребёнка.
п/п
Дата рождения.
речевое
заключение
Выводы специалистов и особые
мнения специалистов (при наличии)
Рекомендации комиссии
Домашний адрес.
Из какого ГДОУ
обследования ребенка
Рег. номер.
1
Приложение № 2 «Речевая карта ребенка»
РЕЧЕВАЯ КАРТА
ФИО ребенка:
Домашний адрес:
Решением ПМПК/ППК от _____________ 20 ____ г.
Дата рождения
Сопутствующие заболевания:
Протокол № ______
25
На логопункт какого ГДОУ
направлен(а)
Примечание
Заключение ПМПК/ППК:
Дата зачисления на логопедический пункт ГБДОУ № _____: ____________ 20_____г.
Планируемое время занятий: ______полугодие (с _________________ 20____г. по __________________20_____ г.)
Логопедическое заключение:
Продление до ____________ 20 ____ г.
По причине _____________________________________________
Состояние речи: ______________________________________________________________________________________
Решением ПМПК/ППК от __________ 20 ____ г.
Протокол № ______
Логопед:
Дата выпуска: ____________ 20 ____ г.
Выпускается в (ДОУ, школу )______________________________
Состояние речи: ______________________________________________________________________________________
Решением ПМПК/ППК от __________ 20 ____ г.
Протокол № ______
Логопед:
Психолого-педагогическое и логопедическое обследование
Психологические особенности
контактен, с трудом идет на контакт, замкнут, негативен
Зрительный гнозис
Цвет – определяет, затрудняется
Форма - определяет,
затрудняется
Узнавание по контуру – узнает,
затрудняется
Оптико-пространственный
праксис
Верх-низ - определяет,
затрудняется
Впереди-позади определяет, затрудняется
Лево-право - определяет,
затрудняется
Память
Соответствует возрасту, снижен объем кратковременной памяти, долговременной памяти
Внимание
Соответствует возрасту, неустойчивое, часто отвлекается
26
Мышление
Соответствует возрасту, развито не достаточно
Мелкая моторика
Ведущая рука (правая, левая, амбидекстр), все движения выполняет правильно, моторика развита
недостаточно, моторная неловкость
Строение и подвижность
артикуляционного аппарата
Губы – норма, толстые, тонкие,
малоподвижные
Язык – норма,
вялый, массивный,
малоподвижный
Твердое небо – норма, высокое, узкое,
низкое, готическое, широкое
Подъязычная связка – норма,
утолщена, укорочена,
послеоперационные рубцы
Зубы – норма, мелкие, крупные,
редкие, зубной ряд нарушен,
отсутствие резцов
Прикус – норма,
прогения,
прогнатия, передний
открытый, боковой
открытый
Мягкое небо – норма, длинное, короткое,
неподвижное, подвижное, расщелина,
рубцы
Саливация – незначительная,
повышенная
Синкенизии - незначительные
Арт. позы –
Переключаемость – норма, нарушена,
выполняет точно,
слабая
удерживает, не
выполняет,
удерживает с трудом
Состояние звукопроизношения
с
сь
з
зь
ц
ш
ж
ч
щ
л
ль
р
рь
Произношение слов сложной слоговой конструкции – произносит, затрудняется
Состояние дыхательной функции – свободное, ровное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное
Характеристика голоса – сильный, звонкий, глухой, сдавленный, хриплый, тихий
Динамическая сторона речи
Темп – норма,
замедленный,
ускоренный
Ритм – норма, словесное
ударение употребляет не
правильно
Паузы – норма, речь
неразборчива, сбивчива
Интонирование
– норма,
недостаточно
выразительно
27
Состояние фонематических
функций
Повторение слогов –
повторяет, затрудняется
Дифференциация звуков
справляется, затрудняется
Подбор картинок с
Определение
заданным звуком –
последовательности звуков в
справляется, затрудняется словах - справляется,
затрудняется
Выделение ударного
гласного – выделяет, нет
Выделение
последнего
звука –
выделяет, нет
Фонематический синтез –
проводит, не справляется
Подбор слов с
заданным
звуком справляется,
затрудняется
Понимание речи
В полном объеме, на уровне фразы, не понимает сложные грамматические конструкции
Лексический запас
Игрушки, животные, овощи, фрукты, посуда, животные и тд – называет, затрудняется
Глагольный словарь
Норма, беден, неточен
Прилагательные
Норма, беден, ограничен
Состояние словоизменения
Мн.ч. сущ-х в Им.п. - справляется,
затрудняется
Мн.ч. сущ-х в Р.п. - справляется,
затрудняется
Употребление предлогов справляется, затрудняется
Согласование существительных и
прилагательных - справляется,
затрудняется
Согласование существительных
и числительных - справляется,
затрудняется
Изменение существительных по
падежам - справляется,
затрудняется
Состояние словообразования
Связная речь
Образование уменьшительно-ласкательных форм
существительных - справляется, затрудняется
Образование относительных
прилагательных от существительных справляется, затрудняется
Образование притяжательных прилагательных от
существительных - справляется, затрудняется
Образование приставочных глаголов справляется, затрудняется
Соответствует возрасту, недостаточно развита, неразвита
28
С
сь
З
зь
Ц
Ш
Ж
Ч
Щ
Л
ль
Р
Примечания
Речевое
заключение
Зубы
Подъяз. связка
имя
Звукопроизношение
Дата р.
возраст
Прикус
Фамилия,
№
Звуко-слоговая
структура
Приложение № 3 «Журнал обследования речи детей»
Группа _________________________ 20___ года.
рь
1
Логопункт какого
ГБДОУ
посещал(а)
Примечание
Из какого ГБДОУ
Приложение № 4 «Протокол по выпуску и продлению детей, имеющих нарушения речевого развития»
ФИО ребёнка.
№ и дата
Результаты медико-психологоДата рождения. Протокола
педагогического
Заключение о состоянии
Домашний
(зачисления)
обследования ребенка
соматического и нервно-психического
адрес.
здоровья и
сопутствующий
речевое
№
Рег. номер:
индивидуально ориентированные
диагноз
заключение
п/п
психолого-медико-педагогические
рекомендации
1
Приложение № 5 «Отчет об эффективности работы учителя-логопеда»
Речевое
заключение
Кол-во
Выпущено с
чистой
Выпущено со
значительным
Кол-во
продлённых
Кол-во
выбывших
Выпущены и
направлены
29
улучшением
речи
детей
детей
Не пройден
полный курс
обучения
ФНР
ТНР. ОНР
(направленные
ТПМПК)
30
в массовую
школу
речью
в массовый
д/с
детей, зачисленных
на логопедический
пункт