Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 61
Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Ягодка»
ПРИНЯТА Педагогическим советом ГБДОУ д/с
№ 61 «Ягодка»
Протокол № 1 от «29» августа 2024 г.
УТВЕРЖДЕНА
приказом № 34од/о от «29» августа 2024 г.
Заведующий ГБДОУ д/с № 61 «Ягодка»
_____________Шевченко О.В.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«АНГЛИЙСКИЙ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ»
Срок освоения: 1 год
Возраст обучающихся: от 4 до 5 лет
Разработчик: Молофеева Е.В.,
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2024 год
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
№
Содержание
п/п
Страница
1.
Пояснительная записка
3
1.1
Основные характеристики Программы (направленность,
3
адресат, актуальность, отличительные особенности, уровень
освоения, объем и срок освоения)
1.1.1
Цель и задачи Программы
4
1.1.2
Планируемые результаты освоения Программы
5
1.2
Организационно-педагогические условия реализации
5
Программы
1.2.1
Язык реализации, форма обучения, особенности реализации,
5
условия набора и формирования групп
1.2.2
Формы организации и проведения занятий
6
1.2.3
Материально-техническое оснащение Программы
6
2.
Учебный план
6
3.
Календарный учебный график
7
4.
Рабочая программа
7
4.1
Особенности организации образовательного процесса
7
4.2
Задачи обучения
7
4.3
Содержание обучения
8
4.4
Календарно – тематическое планирование работы
8
5.
Методические и оценочные материалы
10
5.1
Педагогические методики и технологии, дидактические материалы
10
5.2
Информационные источники
11
5.3
Оценочные материалы
11
2
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Английский для маленьких» (далее –
Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в РФ», Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 31.03.2022 года
№ 678-р, приказом Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам», распоряжением Комитета по образованию СанктПетербурга от 25.08.2022 года № 1676-р «Об утверждении критериев оценки качества
дополнительных
общеразвивающих
программ,
реализуемых
организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями
Санкт-Петербурга», а также с учетом профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых», утвержденного приказом Министерства
труда и социальной защиты РФ от 22.09.2022 года № 652н.
Направленность программы: социально-педагогическая (социально-гуманитарная).
Образовательная деятельность при реализации Программы осуществляется с
использованием игровых форматов и технологий для формирования у обучающихся
навыков, связанных с эмоциональным, интеллектуальным, духовным развитием человека, в
том числе, развитием культуры межнационального общения.
Адресат: дети пятого года жизни.
Актуальность. В возрасте 4 – 5 лет происходит интенсивное формирование и развитие
навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств
предметов, воздействия на них с целью изменения. Этот уровень умственного развития, т.е.
наглядно-действенное мышление, является как бы подготовительным. Он способствует
накоплению фактов, сведений об окружающем мире, созданию основы для формирования
представлений и понятий.
Возможность опоры на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную
мотивацию речи на иностранном языке, сделать интересными и осмысленными даже самые
элементарные высказывания. Игра в обучении иностранному языку не противоречит
учебной деятельности, а органически связана с ней.
Дети дошкольного возраста способны к овладению вторым языком. В этот период
изучения иностранного языка закладываются основы коммуникации на иностранном языке,
необходимые и достаточные для дальнейшего их развития и совершенствования.
Чтобы заложить основы коммуникации на английском языке, требуется достаточно
продолжительный срок, потому что дошкольнику нужно с первых шагов ознакомиться с
изучаемым языком как средством общения. Это значит, что они должны учиться понимать
иноязычную речь /английскую/ на слух /понимание/, выражать свои мысли средствами
изучаемого языка /говорение/.
Начальный этап важен еще и потому, что от того, как идет обучение на этом этапе,
зависит успех в овладении английским языком на последующих этапах.
Дети дошкольного возраста способны воспринимать общение на иностранном языке
без особого стресса и постепенно приучиться отвечать на овладеваемом ими языке. Из
сказанного следует, что обучать надо сначала пониманию и воспроизведению, а также
3
производству /порождению/ элементарных речевых высказываний, обуславливаемых
ситуациями общения, которые возможны в условиях иностранного языка в детском саду.
В этом возрасте следует использовать простые ситуативно обусловленные высказывания,
иными словами, единицы речи должны быть непременно соотнесены с конкретной
ситуацией общения.
Это обуславливается способностью дошкольника понимать смысл сказанного,
ориентируясь не только на само высказывание, но и на всю ситуацию в целом. Он может
воспроизводить нужное речевое действие в аналогичной ситуации.
При построении процесса обучения детей английскому языку необходимо учитывать
индивидуальные, психофизические возможности детей, их личностные, познавательные,
игровые потребности. Реализация Программы происходит в формах, специфических для
детей дошкольного возраста, прежде всего в форме игры или диалога, познавательной и
исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей
познавательное развитие ребенка.
Раннее обучение создает прекрасные возможности для формирования позитивной
мотивации к познанию языкового и культурного многообразия мира.
Этот возраст особенно благоприятен для начала изучения иностранного языка:
шестилетки отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес
осмыслению речевого опыта, «секретов» языка. Они легко и прочно запоминают небольшой
по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят. С возрастом эти благоприятные
факторы теряют силу.
Игра в этом возрасте является основным видом деятельности, поэтому возможность
опоры на игровую деятельность позволит обеспечить естественную мотивацию речи на
иностранном языке, сделать интересными и осмысленными даже самые элементарные
высказывания.
Отличительные особенности. Каждый вид занятия строится как вид общения,
максимально приближенный к естественному общению. Особое внимание следует обратить
на фонетическую сторону речи: произношение звуков, овладение основными типами
интонации в английском языке. Каждое занятие следует начинать с фонетической разминки.
Считалки, четверостишия, песенки направлены на развитие и совершенствование
произносительных навыков, создание благоприятного эмоционального настроя.
Физкультминутки не только снимают усталость и напряжение у детей, но и развивают их
внимание и память. Кроме того, дети упражняются в произношении.
Уровень освоения: общекультурный. Предполагает удовлетворение индивидуальных
потребностей в интеллектуальном совершенствовании, освоение прогнозируемых
результатов Программы, презентацию результатов на уровне ГБДОУ.
Объем и срок освоения: общее количество учебных часов – 36, срок освоения – 1 год.
1.1.1 Цель и задачи программы
1. Приобщать ребенка к иноязычной культуре.
2. Воспитывать интерес к иноязычной культуре.
3. Научить ребенка общению на английском языке /использовать речевые образцы
говорения в специально созданных ситуациях общения/.
Приоритетная задача:
Воспитание интереса и уважения к культуре, традициям людей, говорящих на другом языке.
4
Задачи развития:
Прививать навыки устной речи на иностранном языке /понимание, говорение/;
Способствовать приобретению детьми лингвистических знаний в области фонетического,
словесного строения иноязычной речи;
Развивать металингвистические способности детей;
Создавать условия для овладения первичной коммуникации на втором языке,
формировать элементарные навыки общения;
Подготовить к дальнейшему, более осознанному изучению английского языка.
1.1.2 Планируемые результаты освоения Программы
К концу первого года обучения дошкольник сможет:
Понимать на слух элементарную английскую речь в нормальном темпе в предъявлении
преподавателя, в том числе указания, связанные с заданием, распоряжения – команды,
связанные с проведением зарядки.
Понимать реплики других детей.
Уметь здороваться, прощаться, благодарить, извиняться.
Поддержать диалог этикетного характера.
Представлять себя, своих членов семьи.
1.2 Организационно-педагогические условия реализации Программы
1.2.1 Язык реализации, форма обучения, особенности реализации, условия набора и
формирования групп
Образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской
Федерации.
Форма обучения: очная.
Особенности реализации Программы: организация занятий в каникулярное время не
предусмотрена, в рамках реализации Программы предусмотрены открытые занятия для
педагогов и родителей, праздник на английском языке (Сhristmas); Программа предполагает
создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка
в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами.
1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание
таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора
деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при
освоении новых знаний и жизненных навыков.
2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской
успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка,
стимулирование самооценки.
3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.
4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей развитию ребенка и
сохранению его индивидуальности.
5. Сбалансированность подвижных и статичных форм активности.
6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного
возраста.
Условия набора и формирования групп: принимаются все желающие, группа
формируется по возрасту, допускается дополнительный набор обучающихся (при наличии
5
места) на первый и последующие годы обучения. Количество обучающихся: в соответствии
с требованиями СанПиН, количество человек в группе – 13-15.
1.2.2 Формы организации и проведения занятий
Занятия проводятся подгруппами, используется индивидуальная работа. Формы
проведения занятий: традиционные, нетрадиционные, праздник. Формы организации
деятельности обучающихся:
- фронтальная (беседа, показ, объяснение)
- групповая (общение, помощь)
- коллективная (пение и движения под музыку, рассказывание стихотворений)
- индивидуальная (по потребности)
1.2.3 Материально-техническое обеспечение Программы
Плакаты:
Овощи
Фрукты
Мебель
Профессии
Семья
Животные
Цвета
Времена года
Красная шапочка (английские предлоги)
Сюжеты
Действия
Игрушки (образные)
Предметные картинки
Пиктограммы
Книжки с картинками
Аудио с песнями, стихами на английском языке
ТСО
2. Учебный план
№
п/п
2.
Название
раздела,
темы
Вводное
занятие
Сентябрь
Октябрь
3.
4.
Ноябрь
Декабрь
8
8
2
2
6
6
5.
Январь
6
3
3
1.
Всего
Количество часов
Теория
Практика
2
1
1
6
8
1
2
5
6
Формы контроля
Игра «Знакомство»
Игра «Как ты
помогаешь маме»
«Составь пирамидку»
«Поздравь друзей с
Новым годом»
«Что нарисовано на
картине»
6
6.
7.
8.
Февраль
Март
Апрель
8
8
8
2
2
2
6
6
6
«Раз, два – выполняй!»
«Помоги обезьянке»
«На чем поедем в
гости»
9.
Май
8
2
6
Повторение
пройденного материала
3. Календарный учебный график
Год
обучения
1-ый год
Дата начала
обучения по
программе
01.09.2023 г.
Дата
окончания
обучения по
программе
31.05.2024 г.
Всего
учебных
недель
36
Количество
учебных
часов
36
Режим
занятий
1
раз
неделю
минут
в
20
4. Рабочая программа
4.1 Особенности организации образовательного процесса
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом
деятельности является игра. Поскольку детям среднего дошкольного возраста свойственно
наглядно – образное мышление, при овладении новым средством общения /коим является
английский язык/, важно задействовать зрительный канал. Предъявляя учащимся предметы,
картинки /предметные, ситуативные, тематические/, аппликации, мы загружаем этот канал.
По использованию анализаторов в процессе овладения английским языком
вычленяют словесные, наглядные, практические средства обучения.
К первым относятся звукозапись и речь педагога, ко вторым – картинки,
дидактические игрушки /Воронцовой/, образные игрушки, предметы, окружающие детей,
раздаточный дидактический материал, создаваемый самим педагогом, картинки. К
последним – видеозапись, самостоятельная речевая деятельность ребенка.
Программу по изучению иностранного языка для детей 4-5 лет предлагается
осуществлять преимущественно на основе широкого использования игровой деятельности
детей. Однако в этом возрасте уже используются и другие виды деятельности, имеющие
важное значение для становления личности ребенка. Среди них - двигательная деятельность
детей (выполнение зарядки-разминки) и изобразительная деятельность.
На начальном этапе обучения детей английскому языку необходимо многократное
повторение изученного ими материала. Для этого целесообразны упражнения, в которых
знакомые слова будут повторяться в различных сочетаниях и ситуациях. Такими
упражнениями могут быть считалки, стишки, песенки, инсценировки и др. Большое значение
при изучении английского языка имеет заучивание наизусть стихотворений и песенок,
поскольку лексический материал, организованный в звучных ритмических стихах со
смежными рифмами, не только легко заучивается детьми, но и длительное время хранится в
памяти.
7
4.2 Задачи обучения английскому языку детей 5 года жизни
Заложить основы дальнейшего изучения иностранного языка
Моделировать на занятиях условия реального общения
Развивать у детей мышление, внимание, восприятие, память, эмоции, воображение
Формировать у детей навыки и умение решать элементарные коммуникативные
задачи в рамках определенного набора сфер и ситуаций общения.
Понимать элементарные фразы на изучаемом языке
Ожидаемые результаты:
Дети понимают основное содержание учебных песен с опорой на зрительную и
двигательную активность
Дети знают названия простых вещей и явлений, окружающих их в повседневном мире
Дети произносят элементарные слова приветствия и прощания
Дети понимают элементарные команды
Дети считают до 5
В данном курсе обучение чтению и письму на английском языке не
предусматривается.
4.3 Содержание обучения
1. Работа над произношением: скороговорки, рифмовки, сказки, зарядки, жестикулирование.
2. Работа с предметами: описание, диалог с игрушкой, игры и сказки.
3. Работа с картинкой: описание, детализация, диалог, игры.
4. Разучивание и декламация стихов, потешек, считалок, рифмовок, песенок.
6. Подвижные игры: игры с мячом, «цепочка» с игрушкой, зарядки, физкультминутки, танцы
и хороводы, команды в движении.
8. Спокойные игры: настольные, лото, загадки, кроссворды.
9. Творческие и ситуативные игры: ролевые игры, интервью, бытовые сюжеты.
10. Воспроизведение ситуативных диалогов.
4.4 Календарно – тематическое планирование работы по обучению детей 5-го года
жизни английскому языку
Сентябрь.
Лексическая тема: знакомство, приветствие, счет до 5.
Кроме речевых образцов для понимания и говорения, ребенок должен усвоить лексические
единицы.
К середине сентября ребенок в плане общения сможет:
Поздороваться –
Good morning.
Попрощаться –
Good bye; Bye – bye; Bye.
Поприветствовать –
Hi; Hello; How are you?
Представиться –
My name is; I’m four; I.
Сосчитать до 5 –
Оne’ two’ three’ four’ five.
Ребенок к концу сентября сможет понять обращенную к нему иностранную речь,
ориентируясь на контекст ситуации общения, и ответить в соответствии с речевым образцом
для говорения. Ребенок также сможет рассказать несложное стихотворение. Усвоению
образцов для говорения способствуют специальные игры – упражнения, игровые ситуации,
дидактические пособия.
8
Октябрь.
Лексическая тема: семья, животные.
Лексические единицы по мини – теме семья:
Mom; dad; boy; girl; grandmother; grandfather;
умение поблагодарить: thank you; thanks; please.
По мини – теме животные:
A cat ; a dog ; a fox ; a frog ; a tiger ; a wolf ; a lion ; an owl ; shark ;
Mouse; elephant; an eagle; a snake; a parrot; a bear
Для овладения детьми лексических единиц используются игрушки, изображающие
животных, картинки с изображением членов семьи, picture – making, дидактическая игра
«шапка – невидимка» /ребенок называет по – английски игрушку – животное, которая
исчезла из – под шапки/.
- выразить согласие – yes;
- выразить несогласие – no.
Ноябрь.
Лексическая тема: счет до 10; цвета предполагает овладение детьми следующих лексических
единиц:
Счет – one ; two ; three ; four ; five ; six ; seven ; eight ; nine ; ten.
Цвета – red ; blue ; yellow ; green ; orange ; white ; black ; violet ; grey ; pink
Различные игры – упражнения с использованием панно.
Составление пирамиды из разноцветных компонентов позволит использовать, применить
счет до 10, названия цветов. Раздаточный дидактический материал: разноцветные модели
ладони, ступни используются как для овладения счетом, так и для изучения цветов.
Дети к декабрю смогут пересчитать предметы /до 10/, назвать цвета и использовать
лексические единицы в речевых образцах для говорения. А также рассказать стихи.
Декабрь.
Лексическая тема: Новый год, Рождество. Погода.
Центральной темой являются праздники, в соответствии с которыми выделяются следующие
лексические единицы:
- поздравить с Новым годом – Рождеством – Happy New Year ; Merry Christmas!
- Название сезонов и их атрибутов: in winter it’s snowing, in autumn – it’s raining, in summer
the sun is shining.
Создание учебно-игровой ситуации позволит успешнее овладеть этой темой. Под
учебно-игровой ситуацией понимается украшение помещения – кабинета английского языка
– в соответствии с традициями культуры английского языка.
Возможно использование макета елки, для имитации снега используется пенопласт. В
рамках данной темы целесообразно вводить такие понятия, как cold /холодный/, warm
/теплый/, опираясь на тактильную чувствительность ребенка. Для этого можно использовать
бутылочки с теплой и холодной водой и предлагать ребенку потрогать обе бутылочки.
Январь.
Лексическая тема: времена года и месяцы.
Данная тема предполагает овладение следующими лексическими единицами: winter ; spring ;
summer ; autumn ; January ; February ; March ; April ; May; June; July ; August ; September ;
October ; November ; December.
9
Ребенок также должен уметь назвать атрибуты природных явлений по картинкам: rain ; snow
; waterfall ; lake ; river ; desert ; island ; sun ; moon.
Данная тема предполагает использование преимущественно средств обучения;
дидактическая игрушка Воронцовой Е.А., раздаточный дидактический материал, панно,
аудиозаписи различных песен, стихотворений, тематика которых соответствует теме
занятий.
Февраль.
Лексическая тема: глаголы действия. Модальный глагол can .
Тема животные пройдена в октябре месяце, таким образом, есть необходимость повтора
следующих лексических единиц: a bird; a dog; a fish; a frog. Вместе с детьми назвать те
действия, которые характерны для того или иного животного. Затем эти действия назвать по
– английски.
Лексические единицы новой темы: to run; to fly; to swim; to jump.
Эффективно попросить детей повторять движение, соответствующее английскому названию,
/ вместе с педагогом/.
Затем это упражнение усложняется: дети выполняют эти действия только по звуковому
сигналу, т.е. действие называется по-английски, но не демонстрируется.
Март.
Лексическая тема: комната. Предлоги on; under; to.
По теме комната полезно использовать естественные условия обучения. Это позволяет
ребенку наглядно представить изучаемые лексические единицы: window; the floor; the door;
table; chair; under; on; to и непосредственно применить свои знания в практической
деятельности.
Понимание и запоминание лексических единиц данной темы будет эффективнее в том
случае, если дети двигаются. Отвечая на команды педагога: например, ребенок должен
подойти к окну при соответствующем речевом образце: Go to the window.
Предлоги следует изучать, используя игровой персонаж /обезьянка/. Вначале педагог
показывает и называет ситуацию соответствующим речевым образцом. Under the chair; on the
chair.
Апрель.
Лексическая тема: путешествия. Транспорт.
Лексические единицы: car; bus; train; ship; plane; bicycle; motorbike.
Использование лексических единиц в речевых образцах для говорения.
Игровые ситуации, объединенные тематикой путешествие с использованием игрушек,
изображающих транспорт.
Май.
Повторение пройденного материала.
5. Методические и оценочные материалы
5.1 Педагогические методики и технологии, дидактические материалы
№ п/п
1.
Виды технологий
Здоровьесберегающие
педагогические
технологии
Перечень
динамические паузы, подвижные игры, релаксация,
гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика
дыхательная
10
2.
ИКТ
3.
Проектные
обучения
5.2
использование
компьютера,
других
ЭОР
в
образовательном процессе. Изменение и неограниченное
обогащение содержания образования, использование
интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.
Дистанционное обучение (в том числе, консультирование)
методы совместно с воспитателями и родителями участие в
общих проектах
Информационные источники, используемые при реализации программы
1. Конышева А. В. Английский для малышей, Минск, 2004.
2. Коти Т.Ю. Английская азбука, М., 1997.
3. Вронская И. В. Английский язык в детском саду. СПб., 2001
4. Биболетова М.З. и др. “Enjoy English-1”, Обнинск: Титул, 2005
5. Стронин М. Ф. Обучающие игры на уроке иностранного языка. М., Просвещение, 1984
6. Журнал «Иностранные языки в школе».
7. Ресурсы ИНТЕРНЕТ :
http://www.dreamenglish.com/family
http://www.englishhobby.ru
http://englishhobby.ru/english_for_kids/methods/games/lotto/
http://www.storyplace.org/preschool/other.asp
http://www.preschoolrainbow.org/preschool-rhymes.htm
http://www.freeabcsongs.com/
http://www.kidsknowit.com/educational-songs/
5.3 Оценочные материалы
Оценка призвана обеспечить осознание и закрепление успехов ребенка в процессе
обучения. Оценка должна носить дифференцированный характер. Дифференцированность
оценки заключается в том, что по отношению к разным детям успешным признается разный
уровень владения коммуникативными, лексическими, грамматическими единицами языка.
Оценка должна отражать то, что должен был освоить ребенок и что освоил.
Оценка должна быть максимально индивидуальна: в оценке должны прозвучать
имена детей, должны быть даны указания на то, что получилось, не удалось. Во втором
случае необходимо определить, как исправить ошибки, развить уверенность ребенка в том,
что все получится.
Основным методом контроля уровней развития является проведение специальных
занятий (праздников, спектаклей), целью которых является выявление степени овладения
навыками устной речи на английском языке /понимание – говорение/ и уровней
сформированности элементарных навыков общения.
В отличии от простого занятия, на котором преобладают игры – упражнения
воспроизводящего характера /повторное, многократное выполнение речевого действия с
целью выработки умений/, на специальных диагностических занятиях применяются игры –
упражнения конструктивного характера /воспроизведение навыков, умений на новом
содержании/.
Средний дошкольный возраст.
11
Материал: предметные и сюжетные картинки.
Методика проведения:
1.
Задание: приветствие, как представить себя
2.
Задание: называние английских слов и фраз по картинкам
3.
Задание: рассказать стихотворение или спеть песенку
4.
Задание: сосчитать до 5
5.
Задание: показать зарядку
6.
Задание: перечисление членов семьи
7.
Задание: описание частей тела
8.
Задание: описание своей комнаты
9.
Задание: название цветов предметов
Уровни усвоения:
Высокий: выполняет задание самостоятельно (рассказывает стихотворение, переводит с
русского на английский, называет предметы или картинки, рассказывает и показывает, что
может сделать).
Средний: выполняет задание с помощью педагога (рассказывает стихотворение, переводит с
русского на английский, называет предметы или картинки, рассказывает и показывает, что
может сделать).
Низкий: не выполняет задание.
К концу года ребенок этой возрастной категории сможет перечислить некоторые
продукты питания, рассказать стихи, спеть песенки, посчитать, назвать времена года, месяца,
дни недели, а также природные явления. Он также сможет ответить на вопрос: “What is your
name?”, ответить на приветствие, продемонстрировать зарядку-разминку, назвать предметы
по изучаемым наглядно-тематическим пособиям.
Обзор знаний предполагается вести как текущий, в виде соревнований и турниров, так
и итоговый, после прохождения каждой темы. Этот обзор может быть в форме праздника,
утренника или концерта, спектакля и с приглашением воспитателей, родителей и младших
дошкольников. В ходе мероприятия повторяются лексические конструкции и структуры и
выявляются темы, нуждающиеся в дополнительной отработке.
12