Дополнительная общеразвивающая программа Читалочка 2024-2025 учебный год

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 61
Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Ягодка»

Принята Педагогическим советом
ГБДОУ д/с № 61 «Ягодка»
Протокол № 1 от «29» августа 2024 г.

Утверждена
приказом № 34од/о от «29» августа 2024 г.
Заведующий ГБДОУ д/с № 61 «Ягодка»
_____________О.В. Шевченко

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА «ЧИТАЛОЧКА»
Срок освоения: 2 года
Возраст обучающихся: от 5 до 7 лет

Разработчик: Брейтман М.С.,
педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург
2024 год

№

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

п/п
1.

Пояснительная записка

1.1

Основные характеристики Программы (направленность,

Страница

3

адресат, актуальность, отличительные особенности, уровень
освоения, объем и срок освоения)
1.1.1

Цель и задачи Программы

5

1.1.2

Планируемые результаты освоения Программы

5

1.2

Организационно-педагогические условия реализации

6

Программы
1.2.1

Язык реализации, форма обучения, особенности реализации,

6

условия набора и формирования групп
1.2.2

Формы организации и проведения занятий

6

1.2.3

Материально-техническое оснащение Программы

6

2.

Учебный план

7

3.

Календарный учебный график

8

4.

Рабочая программа

8

4.1

Особенности организации образовательного процесса

8

4.2

Задачи обучения

9

4.3

Содержание обучения

9

4.4

Планируемые результаты обучения

10

4.5

Календарно – тематическое планирование работы первого года

11

обучения
4.6

Календарно – тематическое планирование работы второго года

20

обучения
5.

Методические и оценочные материалы

21

5.1

Педагогические методики и технологии, дидактические материалы

21

5.2

Информационные источники

21

5.3

Оценочные материалы

21

2

1. Пояснительная записка
1.1 Основные характеристики программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Читалочка» (далее – Программа)
разработана в соответствии с: разработана в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», Концепцией развития дополнительного
образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской
Федерации 31.03.2022 года № 678-р, распоряжением Комитета по образованию СанктПетербурга от 25.08.2022 года № 1676-р «Об утверждении критериев оценки качества
дополнительных
общеразвивающих
программ,
реализуемых
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
и
индивидуальными
предпринимателями Санкт-Петербурга», а также с учетом профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2022 года № 652н.
Направленность
программы:
социально-гуманитарная.
Образовательная
деятельность при реализации Программы осуществляется с использованием игровых
форматов и технологий для формирования у обучающихся навыков, связанных с речевым,
интеллектуальным,
духовным
развитием
человека,
развитием
культуры
межнационального общения.
Адресат программы. Программа предназначена для работы с детьми 6-го и 7-го
года жизни.
Актуальность программы определяются ее направленностью на создание условий
для развития познавательных способностей детей, общих учебных умений и навыков. Для
успешного обучения необходимо, чтобы ребенок пришел в школу подготовленным. От
того, насколько высока эта готовность, зависит процесс адаптации к школе и дальнейшие
успехи в учебе. Обучение чтению дошкольников – это важный этап на пути подготовки к
школе, т.к. читающие дети легче и быстрее усваивают школьную программу, проще
переносят адаптационный период в начальной школе, испытывают большее чувство
уверенности в своих возможностях, что позволяет им показывать хороший уровень
знаний и умений. Старший дошкольный возраст благоприятный для этого, так как в этом
возрасте наблюдается достаточная физическая и нейрофизиологическая зрелость ребёнка.
Отмечается зрелость основных кортикальных (мозговых) функций. В этом возрасте
происходит окончательная латерализация (межполушарная асимметрия) функций (левша
или правша).
Формирование готовности к обучению ребёнка связано с формированием его
психических процессов.
Любое обучение стимулирует биологические процессы созревания центральной
нервной системы. Поэтому и начинаем обучать детей начальным элементам грамоты, для
подготовки к будущему обучению в школе.
Письменная речь является сложным психофизическим процессом, это самая сложная
форма речевой деятельности. Письменная речь формируется на основе взаимодействия
речеслухового, речедвигательного, зрительного и общедвигательного анализаторов.
Основные параметры готовности ребёнка к обучению грамоте
1. Интеллектуальный параметр.
2. Социально-психологические параметры.
3. Личностные параметры
4. Эмоционально волевые параметры
Основные показатели готовности к обучению:
1). обучаемость ребёнка, т.е. ребёнок восприимчив к обучению, к оказанию
дозированной помощи, у ребёнка сформированы функции обобщения материала.
2). сформированность структурных компонентов учебной деятельности:
3

-ориентировочно-мотивационные компоненты
-операционные компоненты
-регуляторные компоненты
Речевые и неречевые функции:
1). автоматизированность движений руки (должен быть сформирован правильный
способ удержания карандаша в руке, умение ориентироваться при движениях руки на
листе бумаги, уметь обводить контуры, штриховать, соединять точки между собой,
раскрашивать, соблюдать строку при письме, прописывать основные элементы букв).
2). зрительно-моторная координация движений, т.е. умение контролировать
движение руки с помощью зрения.
3). аналитико-синтетическая мыслительная деятельность (ребёнок должен иметь
запас знаний об окружающей действительности, уметь анализировать и обобщать знания
4). сформированность мотивационной сферы дошкольника, должны быть сохранны
побуждения и мотивы осуществления деятельности.
5). развитие внимания и памяти. Особое внимание к звуковой стороне речи. Должна
быть сформирована речеслуховая, зрительная и моторная память.
6). сформированность сукцессивных и симультанных процессов (т.е. умение
осуществлять последовательные и одновременные операции
7). программирование деятельности и речевого высказывания. Т.е. ребёнок должен
уметь организовывать деятельность с опорой на программированную речь взрослого и
опорой на собственную речь.
8). сформированность правильного звукопроизношения. Это даёт адекватный поток
кинестезий в кору головного мозга, а речевая кинестезия служит основой формирования
фонематических представлений.
9). дифференцированное фонематическое восприятие.
На основе фонематического восприятия осуществляется звуковой звуко-слоговой,
звуко-буквенный анализ слов. Все виды анализа опираются на проговаривание, на
речевые кинестезии.
10). сформированность лексико-грамматической стороны речи.
11). сформированность оптико-пространственного гнезиса.
12). наличие навыков контроля: кинестетического, слухового, зрительного. Ребёнок
должен уметь осуществлять как сопровождающий, так и завершающий контроль.
Отличительные особенности. Программа создана в соответствии со знанием
современных инновационных и традиционных методик, пониманием этапов развития
психических процессов детей дошкольного возраста, с учетом интересов и потребностей
детей, обеспечивает формирование предпосылок учебной деятельности, успешность в
школьном обучении, сохранение здоровья детей.
Программа включает в себя совокупность познавательного, речевого и социальнокоммуникативного направления развития личности ребенка.
Программа обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих
целей и задач процесса образования, строится с учетом принципа интеграции
образовательных областей (социально-коммуникативное, речевое, познавательное
развитие ребенка).
Программа основывается на комплексно-тематическом принципе построения
(еженедельное планирование темы, задач, используемого материала).
Программа предусматривает решение программных задач в совместной
деятельности детей и взрослого, предполагает построение воспитательнообразовательного процесса на адекватных возрасту детей формах работы: игра,
экспериментирование (со звуками и буквами).
Уровень освоения дополнительной общеразвивающей программы: базовый.
Предполагает удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном,
4

нравственном совершенствовании, формирование общей культуры обучающихся,
развитие у обучающихся мотивации к школьному обучению
Объем и срок освоения: на период обучения запланировано 72 часа, 2 года
обучения.
1.1.1 Цель и задачи Программы
Цель: научить детей осознанному чтению.
Задачи:
- Удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся (воспитанников) в
интеллектуальном совершенствовании.
- Развитие интереса и способности к чтению, формирование мотивации к обучению
чтению.
- Развитие у детей самостоятельности при решении познавательных задач.
- Развитие интеллектуального уровня, памяти, внимания, фантазии и
сообразительности.
- Приобщение к словесному искусству.
- Расширение кругозора детей, формирование общей культуры обучающихся
(воспитанников).
1.1.2 Планируемые результаты освоения программы
Предполагаемый результат на конец года. 6 лет:
- уметь делить слова на слоги;
- определять количество слогов в слове, ударный слог;
- уметь составлять слова из слогов;
- иметь представление о предложении, составлять предложение по схеме;
- плавно читать слоги и короткие слова;
- понимать прочитанное.
Предполагаемый результат на конец года. 7 лет:
- сознательно читать слова и предложения из 2-3 слов плавно и слитно;
- уметь пользоваться выразительными средствами языка;
- уметь читать и объяснять прочитанное: читать односложные и двусложные слова,
простые предложения, простые тексты, понимать прочитанное, читать интонационно
выразительно;
- уметь «читать» знаки препинания: ребенок осмысливает не только сами слова, но и
грамматические формы, в которых они находятся, союзы и предлоги, входящие с состав
предложений, знаки препинания, последовательность и причинно-следственные связи
описываемых событий;
- проявлять интерес к книге, чтению, ориентироваться в тексте произведения и в книге.
1.2
Организационно-педагогические условия реализации Программы
1.2.1 Язык реализации, форма обучения, особенности реализации, условия набора и
формирования групп
Образовательная деятельность осуществляется на государственном языке
Российской Федерации.
Форма обучения: очная.
Особенности реализации Программы: организация занятий в каникулярное время
не предусмотрена. Условия набора и формирования групп: принимаются все желающие,
группы формируются по возрасту, допускается дополнительный набор обучающихся (при
наличии места) на первые обучения. Количество обучающихся: в соответствии с
требованиями СанПиН, количеством человек в группе (10-15).
Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий,
обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными
возможностями и интересами.
5

1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее
создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность
выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт
при освоении новых знаний и жизненных навыков.
2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской
успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка,
стимулирование самооценки.
3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.
4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей развитию
ребенка и сохранению его индивидуальности.
5. Сбалансированность подвижных и статичных форм активности.
6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка
дошкольного возраста.
1.2.2 Формы организации и проведения занятий
Занятия проводятся подгруппами, используется индивидуальная работа. Подгруппой
проводится объяснение, показ, беседа. Формы проведения занятий:
- традиционные занятия;
- игровые занятия;
- занятия по таблицам Зайцева
Формы организации деятельности обучающихся:
- фронтальная (беседа, показ, объяснение)
- групповая (общение, помощь)
- коллективная (слушание чтения других детей)
- индивидуальная.
1.2.3 Материально-техническое обеспечение Программы
Условия для осуществления образовательного процесса по обучению детей чтению
по программе «Читалочка» созданы в соответствии с реализуемой общеобразовательной
программой дошкольного образования ГБДОУ, программой по обучению чтению,
возрастом детей, их индивидуальными особенностями.
В учреждении имеется отдельный кабинет для подгрупповых занятий. В кабинете
много разнообразного дидактического материала, необходимого для занятий: слоговые
таблицы Зайцева, плакаты Е.В. Колесниковой, пособие Н.С. Жуковой, шнурки, пластилин,
счетные палочки для конструирования букв, мнемотаблицы, веера с буквами, шнуровки,
магнитные буквы, наборное полотно, слоговая лесенка, кубики с буквами и слогами.
Разработаны конспекты, подобран материал для каждого занятия с детьми
старшего дошкольного возраста.
2. Учебный план
Учебный план 1-го года обучения
№
п/п

Название темы

Количество часов
всего
теория
практик
а
1
1
4
1
3

1.
2.

Вводное занятие
Сентябрь

3.

Октябрь

4

1

3

4.

Ноябрь

4

1

3

Формы контроля

Отгадывание загадок,
фонематическая игра
Игра «Найди подходящее
слово» Игровое
упражнение «Найди
букву»
Игра «Буква заблудилась»
6

5.

Декабрь

4

1

3

6.

Январь

3

1

2

7.
8.

Февраль
Март

4
4

1
1

3
3

9.

Апрель

4

1

3

10.

Май

4

1

3

Игра
«Вспомни
и
повтори»
Игра «Когда это бывает»
Игра
«Загадочные
объявления»
Дидактическая игра «Кто
что услышит» Изографы
Лепим буквы, складываем
буквы
Загадки про буквы
Игра «Бусы»
Читаем
слоги
на
карточках
Читаем
слова
на
карточках
Читаем слоги и слова
Чистоговорки

Учебный план 2-го года обучения
№
п/п
1.
2.

Название темы

Количество часов
всего
теория практика
1
1
4
1
3

Вводное занятие
Сентябрь

3.

Октябрь

4

1

3

4.

Ноябрь

4

1

3

5.
6.
7.
8.

Декабрь
Январь
Февраль
Март

4
3
4
4

1
1
1
1

3
2
3
3

9.
10.

Апрель
Май

4
4

1
1

3
3

Формы контроля
Прочитай слоги и слова
плавно
Найди слово
Чистоговорки Игровое
упражнение «Найди
букву»
Читаем
слова
на
карточках
Читаем азбуку Жуковой
Читаем азбуку Жуковой
Читаем азбуку Жуковой
Игра «Бусы»
Читаем
слова
и
предложения на карточках
Читаем предложения
Читаем
рассказы
с
картинками
и
пересказываем их

3. Календарный учебный график
Год
обучения
1-ый год

Дата начала
обучения по
программе
02.09.2024 г.

Дата
окончания
обучения по
программе
30.05.2025 г.

Всего
учебных
недель
36

Количество
учебных
часов
36

Режим
занятий
1
раз
неделю

в
25
7

минут
1
раз
в
неделю
30
минут
2-ой год
02.09.2024 г. 30.05.2025 г. 36
36
1
раз
в
неделю
30
минут
Занятия проводятся 1 раз в неделю: старшая группа – 25 минут, подготовительная к
школе группа – 30 минут. В середине занятия проводится физкультминутка. В течение
занятия постоянно сменяется статическое положение детей на динамическое.
2-ой год

02.09.2024 г.

30.05.2025 г.

36

36

4. Рабочая программа
4.1 Особенности организации образовательного процесса
На занятиях использую разнообразные методы и приемы работы. Во все занятия
включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения,
фонетические, лексические, грамматические, графические и даже подвижные игры.
Речевой материал, который использую в первый год обучения, способствует
четкому и правильному произношению изучаемого звука в словах, в которых изучаемый
звук находится в ударном слоге.
В программе второго года обучения используются задания на замену одной буквы
с целью образования нового слова. Учу подбирать пары рифмующихся слов - это
развивает поэтический слух у детей.
В своей работе я использую и дополнительный материал - стихи. Загадки-игры
тесно связаны с изучаемой темой. Это закрепляет знания детей, развивает логическое
мышление, сообразительность, быстроту реакции. А стихотворные тексты, которые я
использую в работе на занятиях, необходимы не только для развития всех компонентов
речи, но и для формирования и совершенствования их речевого слуха. В каждое занятие
включаю физкультминутки, которые вливаются в занятия и служат решению
поставленных задач. Для физкультминуток использую игровые упражнения,
направленные на развитие общей моторики, а также на координацию речи и движений,
практическое овладение нормами речи.
Преобладание наглядных игровых приемов, тщательный отбор литературного
материала делают трудный для детей процесс обучения чтению веселым и радостным.
4.2 Задачи обучения
Задачи:
- Ознакомление ребенка со звуком, буквой, словом и предложением.
- Развитие фонематического и речевого слуха.
- Развитие звукобуквенного анализа.
- Восприятие слова.
- Развитие интереса и способности к чтению.
- Развитие у детей самостоятельности при решении познавательных задач.
- Развитие интеллектуального уровня, фантазии и сообразительности.
- Приобщение к словесному искусству.
- Расширение кругозора детей, формирование общей культуры.
Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по программе
Таблицы Н.А. Зайцева. Пособия (магнитная азбука) и букварь Н.С. Жуковой.
Чтение закрытых и открытых слогов сначала с твердыми, а затем с мягкими согласными.
Чтение односложных и двусложных слов. Чтение небольшого текста и объяснение
прочитанного. Придумывание названия к тексту.
Критерий: осознанное, правильное чтение. Простые слова прочитываются целым словом.
Допускается слоговое чтение многосложных слов.
8

Для проверки техники чтения необходимо заранее подготовить незнакомый ребенку
текст. Предложения в тексте должны быть простые и короткие. Картинок быть не должно,
чтобы ребенок не отвлекался.
В процессе чтения ребенок должен следить по тексту пальцем, чтобы не потерять строчку.
Когда ребенок начал читать, не следует останавливать его, даже если он ошибся в
произнесении слова или в постановке ударения. После чтения необходимо задать ребенку
несколько вопросов по тексту, чтобы проверить его понимание текста.
4.3 Содержание обучения
Обучение грамоте предполагает обучение письму и чтению. Письмо – это процесс
кодирования устной речи в письменную. Чтение – процесс обратный письму, процесс
декодирования письменной речи в устную.
Сначала ребёнку даются навыки чтения, параллельно происходит подготовка руки к
письму и обучение элементам письма.
В овладении процессом чтения выделяют четыре основных этапа:
1 этап – буквенное чтение
2 этап – слоговое чтение
3 этап – становление элементов синтетического чтения
4 этап – становление синтетического чтения
Первый этап – буквенное чтение
Ребёнок знакомится с буквенным обозначением звуков. Основная задача – научить
ребёнка сливать буквы в слоги. Основной способ чтения-аналитический.
Второй этап – слоговое чтение
Ребёнок должен научиться чтению целым слогом. К концу этапа должен читать
несколькими словами подряд. Основной способ чтения – аналитический.
Третий этап – становление элементов синтетического чтения
Ребёнок читает слова целиком, отдельные сложные слова может читать ещё по
слогам. Основной способ чтения – синтетический, встречаются лишь элементы
аналитического.
Четвёртый этап – синтетическое чтение
Ребёнок владеет беглым чтением, целыми словами и словосочетаниями. Чтение
носит синтетический характер.
Таким образом, чтение постепенно переходит с сукцессивных способов на
симультанные способы чтения.
При подготовке дошкольников к обучению грамоте предлагается следующая
последовательность работы:
1.
Выделение начального ударного гласного в слове.
2.
Анализ рядов гласных звуков, состоящих из 2-3 гласных. Выделяется
первый, второй, третий звук в сочетании, подсчитывается количество звуков.
3.
Выделяется первый и последний согласный звук в слове.
4.
Анализ и синтез обратных слогов типа «ас», «ус». Анализируется
количество звуков, первый и последний звук.
5.
Выделяется средний гласный звук в слове, в сильной позиции.
6.
Выделяется средний согласный звук в слове.
7.
Уточняются понятия «звук», «буква», «согласный», «гласный», «звонкий»,
«глухой», «твёрдый», «мягкий».
8.
Слова делятся на слоги.
9.
Составляются схемы слов
10.
На основе схемы производится звуко-слоговой анализ слова.
11.
Даётся характеристика каждого звука, при этом уточняется
слогообразующая роль гласных.
12.
Ребёнок подбирает слова к заданным схемам.
9

13.
Звук соотносится с буквой
14.
Вписывание изученной буквы в схему слова
15.
Чтение слогов на основе схемы
16.
Чтение слов на основе схемы
17.
Складывание слогов и слов буквами разрезной азбуки.
18.
Чтение слов, сложенных из букв разрезной азбуки.
19.
Преобразование одного слова в другое путём замены одной буквы, затем
замены одного слога.
20.
Устное членение предложений на слова.
21.
Чтение коротких предложений.
22.
Составление графической схемы предложения на основе которой
закрепляется разница между словом и предложением, значение паузы, основные правила
написания предложений.
Курс обучения по программе «Читалочка» рассчитан на два года:
5-6 лет «Букварёнок».
6-7 лет «Как хорошо уметь читать!».
4.4 Планируемые результаты обучения
Предполагаемый результат на конец года. 6 лет:
- уметь делить слова на слоги;
- определять количество слогов в слове, ударный слог;
- уметь составлять слова из слогов;
- иметь представление о предложении, составлять предложение по схеме;
- плавно читать слоги и короткие слова;
- понимать прочитанное.
Предполагаемый результат на конец года. 7 лет:
- сознательно читать слова и предложения из 2-3 слов плавно и слитно;
- уметь пользоваться выразительными средствами языка;
- уметь читать и объяснять прочитанное: читать односложные и двусложные слова,
простые предложения, простые тексты, понимать прочитанное, читать интонационно
выразительно;
- уметь «читать» знаки препинания: ребенок осмысливает не только сами слова, но и
грамматические формы, в которых они находятся, союзы и предлоги, входящие с состав
предложений, знаки препинания, последовательность и причинно-следственные связи
описываемых событий;
- проявлять интерес к книге, чтению, ориентироваться в тексте произведения и в книге.
К концу обучения дети осознанно читают, могут пересказать прочитанное, умеют
печатать буквы, печатать слова и короткие предложения.
4.5 Календарно-тематическое планирование работы по обучению чтению детей
6-го года жизни
Месяц
Сентябрь
Тема
Тема занятия
Задачи
Развивающая среда
Безбуквенный Наш друг-Развивать
у
детей Игрушки
1
Звук и буква
звуковое
восприятие Стихотворение
неделя этап
слова.
Слышать
в Берестова
В.
словах произносимые Читалочка
см
слова.
Обучать приложение
звуковому
анализу Загадки
см.
слов.
Развивать приложение
фонематический
и
речевой слух.
10

Безбуквенный Предложение
2
и слово
неделя этап

Определить количество
слов в предложении.
Обратить внимание на
законченность
предложения.
Учить
красиво и правильно
строить предложения.
Работать над паузой.
Слого-звуковой анализ
слов.
Формировать
навык самоконтроля и
самооценки.
Безбуквенный Слияние
Выделение
гласных
3
этап
гласного
и
звуков
из
слов.
неделя
согласного
Выделение согласных
звука
звуков
из
слов.
Деление слов на слоги.
Составление
предложений по схеме.
Развитие
внимательности,
сообразительности.
Закрепить
представление о звуках
окружающего
мира
Развитие
зрительнопоисковой активности.
Гласные
По дороге с А Повторение сведений о
4
иУ
гласных звуках. Чтение
неделя буквы
знакомых букв. Слитно
читать
слоги.
Определение
количество слогов в
словах.
Умело
опознавать
знакомые
буквы.
Фиксировать
зрительное внимание.

Игра
Большиемаленькие
см.
приложение
Грамматическая игра
Что мы видим на
картине
см. приложение

Игра фонематическая
Кто что услышит. См
приложение
Фонетическая
игра
Добавь
слог
см.
приложение
Игра Какой звук см.
приложение

Стихи про букву А и
букву
У
см.приложения
Картинкиукачивание
куклы
АА
В лесу АУ
Игровая ситуация –
покажи букву см
приложение стр. 15
Дидактическая игра
Телеграф
см
приложение.
Игра с мячом Угадай
звук стр. 19

11

Месяц
Недели
Тема
Гласные
1
неделя буквы

Тема занятия
Встреча друзей
О и И

2
неделя

Гласные
буквы

Вместе весело
шагать с А О
У И

3
неделя

Согласные Путешествие с
буквы
буквой
и
и звуки.
звуком
Н

Октябрь
Задачи
Выделение
гласных
звуков из слов.
Умело
читать
и
соединять
знакомые
буквы. Учить выделять
позицию звука в слове.
Умение
логически
мыслить.
Лепить
из
пластилина
буквы
и
правильно их называть.
Развивать
фонематический
слух,
формировать
умение
слышать в словах звук О
иИ
Повторение сведений о
гласных звуках. Чтение
слогов
слияний.
Фиксировать зрительное
внимание. Формировать
навык самоконтроля.
Вводить в активный
словарь детей слова,
относящиеся к одной
части речи.
Учить
дифференцировать
гласные и согласные.
Закрепить умение делить
слова
на
слоги.
Определить
позицию
звука в слове. Правильно
находить
названные
буквы
в
азбуке
и
приносить их водящему.
Стимулировать
зрительную активность.

Развивающая среда
Игра В кругу с мячом
Волшебный
пластилин
Загадки про букву О и
И
Фонематическая игра
Кто внимательнее см
приложение

Игра
Найди
подходящее слово см
приложение
Игровая ситуация –
покажи букву см
приложение
Стихотворение
про
букву
И
см.
приложение
Игра Собери буквы
Стихотворение Буква
Н
Маршака
см
приложение. Работа с
разрезной азбуки- из
знакомых
слогов
составить слова
--малы, носы, луна,
шумы, суши, сын,
сом, нос, сон, шум.
Чтение
слоговой
таблицы. Лексическая
игра Кому что нужно.
см приложение

12

4
неделя

Согласные В гостях у С
буквы
и звуки.

Месяц
1
неделя

Тема
Тема занятия
В гостях у По
дорожке
согласных азбуки
с
букв
и другом К
звуков

2
неделя

В гостях у По
дорожке
согласных азбуки
с
букв
и другом Т
звуков.

3
неделя

В гостях у
согласных
букв
и
звуков.

По
дорожке
азбуки
с
другом
М

Чтение слогов слияний.
Умение
находить
нужный
звук
по
сюжетным
картинкам.
Уметь отгадывать какая
буква спряталась- по
части буквы.
Назвать зверей со звуком
С.
Умение
слушать
товарища,
отвечать
полными
предложениями.
Ноябрь
Задачи
Чтение
предложений.
Упражнять в словесном
рисовании по опорным
словам. Закреплять четкое
произношение
звуков.
Развивать
навык
словообразования путем
замены букв.
Умело
находить слог в разрезной
азбуке.
Формировать
навык самоконтроля.
Формирование
фонематического
и
речевого
слуха.
Упражнять в чтении и
составлении слов. Чтение
слогов слияний. Умение
определять
позицию
звука.
Активизировать
мышление.
Развитие
слухового
восприятия данного звука.
Чтение по книге-азбуке.
Отвечать на вопросы
полными предложениями
Закрепить образ буквы
Развитие
зрительного
внимания

Игра Полубуква.
Игра
с
заданием
Назови слова (игра с
мячом.)
см.
приложение
Загадки
см.
приложение
Фонетическая
игра
Кто запомнит больше
слов на букву С см.
приложениие
Развивающая среда
Стихи многократно
повторяющимся
определенным звуком
Игра Что изменилось
в
слове
см.
приложение
Игра Найди слово.
См. приложение
Игра Собери разные
слова см. приложение
Азбука
Словесная игра
Игра Узнай букву см.
Приложение
Азбука
Игра Найди пару см.
приложение
Скороговорки
см.
приложение
Рассказы, в которых
звук связан с образом
из частей
Стихотворение
про
букву
М
см.
приложение
Игра Мамина сумка
см. приложение
Игра Слова –малютки
см. приложение

13

4
неделя

Месяц
1
неделя

2
неделя

3
неделя

В гостях у Наши друзья – Закрепить знание детей о
согласных А О У И
гласные и
согласные
букв
и НСКТМ
буквы и звуков. Чтение
звуков
текстов.
Составить
рассказ
по
картинке.
Учить детей отвечать на
вопросы
полными
предложениями, уточнить
представления о временах
года. Умение понимать и
слушать
собеседника,
дополнять его.
Декабрь
Тема
Тема занятия
Задачи
Согласные Путешествие
Совершенствовать
буквы и по дороге с Л
речевой
аппарат.
слоги
Развивать
у
детей
звуковое
восприятие
слова.
Чтение
слов
текста,
предложений.
Работа над словами–
синонимами. Выделение
нужного звука в словах.
Развивать ловкость и
зрительное внимание.
Согласные Буква и звук Р
Формирование
буквы и
фонематического
и
слоги
речевого
слуха.
Упражнять в чтении
текста.
Пересказ
прочитанного. Упражнять
в слушании заданного
звука
в
словах.
Формировать
навык
самоконтроля
и
самооценки.
Развитие
зрительного
внимания
Согласные Наши друзья Л Дифференцировать Звуки
буквы и - Р
Р и Л. Произносить слова,
слоги
выделяя нужный звук
голосом. Учить находить
звук
в
слове.
Формировать
умение
принимать
учебную задачу
.
Умение
находить
знакомые буквы.

Игра
Буква
заблудилась
см.
приложение
Игра
Вспомни
и
повтори
см.
приложение
Игра
Когда
это
бывает
см
приложение

Развивающая среда
Игрушки
Игра Поймай букву
см. приложение
Игра Внимательный
слушатель
–
Я
произношу слова, а
дети
определяют
место заданного звука
в каждом из них
Словесная
игра
Малыши
см.
приложение
Игра Капитаны- см.
Приложение

Игра Придумай слова.
ИграВолшебная
коробка
см.
Приложение

14

Закрепление
гласных
звуков
Чтение
и
составление по разрезной
Гласные
азбуки. Чтение слогов с
буква
Ы
гласным звуком Ы.
Упражнять в составлении
слов.
Подбор
слов,
близких по звучанию.
Развитие
слухового
внимания,
памяти
и
воображения.
Январь
Месяц
Тема
Тема занятия
Задачи
Согласные По страницам Продолжать подбирать
1
в слова,
похожие
по
неделя буквы и азбуки
слоги
гостях
звучанию. Чтение слов,
у
старых предложений по Азбуке.
друзей.
Упражнять в чтении
текста.
Пересказ
прочитанного.
Формировать
навык
самоконтроля
и
самооценки.
4
неделя

2
неделя

Согласные Буква и звук Формирование
буквы и П.
фонематического
и
слоги
речевого слуха. Чтение
слов с буквой П. Беседа
по сюжетной картинке в
азбуке. Активизировать
мышление.

3
неделя

Согласные Путешествие
буквы и по страницам
слоги
азбуки вместе
с буквой З

Произносить
слова,
выделяя нужный звук
голосом. Учить находить
звук
в
слове.
Формировать
умение
принимать
учебную задачу.
Чтение предложений по
азбуке.
Развивать
поэтические сравнения в
загадках.

Игра
Загадочные
объявления
см.
приложение
Дидактическая игра
Кто что услышит см
приложение
Игра Полубуковка
Изографы
см.
приложение

Развивающая среда
Игра Эхо
Подбери слова –
друзья. Игра с мячом
см. приложение
Лексическая игра Кто
знает, тот продолжит
см. приложение
Игра Бросайка см.
приложение
Игра слово
рассыпалось см.
приложение
Грамматическая игра
Дополни предложение
см. приложение
Игра
Кротенок
учиться читать. См.
приложение
Игра Назови слово см.
приложение
Игра Поищи слово см.
приложение
Стихотворение
Игра Скажи наоборот
см. приложение
Реконструкция букв
Игра
Чудесные
превращения
см.
приложение
Стихотворение на звук
З см. приложение

15

4
неделя

Месяц
1
неделя

Согласные Наши друзья З Учить детей читать
буквы и - С
слова и предложения.
слоги
Составление слов из
знакомых букв.
Развивать
фонематические
представления,
фонематический анализ,
внимание,
мелкую
моторику.
Развивать
наблюдательность
и
связную речь.
Февраль
Тема
Тема занятия
Задачи
Согласные Вместе весело Чтение
слогов
по
буквы и шагать
с магнитной
азбуке.
слоги
буквой
и Чтение текстов из книги.
звуком В
Отвечать
полными
предложениями
по
содержанию
текстов.
Формировать
навык
самоконтроля
и
самооценки.

Согласные В гостях на
2
неделя буквы и страничках
слоги
азбуки у буквы
Д

Формирование
фонематического
и
речевого слуха. Чтение
слов с буквой Д. Беседа
по сюжетной картинке в
азбуке. Активизировать
мышление.

Согласные Сравни друзей Дифференцировать
3
звуки
Д
и
Т.
неделя буквы и Д -- Т
слоги
Произносить
слова,
выделяя нужный звук
голосом. Учить находить
звук в слове. Чтение
предложений по азбуке.
Формировать
умение
принимать
учебную
задачу.

Чистоговорки
см.
приложение
Игра
Кто
увидит
больше
всех
см.
приложение
Игра
Чудесный
художник
см.
приложение
Игра Назови названия
зверей или птиц со
звуком С.

Развивающая среда
Чтение стихотворение
на восприятие см.
приложение
Загадки
см.
приложение
Игра с мячом Скажи в
рифму см.приложение
Игра Нужное слово
Дети произносят слова
с
определенным
звуком
в
начале,
середине, в конце
Игра Замени букву см.
приложение
Игра Путаница см.
приложение.
Чистоговорки.
см.
приложение.
Игра
Покорение вершин см.
приложение.
Игра
Волшебное зеркальце
см. приложение
Игра с мячом в кругусм приложение
Игра Запоминайка . см
приложение
Игра Альпинист см.
приложение

16

Гласная
4
неделя буква

Месяц
Тема
1
неделя

Согласные
буквы и
слоги

2
неделя

Согласные
буквы и
слоги

3
неделя

Согласные
буквы и
слоги

4неделя Согласные
буквы и
слоги

Новая подруга Чтение слов с буквой Е
Е
Определить
позицию
звука в словах. Чтение
предложений
по
страницам азбуки.
Развитие
зрительнословесной деятельности.
Умение
понимать
и
слушать собеседника
Март
Тема
Задачи
занятия
Новый друг Ж Развивать
у
детей
звуковое
восприятие
слова.
Слышать
в
словах произносимые
звуки.
Работа
над
текстом. Чтение слогов
–слияний.
Умение
слушать
товарища,
отвечать
полными
предложениями.
В гостях у Узнавание
знакомых
буквы и звука букв.
Ш
Чтение
слогов
по
магнитной
азбуке.
Чтение
текстов
из
книги.
Отвечать
полными
предложениями
по
содержанию
текстов.
Формирование
фонематического
и
речевого слуха.
В гостях Два Дифференцировать
друга
Ж--Ш звуки
Ж
и
Ш.
(сопоставление Произносить
слова,
выделяя нужный звук
голосом.
Учить
находить звук в слове.
Чтение слогов с буквой
Ж и Ш. Формировать
умение
принимать
учебную задачу.
По страницам Чтение предложений по
путешествуем азбуке.
Развивать
с буквой Г.
поэтические сравнения
в загадках. Развивать
слуховое
внимание
память,
умение
понимать и слушать
собеседника.

Игра Бусы
Сложи
буквы. см.
Приложение.
Игра
Закончи предложение
см. приложение
Игра
Удивительный
дождь см. приложение

Развивающая среда
Игрушки
Почитаем вместе см.
приложение
Игра Я знаю см.
приложение

Игра Бусы
Загадки про букву Ш
см приложение
Чтение азбуки

Игра
Волшебное
колесо см. приложение
Сюжетные картинки
Стихи и загадки
Игра Зазеркалье см.
приложение

Игра
Повтори
и
прибавь
Мяч
Игра Из каких слов
улетели
шары
см.
приложение.
Игра
Поварята
см.
приложение
17

Месяц
Тема

Апрель
Тема
Задачи
занятия
Наши друзья Дифференцировать
Г—К
звуки
Г
и
К.
Совершенствовать
речевой
аппарат.
Слышать
в
словах
произносимые звуки Г
и К. Чтение слогов
слияний
Составление из ранее
выученных букв- слова.
Формировать умение
принимать
учебную
задачу.

1
неделя

Согласные
и гласные
буквы и
слоги

2 неделя

Согласные и Приключение
гласные
со звуком Б
буквы и
слоги

3
неделя

Согласные
и гласные
буквы и
слоги

4неделя Согласные
и гласные
буквы и
слоги

Развивающая среда
Пластилин
Игра Мастерская см.
приложение
Игра Подбери нужное
слово см. приложение

. Закреплять правильное
произношение
звука.
Развивать
слуховое
внимание.
Работа по
книге- Азбука. Чтение
страницы.
Беседа по прочитанному
рассказу.
Учить
отвечать
на
вопросы
полными
предложениями.
.Знать
значения слов.

Карандаши и листы.
Игра Путаница см
приложение
Разные предметы
Карточки
с
напечатанными
словами.

В гостях буква Познакомить с новой
Й
буквой Й Слитное
чтение слогов с Й типа
ОЙ ИЙ … Чтение
текстов
по
азбуке.
Учить
задавать
поисковые
вопросы.
Обогащать
умело
отвечать
по
содержанию
текста.
Формировать умение
принимать
учебную
задачу.
Новая
Чтение слов с буквой Е
подружка Е
Определить позицию
звука в словах. Чтение
предложений
по
страницам азбуки.
Развитие
зрительнословесной
деятельности. Умение
понимать и слушать
собеседника
Чтение по карточкам

Скороговорки
и
загадки
см.
приложение
Игра Я могу см.
приложение
Лексическая
игра
наоборот
см.
приложении

Фонетическая
игра
Назови
слово
см.
приложение
Игра Читайка см.
приложение

18

Месяц
1
неделя

2
неделя

3
неделя

4
неделя

Май
Тема
Тема занятия
Задачи
Согласные Мягкий знак Ь Познакомить детей с
и гласные
мягким знаком. Чтение
буквы и
слогов
с
мягким
слоги
знаком. Развивать у
детей
звуковое
восприятие
слова.
Слышать
в
словах
произносимые слова.
Согласные В гостях у Формирование
и гласные буквы Ч
фонематического
и
буквы и
речевого
слуха.
слоги
Активизировать
мышление.
Умение
сравнивать слова по
звучанию. Подбирать
слова-друзья
к
заданному слову.
Согласные Приключение
Произносить
слова,
и гласные с буквой Я
выделяя нужный звук
буквы и
голосом.
Читать
слоги
рассказы из азбуки.
Учить
задавать
поисковые
вопросы.
Формировать
умение
принимать
учебную задачу
Согласные Кругосветное
Слитное
чтение
и гласные путешествие
предложений из азбуки.
буквы и
по страницам Умение понимать и
слоги
азбуки
со слушать собеседника.
старыми
друзьями.

Развивающая среда
Игра Читаем быстро.
См приложение
Чистоговорки

Словесная игра
Игра Я могу

Игра Зоопарк
Чистоговорки

4.6 Календарно-тематическое планирование работы по обучению чтению детей 7-го
года жизни
Тема
Сроки
Методическое обеспечение
Скоро в школу
1 час
«Родничок»
А. Барто. В школу, стр. 5-8
Солнечный год
2 часа
Н. Сладков. Почему год круглый, стр. 10-13
А. Фет. Осень.
И. Соколов-Микитов. Лес осенью, стр. 14-15
Мохнатая азбука
4 часа
Б. Заходер. Азбука, стр. 54-57
Б. Заходер. Азбука, стр. 58-61
Б. Заходер. Азбука, стр. 62-65
Б. Заходер. Азбука, стр. 66-70
Солнечный год
1 час
Э. Шим. Кто был рад снегу, стр. 18-20
19

Рассказы о животных

6 часов

Путешествие в сказку
Рассказы о животных

1 час
7 часов

Солнечный год

1 час

Мохнатая азбука

3 часа

Солнечный год

3 часа

Путешествие в сказку

2 часа

Дружба
крепка

подмогой 3 часа

И. Тургенев. Воробей, стр. 71-73
М. Пришвин. Еж, стр. 74-76
77-80
К. Паустовский. Кот-ворюга, стр. 80-83
84-87
88-90
Каша из топора, стр. 172-174
Е. Чарушин. Кошка- Маруська, стр. 89-91
Е. Чарушин. Про Томку, стр. 92-94
95-98
С. Сахарнов. Кто живет в теплом море, стр.
99-101
102-104
Л. Толстой. Булька, стр. 105-107
В. Бианки. Хитрый лис и умная уточка, стр.
108-11
К. Ушинский. Пчелки на разведках, стр. 3335
С. Маршак. Детки в клетке, стр. 112-116
117-120
120-123
А. Барто. Апрель, стр. 22-23
В. Бианки. Первые цветы, стр. 24-26
Б. Заходер. Птичья школа, стр. 124-129
Братья Гримм. Три брата, стр. 181-184
В. Берестов. Аист и соловей, стр. 188-190
Л. Толстой. Два товарища, стр. 130-131
В. Драгунский. Друг детства, стр. 133-137
Н. Носов. Затейники, стр. 137-140

5. Методические и оценочные и материалы
5.1 Педагогические методики и технологии, дидактические материалы
Программа основана на методике известного московского логопеда, кандидата
педагогических наук Надежды Сергеевны Жуковой. Помимо этого, на занятиях
используется методика Н.А. Зайцева по обучению чтению, где обучение ведется на основе
аналитико-синтетического метода с использованием складовых блоков и проходит в виде
весёлой и увлекательной игры. По Н.А. Зайцеву, склад - это согласный плюс гласный, где
каждая буква сама по себе, каждая согласная с последующей гласной или каждая гласная
со знаками Ь и Ъ. Склады располагаются в таблицы, где они сопоставляются и
соотносятся по звонкости, глухости, твердости и мягкости. Весь «Складовый запас»
расположен по полочкам на кубиках, и на столь же важных настенных таблицах. Каждому
кубику соответствует столбик или строчка на таблицах. Кубики и таблицы сделаны по
складовому принципу – согласный плюс гласный. Все склады разделены на столбцы,
которые читаются (поются) по определенной системе, сверху – вниз, например, ПУ, ПО,
ПА, ПЭ, ПЫ, П. также расположены все остальные склады. Чтение может происходить и в
горизонтальной плоскости, слева – направо, сверху - снизу, посередине на мотивы разных
детских мелодий.

20

5.2 Информационные источники, используемые при реализации программы:
1.
Жукова Н.С. Букварь: Учебное пособие. – М.: Эксмо, Е.: ЛИТУР, 2006
2.
Жукова Н.С. Первая после букваря книга для чтения.- М.: Эксмо, Е.: ЛИТУР, 2006
3.
Иванова И.В. 65 уроков чтения. Методический пакет. СПб.: «Издательский Дом
«Нева», М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2011 г.
4.
Колесникова Е.В. Я начинаю читать. Тетрадь для выполнения заданий по развитию
интереса к чтению у детей 6-7 лет. – М.: «ГНОМ-ПРЕСС», «Новая школа», 1998.
5.
Никулина М.С. В стране «Букварии»: Учебно-методическое пособие по обучению
чтению: Воспитателям, гувернерам, родителям. – СПб.: Нестор: ТОО «Афина», 1997.
6.
Павлова Н. Читаем после «Азбуки». – М.: Эксмо, 2007.
7.
Родничок: книга для внеклассного чтения в 1-ом классе. – Тула: Родничок; М.:
Астрель: АСТ, 2006.
8.
5.3 Оценочные материалы
Игровое диагностическое занятие с детьми 6-го года жизни:
1. Игра «Составь и прочитай» (слоги)
2. Игра «Читаем и играем» (слова из слогов, на обратной стороне картинки)
3. Игра «Разрезные картинки», «Составь букву» (азбука)
4. Игра «Озорные звуки» (звук потерялся).
Игровое диагностическое занятие с детьми 7-го года жизни:
1. Чтение рассказа «На лесной полянке» (Н. Теченко). Ответы на вопросы по
прочитанному.
2. Чтение «Веселый старичок» Д. Хармса (интонационная выразительность)
3. Чтение и ответы на вопросы по басне «Два товарища» Л. Толстого.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».