Дополнительная общеразвивающая программа "Мы играем в театр" 2024-2025 учебный год

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 61 Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Ягодка»

Принята Педагогическим советом
ГБДОУ д/с № 61 «Ягодка»
Протокол № 1 от «29» августа 2024 г.

Утверждена
приказом № 34од/о от «29» августа 2024 г.
Заведующий ГБДОУ д/с № 61 «Ягодка»
_____________О.В. Шевченко

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«МЫ ИГРАЕМ В ТЕАТР»
Срок освоения: 2 года
Возраст обучающихся: от 5 до 7 лет

Разработчик: Козлова С.С.,
педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург
2024 год

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
№
п/п
1.
1.1

1.1.1
1.1.2
1.2
1.2.1
1.2.2
1.2.3
2.
3.
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
5.
5.1
5.2
5.3

Содержание
Пояснительная записка
Основные характеристики Программы (направленность, адресат, актуальность, отличительные особенности, уровень освоения,
объем и срок освоения)
Цель и задачи Программы
Планируемые результаты освоения Программы
Организационно-педагогические условия реализации Программы
Язык реализации, форма обучения, особенности реализации, условия набора и формирования групп
Формы организации и проведения занятий
Материально-техническое оснащение Программы
Учебный план
Календарный учебный график
Рабочая программа
Особенности организации образовательного процесса
Задачи первого и второго года обучения
Содержание первого и второго года обучения
Планируемые результаты первого и второго года обучения
Календарно – тематическое планирование работы первого года
обучения
Календарно – тематическое планирование работы второго года
обучения
Методические и оценочные материалы
Педагогические методики и технологии, дидактические материалы
Информационные источники
Оценочные материалы

Страница
3

4
5
5
6
6
6
7
8
8
8
9
9
10
11
14
17
17
18
19

2

1. Пояснительная записка
1.1.1 Основные характеристики Программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Мы играем в театр» (далее – Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в РФ», Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 31.03.2022 года
№ 678-р, распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 25.08.2022 года
№ 1676-р «Об утверждении критериев оценки качества дополнительных общеразвивающих
программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями Санкт-Петербурга», а также с учетом профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»,
утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2022 года
№ 652н.
Направленность программы: художественная. Программа содействует эстетическому, нравственному, патриотическому, этнокультурному воспитанию детей путем приобщения к театральному и танцевальному искусству, народному творчеству, а также сохранению культурного наследия народов Российской Федерации.
Театрализация – это открытие и развитие многих человеческих способностей, и в
первую очередь способности познавать себя, окружающий мир, навыков общения и взаимодействия с другими людьми, а также коррекция некоторых негативных состояний и проявлений. Данная программа направлена на развитие у его участников ощущений, чувств и
эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных.
Адресат программы: дети 6-го и 7-го года жизни (старший дошкольный возраст),
мальчики и девочки. В старшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании со стороны взрослого и сверстников, интерес к коллективным формам деятельности); возникает новый тип мотивации – основа
произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе. Одним из основных новообразований этого возраста является воображение. Формируются такие его особенности, как произвольность и оригинальность. Старший дошкольный возраст – последний из периодов дошкольного детства, когда в психике ребёнка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия, речи, мышления, воображения – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением. Происходят
изменения и в представлениях детей о самих себе, в их самосознании и самооценках, на что
оказывают непосредственное влияние более сложные и содержательные отношения со
сверстниками и взрослыми. Очень важным для детей этого возраста является общение,
творческая деятельность, игра. Удовлетворить эту потребность в полной мере может театрализованная деятельность.
Актуальность программы: данная программа способствует формированию качеств, прописанных в целевых ориентирах образования на этапе завершения дошкольного
образования (ФГОС ДО), она направлена на воспитание творческого человека в процессе
игровой (театрализованной) деятельности, развитие у него самостоятельности, активности,
инициативы в процессе овладения навыками театрализованной деятельности, а также в других видах деятельности: коммуникативной, двигательной, музыкальной, познавательной.
Актуальность программы базируется на
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный,
зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоцио3

нальную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей
эмпатии, т. е. способности распознать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков
поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей
дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое
собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Театрализованная деятельность – это хорошая возможность раскрытия творческого
потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный
образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление,
умение видеть необычные моменты в обыденном. Также актуальность программы определяется интеграцией с основной образовательной программой ГБДОУ, большим запросом
родителей (законных представителей) и потенциалом детского сада.
Отличительные особенности: программа отличается постановкой задач, направленных прежде всего на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизацию при этом всех имеющихся у него возможностей; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; программа способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные
способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства
удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Программа дает возможность каждому
ребенку выступить на театральной сцене, почувствовав себя настоящим артистом.
Уровень освоения дополнительной общеразвивающей программы: общекультурный. Предполагает формирование и развитие творческих способностей детей, формирование общей культуры обучающихся, удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры
здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья и организацию свободного
времени.
Объем и срок освоения: на период обучения запланировано 144 часа, 2 года обучения.
1.1.2 Цель и задачи Программы
Цель: раскрытие творческого потенциала ребенка, формирование общей культуры
обучающихся.
Задачи:
Обучающие задачи:
1.
Обучать умению слушать литературное произведение.
2.
Развивать выразительную речь.
3.
Побуждать к осмыслению своих поступков и поступков другого.
4.
Учить гибко использовать мимику, пантомимику и голос в инсценировании.
5.
Развивать способность делиться своими переживаниями.
4

6.
Формирование средствами театрализованной деятельности разнообразных умений,
способностей, качеств личности.
7.
Учить выполнять движения и действия соответственно логике действий персонажей
и с учетом места действия.
Развивающие задачи:
1.
Развивать психические процессы ребенка: внимание, память, речь, воображение.
2.
Развивать эмпатию, желание и готовность помогать другим людям.
3.
Способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и
творчество.
4.
Развитие чувства МЫ, нравственности, доброжелательного отношения к окружающим.
5.
Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств
выразительности (мимика, жесты, движения и т.п.). Помогать в создании выразительных
средств.
6.
Вызывать желание произносить небольшие монологи и развернутые диалоги (в соответствии с сюжетом инсценировки).
Воспитательные задачи:
1.
Формировать общую культуру ребенка ребенка.
2.
Поощрять открытое проявление эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами.
3.
Воспитывать желание и умение сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, радоваться удачам сверстников.
4.
Вызывать интерес к театрализованной деятельности, желание выступать вместе с
коллективом сверстников.
1.1.3 Планируемые результаты освоения программы
Программа включает в себя два этапа.
Первый год обучения (5-6 лет).
Дети стараются выразительно говорить, используя мимику и пантомимику.
Дети умеют передавать художественный образ и характер героев.
У детей сформировано желание и умение сотрудничать, учитывать и уважать интересы других.
Второй год обучения (6-7 лет).
Дети умеют осмысленно использовать выразительную речь в соответствие с музыкальнохудожественным образом.
Дети самостоятельно узнают художественный образ по словесному портрету.
Дети самостоятельно ориентируются на сцене во время театрализованной деятельности
У детей развито чувства МЫ, нравственности, доброжелательного отношения к окружающим.
У детей развито чувство сопереживания другим людям и животным.
1.2 Организационно-педагогические условия реализации программы
1.2.1 Язык реализации, форма обучения, особенности реализации, условия
набора и формирования групп
Образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации.
Форма обучения: очная.
Особенности реализации Программы: организация занятий в каникулярное время не
предусмотрена, в рамках реализации Программы предусмотрены массовые мероприятия,
выступления детей перед родителями (законными представителями), детьми из других
групп. Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий,
обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными
5

возможностями и интересами: личностно-порождающее взаимодействие взрослых с
детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на
его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков. Ориентированность
педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка. Создание развивающей образовательной среды, способствующей развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
Сбалансированность подвижных и статичных форм активности. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.
Условия набора и формирования групп: принимаются все желающие, группы формируются по возрастам, допускается дополнительный набор обучающихся (при наличии
места) на первый и второй год обучения. Количество обучающихся: в соответствии с требованиями СанПиН, количеством человек в группе (20-25).
1.2.2 Формы организации занятий
Занятия проводятся группой, подгруппами, используется индивидуальная работа.
Группой проводится объяснение, показ, беседа. Формы проведения занятий:
- традиционные занятия
- концерт
- конкурс
- мастер-класс
- праздник
- репетиция
- спектакль.
Формы организации деятельности обучающихся:
- фронтальная (беседа, показ, объяснение, слушание музыки)
- групповая (общение, помощь)
- коллективная (отработка коллективных номеров, репетиция, концерт)
- подгруппами (сценические постановки, танцевальные номера)
- индивидуальная (литературные тексты, сценические диалоги).
1.2.3 Материально-техническое оснащение Программы
Театральная сцена.
Детские музыкальные инструменты (треугольники, колокольчики, бубны, трещотки,
погремушки и др.).
Различные виды кукольных театров (би-ба-бо, плоскостной, перчаточный).
Театральная ширма. Декорации к спектаклям.
Атрибуты для музыкальных игр и праздников.
Аудиотека.
Портреты композиторов.
Дидактический музыкальный материал.
Музыкальный центр.
Цифровое пианино, фортепиано.
Методическая литература.
Взрослые и детские театральные костюмы для выступления на праздниках.

6

№
п/п
1.
3.

Название раздела,
темы
Вводное занятие
Сентябрь
Октябрь

4.

Ноябрь

5.

Декабрь

6.

Январь

7.

Февраль

8.

Март

9.

Апрель

10.

Май

№ п/п Название темы

3.

Вводное занятие
Сентябрь
Октябрь

4.

Ноябрь

5.

Декабрь

6.
7.

Январь
Февраль

8.

Март

9.

Апрель

1.

2. Учебный план
Учебный план 1-го года обучения
Количество часов
Формы контроля
всего
теория практика
1
1
3
3
Наблюдение
4
4
Выступление на празднике
осени
4
4
Импровизация «Немой диалог»
«Рассказываем стихи по ролям»
4
4
Выступление на празднике
елки
Импровизация Стихотворе3
3
ния-диалоги читаем по ролям
4
4
Импровизация под музыку
«Разговор по телефону»
4
4
Выступление на празднике
мам
4
4
Музыкальная загадка, разыгрывание этюдов и диалогов из
сказки
4
4
Импровизация под музыку
разного характера
Учебный план 2-го года обучения
Количество часов
Формы контроля
всего
теория практика
1
1
3
3
Наблюдение
4
4
Выступление на празднике
осени
4
4
Интонационные упражнения
Этюды
4
4
Выступление на празднике
елки
3
3
Наблюдение
4
4
Этюды на изображение эмоций грусти, радости, страха,
злости
4
4
Выступление на празднике
мам
4
4
Импровизация согласно тексту стихотворения

7

10.

Май

4

Год обучения

Дата начала
обучения по
программе

1-ый год

02.09.2024 г.

2-ой год

02.09.2024 г.

Выступление на выпускном
балу
3. Календарный учебный график
Дата окон- Всего
Всего
Количество Режим зачания обу- учебных учебных учебных ча- нятий
чения по
недель
дней
сов
программе
30.05.2025 36
36
36
1 раз в нег.
делю 25
минут
30.05.2025 36
36
36
1 раз в нег.
делю 30
минут
4

4. Рабочая программа
4.1 Особенности организации образовательного процесса
Театрализованные занятия могут включать в себя как разыгрывание сказок, каких-либо сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни.
Занятия в основном строятся по единой схеме:
•
Введение в тему, создание эмоционального настроения;
•
Театрализованная деятельность (в различных формах) где каждый ребенок может
реализовать свой творческий потенциал;
•
Эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Для того чтобы организовать театрализованную деятельность детей, где каждый ребенок имел бы возможность проявить себя в какой-то роли, необходимо, использовать следующие приёмы:
•
Выбор детьми роли по желанию;
•
Назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
•
Распределение ролей по карточкам;
•
Проигрывание ролей в парах;
Во время занятий необходимо:
•
Внимательно выслушивать ответы и предложения детей;
•
Если они не отвечают, не требовать объяснений, а переходить к действиям с персонажем;
•
При знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они
могли подействовать или поговорить с ними;
•
в заключении различными способами вызвать у детей радость;
В данной технологии театрализованной деятельности реализуются:
•
Мотивация к игре;
•
Определение темы и цели игры;
•
Выбор игровых средств, распределение ролей;
•
Апробирование и корректировка выбранных ролей и путей для достижения цели;
•
Достижение игровой цели;
•
Осознание результатов игры
Методические приемы
1.
Беседы, направленные на знакомства с различными «волшебными» средствами понимания.
2.
Словесные, подвижные и релаксационные упражнения.
3.
Проигрывание психогимнастических упражнений.
8

Анализ и инсценировка различных игровых этюдов, сказок, сценок.
Использование музыкально- ритмических композиций.
Подбор произведений для театрализованных постановок
Русские и зарубежные народные сказки и былины («Колобок», «Теремок», «Репка», «Волк
и семеро козлят», «Морозко», «Гуси-лебеди», «Садко», «Три поросенка»).
Авторские стихи, басни и сказки (К.И. Чуковский «Муха-Цокотуха», С.Я. Маршак «Сказка
о глупом мышонке», «Двенадцать месяцев», И.А. Крылов «Стрекоза и муравей», «Ворона
и лисица», П. Ершов «Конек-Горбунок», В. Сутеев «Под грибом», Д. Родари «Приключения
Чиполлино», А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино», Ш. Перро «Золушка», Г.Х. Андерсен «Снежная королева», «Дюймовочка», Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик
и мышиный король», Братья Гримм «Бременские музыканты»)
Сказки А.С. Пушкина («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»,
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
4.
5.

4.2 Задачи обучения
Первый год обучения: 6-ой год жизни
Проявлять готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно.
Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц.
Запоминать заданные позы.
Уметь выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст, правильно и
четко произнося слова с нужными интонациями.
Уметь строить простейший диалог.
Второй год обучения: 7-ой год жизни
Уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке (театральной студии).
Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки.
Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке.
Уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
Уметь запоминать заданные режиссером мизансцены.
На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия.
Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
Уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя
логические ударения.
Уметь строить диалог с партнером на заданную тему.
Уметь составлять предложение из 3—4 заданных слов.
Уметь подобрать рифму к заданному слову.
Уметь составлять диалог между сказочными героями.
Знать наизусть 7—10 стихотворений русских и зарубежных авторов.
4.3. Содержание обучения
В содержание каждого года обучения входит несколько этапов.
Этапы режиссерско-педагогической работы по организации и постановке спектакля с
детьми:
1 этап: Прогностическо-подготовительный
Выбор репертуара, подходящего данной группе или творческому коллективу детского
сада.
Подготовка инсценировки, сценария или адаптация текста пьесы.
Разработка режиссерского постановочного плана.
9

Перспективная разбивка текста инсценировки на части по событиям.
Перспективное распределение ролей среди всех детей группы, зрительского и ролевого
участия.
Планирование репетиций - от знакомства с материалом до организации зрительского показа.
Планирование декорационно-костюмного оформления спектакля.
Планирование музыкально-шумового оформления спектакля.
Планирование и согласование сроков репетиций и показа спектакля зрителям.
2 этап: Репетиционный
Ознакомление детей с текстом сказки, чтение инсценировки, беседа о замысле постановки.
Этюдно-игровое знакомство с текстом и распределение ролей.
Последовательные репетиции по отрывкам - событиям.
Разучивание текстов роли в ходе репетиций.
Организация зрительского просмотра в ходе репетиций.
Последовательная организация репетиций на основе знания текста роли детьми: с музыкой, в костюмах, прогоны, генеральные репетиции, показ для зрителей.
3 этап: Организационный
Подготовка декораций.
Подготовка костюмов.
Запись фонограммы.
Подготовка бутафории и реквизита
4 этап: Организация показа спектакля
Анонсирование спектакля с участием детей и родителей (афиша, программа).
Назначение даты премьерного показа, приглашение зрителей, организация пространства
для показа.
Организация участников спектакля на момент показа.
Организация зрителей спектакля на момент показа.
Показ спектакля зрителям, управление этим процессом
5 этап: Рефлексивно-итоговый
Обсуждение спектакля с детьми - участниками и зрителями.
Поощрение, поддержка детей за творческую активность.
Организация фотовыставки сцен спектакля в фойе детского сада.
Поддержание интереса дошкольников к театрализованной деятельности.
4.4 Планируемые результаты первого и второго года обучения
Программа включает в себя два этапа.
Первый год обучения (6-ой год жизни).
Дети стараются выразительно говорить, используя мимику и пантомимику.
Дети умеют передавать художественный образ и характер героев.
У детей сформировано желание и умение сотрудничать, учитывать и уважать интересы других.
Второй год обучения (7-ой год жизни).
Дети умеют осмысленно использовать выразительную речь в соответствие с музыкальнохудожественным образом.
Дети самостоятельно узнают художественный образ по словесному портрету.
Дети самостоятельно ориентируются на сцене во время театрализованной деятельности
У детей развито чувства МЫ, нравственности, доброжелательного отношения к окружающим.
У детей развито чувство сопереживания другим людям и животным.

10

4.5 Календарно – тематическое планирование работы первого года обучения
Месяц
Содержание
Задачи
МузыкальИтоговое мероный реперприятие
туар
Сен1.Знакомство с поДать детям пред«Полька»
тябрь
нятием театр, с теставление о театре. Л. Компаатральными проРасширять знания неец
фессиями (артист,
о театре, как виде
«Танец с
режиссер, художискусства; воспиосенними
ник, гример, парик- тывать эмоциоветками»
махер, музыкант,
нально положи«Танец с
декоратор, костютельное отношение корзиночмер), со сценой, де- к театру; активизи- ками» Г. Викорациями.
ровать интерес к
харева
2. Выбор сказки для театральному ис«Танец с
драматизации, чтекусству. Формиро- зонтиками и
ние сказки. Знаком- вать представления дождиками»
ство с персонажами. детей о театральфранцузская
3. Мастерская акных профессиях.
народная
тёра. Распределение Развивать двигамелодия
ролей сказки.
тельные способно- Танец «Яб4.Работа над ролями сти: ловкость, гиб- лочки»
(дикция, мимика,
кость, подвижпантомимика, деность, умение
кламация)
пользоваться жестами; учить равномерно двигаться
по сцене, не сталкиваясь друг с другом.
Октябрь 1.Разучивание роРазвивать диалого- А. ХачатуМузыкальный
лей.
вую речь детей,
рян музыка
спектакль «Кош2. Разучивание пеучить выразииз балета
кин дом»
сенного репертуара. тельно читать сти- «Чипол«Колобок»
3.Разучивание танхотворный текст,
лино»;
«Чиполлино»
цевального реперпрозу; развивать
«Кремена»
«Заяц Пляши-Гутуара
выразительность
болгарская
ляй»
4. Репетиция в кодвижений, интони- народная
«Несмеяна
стюмах с декораци- рования при пемелодия;
Осень»
ями
нии, эмоциональВ. Золотарев «Старичок-лесоность.
музыка
вичок»
Продолжать учить «Кошкин
«Под грибом»
детей двигаться по дом»
сцене и произно«Чарльсить текст в соотстон»;
ветствии с ролью
«Чардаш»
венгерская
народная
мелодия
11

Ноябрь

1. Выбор сказки для
драматизации. Чтение сказки, выбор
персонажей спектакля.
2. Разучивание ролей. Работа с костюмами. Совместная
деятельность с
родителями.
3. Разучивание танцевальных номеров.
4. Разучивание песенного репертуара.

Декабрь

1. Закрепление движений в сказке в сопровождении с музыкой.
2.Повторение песенного репертуара,
работа над выразительным исполнением роли.
3.Работа над речью
и движением на
сцене.
4. Репетиция в костюмах с декорациями
1.Показ детям младшего возраста театрализованной постановки.
2. Показ детям среднего возраста театрализованной постановки.

Январь

Февраль

1. Выбор сказки для
драматизации. Чтение сказки, выбор

Развивать в движениях
чувство ритма,
быстроту реакции,
координацию движений; показать
образы
персонажей через
пластические возможности своего
тела.
Учить отражать
интонационно и в
движениях характеры героев
сказки,
работать над интонацией, чёткой
дикцией; отработка движений в
танцах, хороводах.
Развивать умение
принимать на себя
роли сказочных героев, совершенствовать исполнительские навыки.
Развивать диалоговую и монологовую речь, сопровождать речь движением. Работать
над мимикой, жестом.

Карнавальное шествие»
«Полька»
Абелян
«Колыбельная Медведицы»
Е. Крылатов
«Итальянская полька»
С. Рахманинов

Развивать музыкальные и артистические способности детей, создавать условия для
демонстрации
детьми своих умений. Учить детей
перевоплощаться в
героя сказки, не
стесняться выступать.
Знакомить с новой
сказкой, дать характеристику персонажам сказки;

«Полька с
хлопками»
Штраус
«Парень с
гармошкой»
«Где ты,
зайка?»
(песенное
творчество)
«Танец кукол и солдатиков»
«Танец с
цветами»
Французский Вальс

«Пляска
Пингвинов»
Г. Зацепин
«Буратино и
Мальвина»
«Танец снежинок» Делиб
«Кукляндия»
«Вальс» Д.
Шостакович

Музыкальный
спектакль «Морозко»
«Двенадцать месяцев»
«Приключения
Буратино»
«Золушка»

12

Март

персонажей спектакля.
2. Разучивание ролей. Работа с костюмами. Совместная
деятельность с
родителями.
3. Разучивание танцевальных номеров.
4. Разучивание песенного репертуара.
1.Закрепление движений в сказке в сопровождении с музыкой.
2.Повторение песенного репертуара,
работа над выразительным исполнением роли.
3.Работа над речью
и движением на
сцене.
4. Репетиция в костюмах с декорациями

Апрель

1.Чтение басен И.А.
Крылова. Выбор
басни для показа на
сцене.
2. Разучивание ролей, диалогов.
3. Обсуждение декораций и костюмов к представлению.
4.Репетиция по ролям, движение под
музыку.

Май

1.Репетиция танцев
и песен к спектаклю.
2.Репетиция отдельных сцен.
3.Работа над диалогами.

обсудить с детьми
характеры героев;
распределить роли,
создавать дружественную атмосферу, толерантное
отношение друг к
другу.
Работать над выразительностью пения и движений.
Развивать двигательные способности детей под музыку: ловкость,
гибкость, подвижность, умение
пользоваться жестами, чувство
ритма, умение передавать движения
животных.
Работать над умением детей выполнять движения в
костюмах.
Работать над выразительностью
речи.

Хоровод
«Калинка»
«Шарманщик»
П. Чайковский.
«Марш деревянных
солдатиков»
Ф. Констан

«Чик-брик»
танец парами
«Весенний
хоровод»
С. Насауленко
Танец с платочками.
Русская
народная
мелодия
А. Рыбников
музыка к
спектаклю
«Волк и семеро козлят
на новый
лад»
Закрепить понима- Танец «Чение детьми харак- бурашка»
теров героев
В. Шаинбасни, знание тек- ский
ста; работать над
Хоровод
интонацией, чётко- «Зверобика»
стью дикции; отра- Савельев
ботать движения в «Солтанцах и при иснышко»
полнении роли.
Л. Гусева
Тренировать детей «Дождь
в использовании
пройдет по
атрибутов, учете
улице»
декораций.
В. Шаинский
Отработать выраТанец «Бозительность песен- жьи коного исполнения,
ровки»
музыкально-рит«Цветик-Семических движемицветик»
ний, диалогов.
муз. р. к.

Музыкальный
спектакль
«Теремок»
«Поварята»
«Волк и семеро
козлят на новый
лад»
«Три поросенка»
«Сказка о глупом
мышонке»

Инсценировка
басни «Стрекоза
и муравей»
«Муха-Цокотуха»

13

4.Генеральная репетиция в костюмах с
декорациями.

Месяц
Сентябрь

Октябрь

Совершенствовать
танцевальные движения. Работать
над мимикой, жестом.

«Топни,
ножка моя»
танец парами
«Танец жуков»
еврейская
народная
мелодия

4.6 Календарно – тематический план второго года обучения
Содержание
Задачи
МузыкальИтоговое мероный реперприятие
туар
1.Выбор сказки для Активизировать
Хоровод
драматизации, чте- творческое мыш«Речка»
ние сказки. Знаком- ление детей, умеРусский листво с персонажами. ние делать выбор.
рический та2.Мастерская акРазвивать двиганец;
тёра. Распределение тельные способно- Полька «Ну
ролей сказки.
сти: ловкость, гиб- и до свида3.Работа над ролями кость, подвижния!»
(дикция, мимика,
ность, умение
Луи Армпантомимика, депользоваться жестронг «Риткламация).
стами; учить равмический та4.Обсуждение деко- номерно двигаться нец»
раций и костюмов
по сцене, не сталкиваясь друг с другом.
Работать над выразительностью речи
при «разговоре» по
ролям.
1.Разучивание роРазвивать память,
И. Штраус
Музыкальный
лей.
внимание. Разви«Вальс» и
спектакль «Гуси –
2. Разучивание певать диалоговую
«Полька»;
лебеди»
сенного репертуара. речь детей, интоЕ. Зарицкая «Сказки А.С.
3.Разучивание таннационную выра«Колыбель- Пушкина»
цевального реперзительность, сланая»;
«Дюймовочка»
туара
женность движеТанец «Ля4. Репетиция в коний, развивать му- гушата»;
стюмах с декораци- зыкальный слух
«Утро» Э.
ями
при интонироваГриг;
нии.
П.И. ЧайПродолжать учить ковский из
детей двигаться по балета «Левсей сцене и пробединое
износить текст в
озеро»
соответствии с ролью.

14

Ноябрь

1.Выбор художественного произведения для драматизации. Чтение, обсуждение характеров героев, распределение ролей.
2.Разучивание ролей. Работа с костюмами.
3.Разучивание танцевальных номеров.
4.Разучивание песенного репертуара.

Декабрь

1.Закрепление движений в театрализации в сопровождении с музыкой.
2.Повторение песенного репертуара,
работа над выразительным исполнением роли.
3.Работа над речью
и движением на
сцене.
4. Репетиция в костюмах с декорациями
1.Показ детям среднего возраста театрализованной постановки.
2. Показ детям старшего возраста театрализованной постановки.

Январь

Учить детей показзывать образы
персонажей через
пластические возможности тела (работать над жестами). Развивать в
движениях
чувство ритма,
быстроту реакции,
координацию движений.
Учить отражать
интонационно и в
движениях характеры героев
сказки,
работать над интонацией, чёткой
дикцией; отработка движений в
танцах, хороводах.
Развивать умение
принимать на себя
роли сказочных героев, совершенствовать исполнительские навыки.
Развивать диалоговую и монологовую речь, сопровождать речь движением.
Отрабатывать диалоги.

Н.А. Римский –Корсаков муз. из
балета
«Сказки о
Салтане» и
из оперы
«Млада»;
Г. Свиридов
муз. к повести «Метель»;
Е. Доги
«Вальс»;
Танец
«Красный
сарафан» А.
Варламов

Развивать музыкальные и артистические способности детей, создавать условия для
демонстрации
детьми своих умений. Учить детей
перевоплощаться в
героя сказки, не
стесняться выступать, преодолевать
скованность движений

«Русский перепляс»;
«Танец с
ложками»;
«Кадриль»
«Богатырская сила»
А. Пахмутова;
«Танец с
шарфикамиМоре»

Музыка из
балета
«Снежная
королева» А.
Васильев
П.И. Чайковский музыка из балета «Щелкунчик»

Музыкальный
спектакль
«Снежная королева»
«Щелкунчик»

15

Февраль

Март

Апрель

Май

1. Выбор сказки для
драматизации. Чтение сказки, выбор
персонажей спектакля.
2.Разучивание ролей. Придумывание
костюмов и атрибутов для постановки
3.Разучивание танцевальных номеров.
4.Разучивание песенного репертуара.

Знакомить с новой
сказкой, дать характеристику персонажам сказки;
обсудить с детьми
характеры героев;
распределить роли,
создать дружественную атмосферу, толерантное
отношение друг к
другу.
Работать над выразительностью пения и движений.
Работа с солистами.
1.Закрепление дви- Развивать двигажений в сказке в со- тельные способнопровождении с мусти детей под музыкой.
зыку: ловкость,
2.Повторение пегибкость, подвижсенного репертуара, ность, умение
работа над вырази- пользоваться жетельным исполнестами, чувство
нием роли.
ритма, умение пе3.Работа над речью редавать движения
и движением на
животных.
сцене.
Работать над уме4. Репетиция в конием детей выполстюмах с декораци- нять движения в
ями.
костюмах.
Работать над выразительностью
речи.
1.Чтение басен И.А. Закрепить понимаКрылова. Выбор
ние детьми харакбасни для показа на теров героев
сцене.
басни, знание тек2. Разучивание роста; работать над
лей, диалогов.
интонацией, чётко3. Обсуждение дестью дикции; отракораций и костюботать движения в
мов к представлетанцах и при иснию.
полнении роли.
4.Репетиция по роТренировать детей
лям, движение под
в использовании
музыку.
атрибутов, учете
декораций.
1.Репетиция танцев Отработать выраи песен к спекзительность песентаклю.
ного исполнения,

«Финская
полька»;
«Восточный
танец»;
Оркестр
«Как у
наших у ворот»; Рус. н.
песня. «Ярмарка»

Г. Гладков
музыка из
мультфильма
«Бременские
музыканты»;
Рус н. песня
«Вдоль по
улице молодчик
идёт»;
Р. Щедрин
музыка из
балета «Конёк-Горбунок»

Музыкальный
спектакль «Бременские музыканты»
«Садко»
«Конек-Горбунок»

И. Штраус
«Вальс»,
«Полька»;
«Кораблик
детства» танец;
«Полонез»;
«Гавот»

Театрализованные
игры: «По

Инсценировка
басни «Стрекоза
и муравей»;
16

2.Репетиция отдельных сцен.
3.Работа над диалогами.
4.Генеральная репетиция в костюмах с
декорациями.

музыкально-ритмических движений, диалогов.
Совершенствовать
танцевальные движения. Работать
над мимикой, жестом.
Отработка текста с
солистами.

болоту Пётр Музыкальное-пошёл»,
этическое пред«Мчатся
ставление «Город
кони», «Камой родной»
менный
лев», «Бегемотик»;
«Салют Петербургу»
муз. композиция;
«Танец с
цветами» И.
Штраус

5. Методические и оценочные материалы
5.1 Педагогические методики и технологии, дидактические материалы
Театрализованная деятельность представляет собой достаточно сложный феномен
человеческой активности. Если проанализировать свое состояние, когда мы находимся
«внутри» неё как исполнители определенных ролей, а не только как зрители, получится,
возможно, ощущение проживания другой реальности, другого опыта. Действительно, воображение, как волшебная палочка, переносит нас в иную плоскость бытия, иное пространство и время, наделяет нас новыми, часто в реальной жизни недостижимыми возможностями.
В этом огромная сила воздействия театральной игры, которая может развивать, воспитывать многие положительные качества личности. Однако, занимаясь одним и тем же
видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание на развитие речи у детей, либо двигательных навыков, артистичности и т.д., в зависимости от того, в каком учреждении, в каких условиях и зачем ведется данная работа.
Важно, чтобы педагог осознавал приоритетные цели и задачи в своей деятельности, понимал, в чем выражается основной эффект развития.
Для организации театрализованной деятельности с дошкольниками разного возраста
важны, следующие дидактические принципы:
Принцип психологической комфортности. Создание условий, в которых дети чувствуют себя «как дома». Получают удовольствие от самой деятельности.
Принцип творчества (креативности). Максимальная ориентация на творческое
начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Принцип целостного представления о мире. Здесь речь идет не просто о формировании научной картины мира, но и о личностном отношении ребенка к полученным знаниям,
а также об умении применять их в своей практической деятельности.
Принцип вариативности. Данный принцип предполагает развитие у детей «вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задач.
Умение искать выход из трудного положения, понимать, что безвыходных ситуаций практически не бывает.
Принцип минимакса. Данный принцип позволяет учесть индивидуальные особенности детей и обеспечить им продвижение вперед своим темпом.
Технологии
Игровая технология
Концептуальные идеи и принципы:

игра – ведущий вид деятельности и форма организации процесса обучения;
17

игровые методы и приёмы - средство побуждения, стимулирования обучающихся к
познавательной деятельности;

постепенное усложнение правил и содержания игры обеспечивает активность действий;

игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она
передается, общением она организуется, в общении она функционирует;

использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала
обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины;

цель игры – учебная (усвоение знаний, умений и т.д.). Результат прогнозируется заранее, игра заканчивается, когда результат достигнут;

механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.
Технология сотрудничества
Концептуальные идеи и принципы:

позиция взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность;

уникальность партнеров и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность точек зрения, ориентация каждого на понимание и активную интерпретация
его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимная дополнительность позиций участников совместной деятельности;

неотъемлемой составляющей субъект-субъектного взаимодействия является диалоговое общение, в процессе и результате которого происходит не просто обмен идеями или
вещами, а взаиморазвитие всех участников совместной деятельности;

диалоговые ситуации возникают в разных формах взаимодействия: педагог - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - средства обучения; ребенок – родители;

сотрудничество непосредственно связано с понятием – активность. Заинтересованность со стороны педагога отношением ребёнка к познаваемой действительности, активизирует его познавательную деятельность, стремление подтвердить свои предположения и
высказывания в практике;

сотрудничество и общение взрослого с детьми, основанное на диалоге - фактор развития дошкольников, поскольку именно в диалоге дети проявляют себя равными, свободными, раскованными, учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.


5.2 Информационные источники
1.
Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М.: Просвещение, 2005.
2.
Безруких М. М. Сенсомоторное развитие дошкольников. М.: Владос, 2001.
3.
Буренина А.И. Ритмическая мозаика. СПб.: ЛОИРО, 2000.
4.
Буренина А.И. Театр всевозможного. СПб: ЛОИРО, 2002.
5.
Варки Н.А., Калинина Р.Р. Программа творческо-эстетического развития ребёнка.
СПб. Речь, 2002.
6.
Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающий игры для дошкольников. Ярославль: Академия, 1996.
7.
Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. –
М.: Лепта-Книга, 2007.
8.
Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. СПб. Речь, 2002.
9.
Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам.- М.: Просвещение, 1969.
10.
Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Сфера, 2002.
11.
Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М.: Сфера. 2001
12.
Всероссийское
сетевое
издание
Дошкольник
(ДошкольникРФ)
http://doshkolnik.ru/teatr/23982-teatralizaciya-v-detskom-sadu.html
18

5.3 Оценочные материалы
Для отслеживания результативности образовательной деятельности проводится текущий и итоговый контроль.
Проведение мониторинга освоения программы «Мы играем в театр» ребенка необходимо для:
 выявления начального уровня развития чувств, выразительной речи, состояние его
эмоциональной сферы.
 проектирования индивидуальной работы;
 оценки эффекта педагогического воздействия.
В процессе наблюдения педагог оценивает проявления детей, сравнивая их
между собой, и условно ориентируется на лучшие показатели, выявленные
для данного возраста (лучше в данной группе).
Цель мониторинга: выявление уровня освоения программы по театрализованной деятельности и психомоторного развития ребенка (начального уровня и динамики развития,
эффективности педагогического воздействия).
Метод мониторинга: наблюдение за детьми в процессе театрализации в
условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий (на
основе игровых ситуаций).
Критерии: театрализация, выразительность исполнения художественного текста, эмоциональная сфера, творческие проявления, внимание, память, подвижность нервных процессов, пластичность, гибкость, координация движений.
Театрализованная деятельность. Для каждого возраста педагог определяет разные
критерии театрализации в соответствии со средними возрастными показателями развития
ребенка, ориентируясь на объем умений.
Высокий - умение передавать характер произведения, самостоятельно начинать и заканчивать повествование в образе, менять динамику и тон голоса на каждый характер роли;
Средний - в исполнении выражается общий характер роли; начало и конец характера
роли совпадают не всегда;
Низкий - исполнение не отражает характера роли и не совпадают с настроением произведения, а также с динамикой постановки.
Критерии оценивания выразительности исполнения художественного текста
1.
Четкое и правильное произношение. Знание текста. Выразительность чтения.
2.
Правильность расстановки логических ударений и пауз; соответствие
выбранной
интонации
и
темпа
чтения
содержанию
и
форме
текста;
3. Правильность фонетического, грамматического и лексического оформления.
3.
Степень соответствия выразительного чтения художественного текста (прозаического или поэтического) специфике жанра и стиля произведения.
4.
Эмоционально-образная выразительность исполнения: позиция, поза, сопереживание, словесное действие, паузы: психологические, начальные, финальные.
5.
Эффективное использование мимики, жестов, поз, движений.
6.
Оригинальность и индивидуальность, идейно-художественное своеобразие выбранного художественного текста (прозаического или поэтического) на родном языке.
7.
Артистичность и сценическая культура чтения исполнителя.
Эмоциональная сфера – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки, текста, содержания (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу).
19

Творческие проявления - умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные, оригинальные «па». Оценка конкретизируется в зависимости от возраста и обученности ребенка. Творческая одаренность проявляется в особой выразительности движений, нестандартности пластических средств и увлеченности ребенка самим процессом театрализации.
Творчески одаренные дети способны выразить свое восприятие и понимание произведения
не только в пластике, но также и в рисунке, в слове. Степень выразительности, оригинальности также оценивается педагогом в процессе наблюдения.
Внимание - способность не отвлекаться от музыки и процесса движения. Если ребенок правильно выполняет сюжет (младшие дети — 1-го уровня сложности, старшие –
2-го и 3-го уровня сложности) от начала до конца самостоятельно — это высокий уровень,
оценка — 5 баллов. Если выполняет с некоторыми подсказками - это средний уровень. В
случае больших затруднений в исполнении композиции из-за рассеянности внимания —
низкий уровень.
Память - способность запоминать текст и движения. В данном виде деятельности
проявляются разнообразные виды памяти: музыкальная, двигательная, зрительная. Как правило, детям необходимо 6-8 повторений композиции вместе с педагогом для запоминания
последовательности упражнений. Это можно оценить, как норму. Если ребенок запоминает
с 3-5 исполнений по показу, то это высокий уровень развития памяти - оценка 5 баллов.
Неспособность запомнить последовательность движений или потребность в большом количестве повторений (более 10 раз) оценивается в 2-0 баллов.
Подвижность (лабильность) нервных процессов проявляется в скорости двигательной реакции на изменение ситуации. Норма, эталон - это соответствие исполнения упражнений музыке, умение подчинять движения темпу, ритму, динамике, форме и т.д.
Запаздывание, задержка и медлительность в движении отмечаются как заторможенность. Ускорение движений, переход от одного движения к последующему без четкой законченности предыдущего (перескакивание, торопливость) отмечаются как повышенная
возбудимость.
Оценки выставляются следующим образом: № - норма (5 баллов); В (возбудимость),
3 (заторможенность) - от 1 до 4 баллов (В-1, В-2, 3-1, 3-2 и т.д. - в зависимости от степени
выраженности данного качества).
Координация, ловкость движений - точность, ловкость движений, координация рук
и ног при выполнении упражнений (в ходьбе, общеразвивающих и танцевальных движениях); правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе, в танце.
Мониторинг освоения программы
№ п/п Фами- ТеатЭмоТворВниПаПоПлаКоорлия,
ралициоческие мание
мять
движ- стичдинаимя
зация
наль- прояв(текность ность,
ция
реная
ления
сты,
нервгибдвижебенка
сфера
движеных
кость
ний
ния)
процессов
Театрализованной деятельность - это открытие и развитие многих человеческих способностей, и в первую очередь способности познавать себя, окружающий мир, навыков общения и взаимодействия с другими людьми, а также коррекция некоторых негативных состояний и проявлений.
20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».