Дополнительная общеразвивающая программа "Буду чисто говорить" 2024-2025 учебный год

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 61
Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Ягодка»
ПРИНЯТА Педагогическим советом ГБДОУ
д/с № 61 «Ягодка»
Протокол № 1 от «29» августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНА
приказом № 34од/о от «29» августа 2024 г.
Заведующий ГБДОУ д/с № 61 «Ягодка»
_____________Шевченко О.В.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«БУДУ ЧИСТО ГОВОРИТЬ»

Возраст обучающихся: от 4 до 5 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик: Беляева О.И.,
педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург
2024 год

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

№
п/п
1.1
1.1
1.2
1.3
1.3.1
1.3.2
1.3.3
1.4
2.1
2.2
2.3
2.3.1
2.3.2
2.3.3

3.1
3.2
3.3
4.
4.1
4.2

СОДЕРЖАНИЕ
I. Основные характеристики Программы
Пояснительная записка
Направленность, актуальность, отличительные особенности, адресат
Программы
Цель и задачи Программы
Условия реализации Программы
Психолого-педагогические условия реализации Программы
Материально-техническое обеспечение Программы
Особенности организации образовательного процесса
Планируемые результаты освоения Программы
II. Комплекс организационно-педагогических условий
Учебный план
Календарный учебный график
Рабочая программа
Задачи и ожидаемые результаты
Календарно-тематическое планирование работы
Планирование индивидуальной коррекционной работы по
звукопроизношению
III. Оценочные и методические материалы
Педагогические методики и технологии, дидактические материалы,
используемые при реализации программы
Информационные источники, используемые при реализации
программы
Система контроля результативности обучения
Приложения
Речевая карта ребенка
Экран произношения

Страница

3
3
5
6
6
6
6
7
7
11
11
11
12
20

21
22
23
24
24
25

2

1. Основные характеристики программы
1.1.Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Буду чисто говорить» (далее –
Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в РФ», Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 31.03.2022 года
№ 678-р, а также с учетом профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты РФ от 22.09.2021 года № 652н.
Направленность
программы:
социально-педагогическая.
Направления
деятельности:

диагностическое;

коррекционно-развивающее (создание условий для эффективной коррекции
недостатков устной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи);

информационно-методическое (организация консультативной помощи педагогам и
родителям; организация и систематизация методического фонда логопедического кабинета
в соответствии с требованиями к его оснащению).
Актуальность программы: по результатам диагностики речевого развития
дошкольников 5-го года жизни 90% из них имеют диагноз общее недоразвитие речи. Для
данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с
выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным
является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных
предложений. Структура предложений может быть нарушена за счет пропуска или
перестановки главных и второстепенных членов, например, «бéйка мóтит и е у áйа» —
белка смотрит и не узнала (зайца); «и туб дым тойб, потаму та хóйдна» — из трубы дым
валит столбом, потому что холодно. В высказываниях детей появляются слова, состоящие
из трех-пяти слогов («аквáиум» — аквариум, «татаист» — тракторист, «вадапавóд» —
водопровод, «адигáйка» — зажигалка). Специальные задания позволяют выявить
существенные затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных
предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в
косвенных падежах («вяа с ясика» — взяла из ящика, «ти ведё» — три ведра, «коёбка еит
под стуа» — коробка лежит под стулом и т. п.). Таким образом, формирование
грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и
по-прежнему характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и
управления.
Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность
словообразовательной деятельности. В собственной речи дети употребляют простые
уменьшительно-ласкательные формы существительных, отдельных притяжательных и
относительных прилагательных, названия некоторых профессий, приставочные глаголы и
т. д., соответствующие наиболее продуктивным и частотным словообразовательным
моделям («хвост — хвостик, нос — носик, учит — учитель, играет в хоккей — хоккеист,
суп из курицы — куриный и т. п.»). В то же время они не обладают еще достаточными
когнитивными и речевыми возможностями для адекватного объяснения значений этих слов
(«выключатель» — «ключит свет», «виноградник» — «он сáдит» и т. п.). Стойкие и грубые
нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки
повседневной речевой практики. Так, дети часто подменяют операцию словообразования
словоизменением (вместо «ручище» — «руки», вместо «воробьиха» — «воробьи» и т. п.)
или вообще отказываются от преобразования слова, заменяя его ситуативным
высказыванием (вместо «велосипедист» — «который едет на велисипед»). В случаях, когда
дети все-таки прибегают к словообразовательным операциям, их высказывания. изобилуют
специфическими речевыми ошибками, такими, как: нарушения в выборе производящей
3

основы («строит дома — дóмник»), пропуски и замены словообразовательных аффиксов
(«трактори — тракторист, читик — читатель, абрикóс — абрикосовый» и т. п.), грубое
искажение звуко-слоговой структуры производного слова («свинцовый — свитеновóй,
свицóй»), стремление к механическому соединению в рамках слова корня и аффикса
(«гороховый — горóхвый», «меховой — мéхвый» и т. п.).
Типичным проявлением общего недоразвития речи данного уровня являются
трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал. Для таких
детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с
абстрактным и переносным значением (вместо «одежда» — «пальты», «кóфички» —
кофточки, «мебель» — «разные стóлы », «посуда» — «миски»), незнание названий слов,
выходящих за рамки повседневного бытового общения: частей тела человека (локоть,
переносица, ноздри, веки), животных (копыта, вымя, грива, бивни), наименований
профессий (машинист, балерина, плотник, столяр) и действий, связанных с ними (водит,
исполняет, пилит, рубит, строгает), неточность употребления слов для обозначения
животных, птиц, рыб, насекомых (носорог — «корова», жираф — «большая лошадь», дятел,
соловей — «птичка», щука, сом — «рыба», паук — «муха», гусеница — « червяк») и т. п.
Отмечается тенденция к множественным лексическим заменам по различным типам:
смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной
нагрузки, видо-родовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля и т. п.
(«посуда» — «миска», «нора» — «дыра», «кастрюля» — «миска», «нырнул» — «купался»).
Наряду с лексическими ошибками у детей с III уровнем развития речи отмечается и
специфическое своеобразие связной речи. Ее недостаточная сформированность часто
проявляется как в детских диалогах, так и в монологах. Это подтверждают трудности
программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления.
Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и
последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной
линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинноследственных связей в тексте. Указанные специфические особенности обусловлены низкой
степенью самостоятельной речевой активности ребенка, с неумением выделить главные и
второстепенные элементы его замысла и связей между ними, с невозможностью четкого
построения целостной композиции текста. Одновременно с этими ошибками отмечается
бедность и однообразие используемых языковых средств. Так, рассказывая о любимых
игрушках или о событиях из собственной жизни, дети в основном используют короткие,
малоинформативные фразы. При построении предложений они опускают или переставляют
отдельные члены предложения, заменяют сложные предлоги простыми. Часто встречается
неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей
между предложениями.
В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов
разной слоговой структуры и звуконаполняемости: персеверации («сеевик» — снеговик,
«хихиист» — хоккеист), антиципации («астóбус» — автобус), добавление лишних звуков
(«мендвéдъ» — медведь), усечение слогов («мисаéн» — милиционер, «ваправóт» —
водопровод), перестановка слогов («вóкрик» — коврик, «восóлики» — волосики),
добавление слогов или слогообразующей гласной («корáбыль» — корабль, «тыравá» —
трава).
Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых
звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического
восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный,
гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть
заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука
в слове и т. п. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не
выполняют.
4

Отличительные особенности программы: раннее вмешательство в речевое
развитие ребенка специалиста-логопеда.
Программа разработана на основе «Адаптированной примерной основной
образовательной программы для дошкольников с нарушениями речи» под редакцией
профессора Л. В. Лопатиной.
При составлении программы учтены следующие нормативные документы:

приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
Принципы и подходы к формированию Программы.
Программа строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС
ДО:

полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского
развития;

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностях
каждого ребенка;

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

сотрудничество организации с семьей;

приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;

формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
различных видах деятельности;

возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);

учет этнокультурной ситуации развития детей.
Адресат программы: дети 5-го года жизни, имеющие диагноз общее недоразвитие
речи.
Целью данной программы является построение системы коррекционноразвивающей работы в средней группе для детей в возрасте от 4 до 5 лет, которая
максимально обеспечит создание условий для развития ребенка, его социализации,
личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе
сотрудничества с взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах
деятельности.
Задачи программы:
Программа определяет содержание и организацию коррекционного процесса
детей средней группы.

раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

преодоление недостатков в речевом развитии;

воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового
восприятия;

развитие речевого дыхания;

развитие и совершенствование фонематических процессов: анализа, синтеза,
восприятия и представлений;
5






развитие психических функций;
подготовка к овладению элементарными навыками чтения и письма;
формирование лексико – грамматического строя речи;
развитие связной речи.

1.3 Условия реализации программы
1.3.1 Психолого-педагогические условия реализации программы
Для успешной реализации программы должны быть обеспечены следующие
психолого-педагогические условия, которые гарантируют охрану и укрепление
физического и психического здоровья детей, обеспечивает их эмоциональное
благополучие:

уважительное отношение к человеческому достоинству детей, формирование и
поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и
способностях;

создание и обновление предметно-развивающей среды;

использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми,
соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (игра дидактическая,
развивающая, игровое упражнение);

формы сотрудничества с семьей;

построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых и
детей, ориентированное на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающие
социальные ситуации его развития;

поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах
деятельности;

возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной
деятельности и общения;

защита детей от всех форм физического и психического насилия;

поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении здоровья, вовлечение семей в непосредственно образовательную деятельность.












1.3.2 Материально-технические условия реализации программы
Оборудование логопедического кабинета
1. Оснащение кабинета:
Зеркало настенное (50 100 см) с лампой дополнительного освещения;
Зеркала для индивидуальной работы (6 шт.);
Ковер напольный;
Шкафы для хранения пособий;
Столы для детей;
Стулья детские;
Стол, стулья для работы логопеда с документацией.
2. Педагогическая документация:
Логопедические карты на каждого ребенка;
Годовой план работы;
Список детей группы;
Расписание занятий;
Циклограмма рабочего времени;
Календарно-тематическое планирование;
Конспекты фронтальных занятий;
Планы индивидуально-подгрупповых занятий;
Тетрадь взаимодействия с воспитателями;
Отчет о результатах работы;
6

1.3.3 Особенности организации образовательного процесса
Формы работы:

Индивидуальные занятия;

Подгрупповые занятия (микрогруппы).
Принципы объединения в микрогруппы:
- однородные дефекты произношения звуков;
- индивидуальные (поведенческие, характерологические) особенности детей;
- по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в
коррекции произношения.
Образовательная нагрузка: для подгрупповых занятий объединяются дети одной
возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые
нарушения, по 7 – 10 человек. Занятие длится 15 – 20 минут. Занятия в микрогруппах – по
2-3 человека, 15 минут. Все занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня, при
необходимости занятия могут переноситься и на первую половину дня. В течение занятия
статическое положение детей чередуется с динамическим.
Сроки реализации программы: рабочая программа рассчитана на один учебный
год, который длится с 1 сентября по 1 июня.
1.4 Планируемые результаты освоения программы
В итоге логопедической работы дети должны научиться:
• понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
• узнавать по словесному описанию знакомые предметы;
• сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам;
• фонетически правильно оформлять согласные звуки ([п], [б], [м], [т], [д], [н], [к], [х], [г],
[в], [ф], [с], [з], [ц]), гласные звуки;
• правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
• правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов,
используемых в рамках предложных конструкций;
• использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий
(существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
• владеть элементарными навыками пересказа;
• владеть навыками диалогической речи.
В процессе коррекционно-развивающего обучения у детей расширяется понимание
обращенной речи, развивается речевая активность. В дальнейшем осуществляется
совершенствование всех компонентов языковой системы.
Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Учебный план
Количество часов
Название темы
Формы контроля
всего
теория
практика
Сентябрь.
Знакомство с органами
Вводное занятие
4
1
артикуляции.
По просьбе ребенок
Детский сад.
3
показывает органы
Игрушки. Семья.
артикуляции, умеет
Уточнение артикуляции
выполнять простые
гласных звуков.
артикуляционные
упражнения (Окошко,
Надули – втянули щечки,
Улыбка, Трубочка).
2.

№
п/п
1.

7

2.

3.

4.

Октябрь.
Овощи и фрукты.
Времена года – осень.
Уточнение артикуляции
согласных звуков.
Постановка отсутствующих
звуков у детей согласно
результатам обследования.
Понятие «слово». Короткие
и длинные слова.
Ноябрь
Домашние животные и
птицы.
Профессии людей.
Повар.
Продукты питания.
Уточнение артикуляции
свистящих согласных
звуков, их
дифференциация.
Постановка отсутствующих
звуков у детей согласно
результатам обследования.
Понятие «слово». Короткие
и длинные слова.

4

4

4

4

Декабрь
Дикие животные.
Времена года – зима.
Новогодний праздник.
Уточнение артикуляции
шипящих согласных
звуков, дифференциация
«свистящие – шипящие
звуки».
Постановка отсутствующих
звуков у детей согласно
результатам обследования.
Выделение начального
гласного звука из слова.

4

4

Умение правильно
использовать в активном
словаре слова-названия
предметов, действия,
определения по
лексическим темам.
Правильная артикуляция
гласных звуков, губногубных, губно-зубных,
заднеязычных согласных.
Активизация словаря по
темам, развитие лексикограмматических категорий:
умение образовывать
уменьшительноласкательную форму
существительных,
правильно употреблять
единственную и
множественную форму
существительных.
Деление слов на слоги.
У детей (исходя из
индивидуальных
особенностей) формируется
правильный уклад органов
артикуляции для
произнесения свистящих
звуков.
Произнесение
поставленных звуков под
контролем взрослых,
введение их в речь.
Активизация словаря по
темам, развитие лексикограмматических категорий:
умение правильно называть
«семью» животных,
образование
притяжательных
прилагательных,
правильное употребление
местоимений, согласование
частей речи между собой.
У детей (исходя из
индивидуальных
особенностей) формируется
правильный уклад органов
артикуляции для
произнесения шипящих
звуков.
8

5.

Январь
Зимние развлечения.
Зимние виды спорта.
Зимующие птицы.
Уточнение артикуляции Ч,
Щ, дифференциация
звуков.
Постановка отсутствующих
звуков у детей согласно
результатам обследования.
Выделение первого звука из
слова.

4

4

6.

Февраль
Транспорт.
Мой дом.
День Защитников
Отечества.
Постановка отсутствующих
звуков у детей согласно
результатам обследования.
Автоматизация и
дифференциация
имеющихся звуков.
Составление предложений с
заданными словами.
Правильное употребление
предлогов.

4

4

Произнесение
поставленных звуков под
контролем взрослых,
введение их в речь.
Деление слов на слоги.
Умение определить первый
гласный звук в слове.
Активизация словаря по
темам, развитие лексикограмматических категорий:
умение правильно
употреблять предлоги,
образование
притяжательных и
относительных
прилагательных,
правильное употребление
приставочных глаголов,
согласование частей речи
между собой.
У детей (исходя из
индивидуальных
особенностей) формируется
правильный уклад органов
артикуляции для
произнесения искаженных
или отсутствующих звуков.
Произнесение
поставленных звуков под
контролем взрослых,
введение их в речь.
Деление слов на слоги.
Умение определить первый
гласный звук в слове.
Активизация словаря по
темам, развитие лексикограмматических категорий:
умение правильно
употреблять предлоги,
образование
притяжательных и
относительных
прилагательных,
правильное употребление
приставочных глаголов,
согласование частей речи
между собой.
Формирование (исходя из
индивидуальных
особенностей) правильного
уклада органов артикуляции
для произнесения
9

7.

Март
Транспорт. Пешеходы.
Мамин праздник.
Театр.
Постановка отсутствующих
звуков у детей согласно
результатам обследования.
Автоматизация и
дифференциация
имеющихся звуков.
Правильное употребление
предлогов.

4

4

8.

Апрель
Времена года – весна.
Домашние и дикие
животные.
Космос.
Рыбы.
Постановка отсутствующих
звуков у детей согласно
результатам обследования.
Автоматизация и
дифференциация
имеющихся звуков.

4

4

искаженных или
отсутствующих звуков.
Произнесение
поставленных звуков под
контролем взрослых,
введение их в речь.
Дифференциация звуков.
Умение правильно
употреблять предлоги в
речи.
Активизация словаря по
темам, развитие лексикограмматических категорий:
умение образовывать
уменьшительноласкательную форму
прилагательных,
образование
притяжательных и
относительных
прилагательных,
правильное употребление
приставочных глаголов,
согласование частей речи
между собой.
Формирование (исходя из
индивидуальных
особенностей) правильного
уклада органов артикуляции
для произнесения
искаженных или
отсутствующих звуков.
Произнесение
поставленных звуков под
контролем взрослых,
введение их в речь.
Деление слов на слоги.
Умение определить первый
гласный звук в слове.
Активизация словаря по
темам, развитие лексикограмматических категорий:
словоизменение и
словообразование,
согласование частей речи
между собой.
Формирование (исходя из
индивидуальных
особенностей) правильного
уклада органов артикуляции
для произнесения
10

Составление описательных
предложений.
Правильное употребление
предлогов.

9.

Май
Птицы.
Насекомые.
Цветы.
Времена года – лето.
Составление описательных
и сравнительных
предложений.

Год
обучения
1-ый год

Дата начала
обучения по
программе
02.09.2024 г.

4

4

искаженных или
отсутствующих звуков.
Произнесение
поставленных звуков под
контролем взрослых,
введение их в речь.
Умение
составлять
описательные предложения.
Активизация словаря по
темам, развитие лексикограмматических категорий:
словоизменение и
словообразование,
согласование частей речи
между собой.
Формирование (исходя из
индивидуальных
особенностей) правильного
уклада органов артикуляции
для произнесения
искаженных или
отсутствующих звуков.
Произнесение
поставленных звуков под
контролем взрослых,
введение их в речь.
Умение составлять
описательные и
сравнительные
предложения.

2.2 Календарный учебный график
Дата окончания
Всего
Количество
обучения по
учебных
учебных
программе
недель
часов
30.05.2025 г.
36
36

Режим занятий
Четверг

2.3 Рабочая программа
2.3.1 Задачи и ожидаемые результаты
Задачи и содержание коррекционно-развивающего обучения детей 4 лет с данным
уровнем планируются с учетом результатов их логопедического обследования,
позволяющих выявить потенциальные речевые и психологические возможности детей, и
соотносятся с общеобразовательными требованиями типовой программы детского сада.
Логопедические занятия в средней группе для этих детей подразделяются на
индивидуальные и подгрупповые. Учитывая неврологический и речевой статус
дошкольников, логопедические занятия нецелесообразно проводить со всей группой,
поскольку в таком случае степень усвоения учебного материала будет недостаточной. В
связи с этим индивидуальные занятия носят опережающий характер, так как основная их
цель — подготовить детей к активной речевой деятельности на подгрупповых занятиях.
На индивидуальных занятиях проводится работа по:
•
активизации
и
выработке
дифференцированных
движений
органов
артикуляционного аппарата;
11

•
развитию речевого дыхания;
•
подготовке артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков;
•
постановке отсутствующих звуков, их различению на слух и автоматизации на
уровне слогов, слов, предложений;
•
формированию лексико – грамматических категорий, развитию словаря;
•
развитию мелкой моторики и психических процессов.
В зависимости от характера и выраженности речевого дефекта, психологических и
характерологических особенностей детей, количество их в подгруппах варьируется по
усмотрению логопеда (от 2—3 до 5—6 человек). В начале учебного года количество
человек в подгруппе может быть меньше, чем к концу обучения.
Содержание логопедических занятий определяется задачами коррекционного
обучения детей:
• развитие понимания речи;
• активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств
языка;
• развитие произносительной стороны речи;
• развитие самостоятельной фразовой речи.
Выделяются следующие виды подгрупповых логопедических занятий по
формированию:
1) словарного запаса;
2) грамматически правильной речи;
3) связной речи;
4) звукопроизношения, развитию фонематического слуха и слоговой структуры.
Подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся логопедом в соответствии с
расписанием и режимом дня в данной возрастной группе дошкольного учреждения.
Продолжительность занятий составляет 15 минут (рекомендовано СанПиН).
Коррекционная работа состоит из подготовительного и основного этапов.
Подготовительный этап:
•
Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания,
памяти, зрительно-пространственных представлений.
•
Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе
развития общей, мелкой и артикуляторной моторики.
•
Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации.
•
Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе
восприятия и воспроизведения ритмических структур.
Основной этап:
•
Расширение пассивного словаря, развитие импрессивной речи в процессе
восприятия
и
дифференциации
грамматических
форм
словоизменения
и
словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций.
•
Формирование предметного, предикативного словаря экспрессивной речи.
•
Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в
экспрессивной речи.
•
Формирование синтаксической структуры предложения.
•
Формирование связной речи.
•
Коррекция нарушений фонетической стороны речи.
•
Коррекция нарушений движений артикуляторного аппарата, дыхательной и
голосовой функции.
2.3.2 Календарно-тематическое планирование работы
Логопедическая работа с детьми III уровня речевого развития:
Период
Основное содержание работы
12

I период
Сентябрь,
октябрь,
ноябрь

Развитие лексико-грамматических средств языка
Учить детей вслушиваться в обращенную речь.
Учить выделять названия предметов, действий, признаков, понимать
обобщающее значение слов.
Учить детей преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения
3-го лица единственного и множественного числа настоящего
времени (спи — спит, спят, спали, спала).
Расширять возможности пользоваться диалогической формой речи.
Учить детей использовать в самостоятельной речи притяжательные
местоимения «мой — моя», «мое» в сочетании с существительными
мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем
практического овладения существительными единственного и
множественного числа, глаголами единственного и множественного
числа настоящего и прошедшего времени, существительными в
винительном, дательном и творительном падежах (в значении
орудийности и средства действия).
Учить детей некоторым способам словообразования: с
использованием существительных с уменьшительно-ласкательными
суффиксами и глаголов с разными приставками ( а-, по-, в ).
Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи
Закреплять у детей навык составления простых предложений по
вопросам, демонстрации действий, по картинке, по моделям:
• существительное им. п. + согласованный глагол + прямое
дополнение: «Мама (папа, брат, сестра, девочка, мальчик) пьет чай
(компот, молоко)», «читает книгу (газету)»;
• существительное им. п. + согласованный глагол + 2 зависимых от
глагола существительных в косвенных падежах: «Кому мама шьет
платье? Дочке, кукле», «Чем мама режет хлеб? Мама режет хлеб
ножом». Формировать навык составления короткого рассказа.
Формирование произносительной стороны речи
Уточнять у детей произношение сохранных звуков: [а], [у], [о], [э],
[и], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [т], [т’], [л], [л’], [ф], [ф’], [в], [в’], [б],
[б’].
Вызывать отсутствующие звуки: [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’], [л’], [j],
[ы], [с], [с’], [з], [з’], [р] и закреплять их на уровне слогов, слов,
предложений.
Подготовка к овладению элементарными навыками письма и
чтения
Учить детей различать на слух гласные и согласные звуки. Учить
детей выделять первый гласный и согласный звук в словах (Аня, ухо
и т. п.).
Анализировать звуковые сочетания, например: ау, уа.
Лексические темы:
Здравствуй, детский сад!
Кто заботится о нас в детском саду. Наши любимые игрушки.
Семья.
Овощи и фрукты. Дары осени (грибы и ягоды).
Осень. Осенняя одежда.
Домашние животные и птицы
Поздняя осень.
Продукты питания, профессия повар (2 недели).
Формирование лексико-грамматических средств языка

II период
13

Декабрь,
январь,
февраль,
март.

Уточнять представления детей об основных цветах и их оттенках,
знание соответствующих обозначений.
Учить детей образовывать относительные прилагательные со
значением соотнесенности к продуктам питания («лимонный»,
«яблочный»), растениям («дубовый», «березовый»), различным
материалам («кирпичный», «каменный», «деревянный», «бумажный»
и т. д.).
Учить различать и выделять в словосочетаниях названий признаков
по назначению и вопросам «Какой? Какая? Какое?»;
Обращать внимание на соотношение окончания вопросительного
слова и прилагательного.
Закреплять навык согласования прилагательных с
существительными в роде, числе.
Упражнять в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и
тех же глаголов («лежи» — «лежит» — «лежу»). Учить изменять
форму глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица
единственного (и множественного) числа: «идет» — «иду» —
«идешь» — «идем».
Учить использовать предлоги «на, под, в, из», обозначающие
пространственное расположение предметов, в сочетаниях с
соответствующими падежными формами существительных.
Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи
Совершенствовать навык ведения подготовленного диалога (просьба,
беседа, элементы драматизации).
Расширять навык построения разных типов предложений. Учить
детей распространять предложения введением в него однородных
членов.
Учить составлять наиболее доступные конструкции
сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Учить
составлять короткие рассказы по картине, серии картин, рассказыописания, пересказ.
Лексические темы:
Дикие звери наших лесов.
Что за праздник к нам идет? Ну, конечно, Новый год! (2 недели).
Зима. Зимние развлечения.
Зимующие птицы.
Зимние виды спорта.
Транспорт.
День Защитника Отечества (2 недели).
Мой дом (мебель, посуда) (2 недели).
Мамин праздник.
Пешеходы на улицах города (2 недели).
Наш друг – театр.
Формирование произносительной стороны речи
Закреплять навык правильного произношения звуков, уточненных
или исправленных на индивидуальных занятиях первого периода.
Вызывать отсутствующие и корригировать искаженно произносимые
звуки, автоматизировать их на уровне слогов, слов, предложений.
Закреплять навык практического употребления различных слоговых
структур и слов доступного звуко-слогового состава.
14

Формировать фонематическое восприятие на основе четкого
различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость
— мягкость.
Корригировать следующие звуки: [л], [б], [б’], [д], [д’], [г], [г’], [с],
[с’], [з], [з’], [ш], [ж], [р], [л’].
Подготовка к овладению элементарными навыками письма и
чтения
Учить выделять звук из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда
других слогов.
Определять наличие звука в слове, ударного гласного в начале и
конце слова.
Выделять гласный и согласный звук в прямом и обратном слогах и
односложных словах.
III период
Апрель,
Май,
Июнь.

Формирование лексико-грамматических средств языка.
Закреплять навык употребления обиходных глаголов с новым
лексическим значением, образованным посредством приставок,
передающих различные оттенки действий («выехал» — «подъехал»
— «въехал» — «съехал» и т. п.). Закреплять навыки образования
относительных прилагательных с использованием продуктивных
суффиксов (-ов-, -и -, -ев-, -а -, -я ).
Учить образовывать наиболее употребительные притяжательные
прилагательные («волчий», «лисий»); прилагательные, с
использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов: -еньк- —
-оньк-. Учить употреблять наиболее доступные антонимические
отношения между словами («добрый» — «злой», «высокий» —
«низкий» и т. п.).
Уточнять значения обобщающих слов.
Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи.
Формировать навыки согласования прилагательных с
существительными в роде, числе, падеже:
• с основой на твердый согласный («новый», «новая», «новое»,
«нового» и т. п.);
• с основой на мягкий согласный («зимний», «зимняя», «зимнее» и т.
п.).
Расширять значения предлогов:
к – употребление с дательным падежом,
от — с родительным падежом,
с — со — с винительным и творительным падежами. Отрабатывать
словосочетания с названными предлогами в соответствующих
падежах.
Учить составлять разные типы предложений:
• простые распространенные из 5—7 слов с предварительной
отработкой элементов структуры предложения (отдельных
словосочетаний);
• предложения с противительным союзом «а» в облегченном
варианте («сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить»), с
противительным союзом «или»;
• сложноподчиненные предложения с придаточными предложениями
причины (потому что), с дополнительными придаточными,
15

выражающими желательность или нежелательность действия (я хочу,
чтобы!..).
Учить преобразовывать предложения за счет изменения главного
члена предложения, времени действия к моменту речи, залога
(«встретил брата» — «встретился с братом»; «брат умывает
лицо» — «брат
умывается» и т. п.);
изменения вида глагола («мальчик писал письмо» — «мальчик
написал письмо»; «мама варила суп» — «мама сварила суп»).
Учить определять количество слов в предложении в собственной и
чужой речи («два» — «три» — «четыре»). Учить выделять предлог
как отдельное служебное слово. Развивать и усложнять навык
передачи в речи последовательности событий, наблюдений за серией
выполняемых детьми действий («Миша встал, подошел к шкафу,
который стоит у окна. Потом он открыл дверцу и достал с
верхней полки книги и карандаш. Книги он отнес воспитательнице,
а карандаш взял себе»).
Закреплять навык составления рассказов по картине и серии картин с
элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала,
конца рассказа и т. п.).
Учить составлять рассказы по теме с использованием ранее
отработанных синтаксических конструкций.
Лексические темы:
Весна.
Животные рядом с нами.
Рыбы.
Космос.
Птицы – наши друзья.
Все о профессиях (2 недели).
Весна. Цветы.
Деревья весной.
День защиты детей.
Лето.
О чем нам шепчет березка.
Насекомые.
Формирование произносительной стороны речи
Учить использовать в самостоятельной речи звуки: [л], [с], [ш], [с] —
[з], [р] — [л], [ы] — [и] в твердом и мягком звучании в прямых и
обратных слогах, словах и предложениях.
Учить дифференцировать звуки по участию голоса ([с] — [з]), по
твердости-мягкости ([л] — [л’], [т] — [т’]), по месту образования ([с]
— [ш]).
Подготовка к овладению элементарными навыками письма и
чтения.
Учить навыкам звукового анализа и синтеза, преобразованию
прямых и обратных слогов (ас-са), односложных слов («лак — лик»).

16

Месяц
Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Перспективное планирование работы с детьми средней группы
Лексическая тема
Грамматика
Фонематические функции
УменьшительноЗвук А, У, И звукоподражание
Здравствуй, детский сад!
ласкательный суффикс
Произношение гласного звука
Кто заботится о нас в Словообразование
Игры «Подскажи словечко»,
детском саду
Имена-отчества
«Поезд и птицы»
Наши любимые игрушки
воспитателей и помощников Артикуляционная гимнастика
Семья
воспитателей
«Птица
и
птенчики»,
Согласование
слов
в «Лопаточка»,
«Часики»,
предложении,
правильное «Змейка»
использование предлогов
Овощи и фрукты
Творительный падеж
Звуки О, Э, Ы звукоподражание
Дары осени (грибы и Предлоги
Произношение гласного звука
ягоды)
УменьшительноИгры «Как у наших у ворот»
«Осень»
ласкательный суффикс
Артикуляционная гимнастика
ед. и мн. число предметов
Работа над речевым дыханием
Названия предметов и их Длинные и короткие слова
признаков
Осенняя одежда
Родительный падеж
Звуки М, Н звукоподражание
Домашние животные и Употребление
в
речи Произношение
гласного
и
птицы
названий животных и их согласного звука
Поздняя осень
детенышей в род. пад.
Игры «Загадки и отгадки»,
Продукты
питания, Уменьшительно«Подскажи словечко»
профессия
повар
(2 ласкательный суффикс
Артикуляционная гимнастика
недели)
Согласование
слов
в Чей голос?
предложении,
правильное Длинные и короткие слова
использование предлогов
Дикие звери наших лесов Составление описательных Звук П , Б звукоподражание
Что за праздник к нам рассказов
Произношение согласного
идет? Ну, конечно, Новый Согласование
звука
год! (2 недели)
прилагательных
и Игры «Назови, что нарисовано
Зима
существительных
на картинках», «Подскажи
Зимние развлечения
Употребление
в
речи словечко», «Хлопни, когда
названий животных и их услышишь звук»

Моторика
Пальчиковая гимнастика
Речь-движение
Движение по подражанию
Игры с мячом

Шнуровки, пуговицы
Пальчиковая гимнастика
Лепка букв

Пальчиковая гимнастика
Мозаика
Игры с фасолью и горохом
Лепка букв

Шнуровки
Обводки
Раскраски
Игры с мелкими предметами

17

детенышей в род. пад. в ед. и Артикуляционная гимнастика.
мн. числе
Деление слов на слоги
Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Зимующие птицы
Зимние виды спорта

Транспорт
День
Защитника
Отечества (2 недели)
Мой дом (мебель, посуда)
(2 недели)
Мамин праздник
Пешеходы на
города (2 недели)
Наш друг – театр

улицах

Весна
«Животные рядом с нами»
Рыбы
Космос

Птицы – наши друзья
Все о профессиях
недели)

(2

Использование глаголов с
приставками
Употребление
слов
новогодней тематики
Согласование
прилагательных
и
существительных
Согласование
слов
в
предложении,
правильное
использование предлогов
Составление
простых
и
сложных предложений по
картинкам (по теме)
Уменьшительный суффикс
Использование предлогов за,
под, над, около
Составление
простых
и
сложных предложений по
картинкам (по теме)
Использование в разговорной
речи слов в родительном
падеже
Составление
простых
и
сложных предложений по
картинкам (по теме)
Увеличительные суффиксы
Употребление
в
речи
названий птиц
Составление
простых
и
сложных предложений по
картинкам (по теме)

Звук Д, Т звукоподражание
Произношение согласного звука
Игры «Как стучит дятел?»,
«Снежинка», «Хлопни, когда
услышишь звук»
Артикуляционная гимнастика
Деление слов на слоги

Раскраски
Мозаики
Шнуровки
Пальчиковая гимнастика

Звуки Г, К звукоподражание
Произношение согл. звука
Игры «Грибы», заучивание
стихотворений со звуками Г, К
Артикуляционная гимнастика
Деление слов на слоги
Звуки В, Ф звукоподражание
Произношение согласного звука
Игры «Чей голос?», загадки,
«Что умеют ребятки»
Артикуляционная гимнастика
Деление слов на слоги
Звук и Ш, Ж звукоподражание
Игры «Песенка жука», «Песенка
ветра», «Подскажи словечко»
Артикуляционная гимнастика
Деление слов на слоги

Рвать бумагу
Пальчиковая гимнастика
Мозаики
Обводки

Звуки С, З, звукоподражание
Артикуляционная гимнастика

Выкладывание букв из
шнура
Рвать бумагу
Пальчиковая гимнастика

Выкладывание
шнура
Трафареты
Штриховки
Мозаики

букв

из

Рвать бумагу
Пальчиковая гимнастика
Мозаики
Обводки

18

Весна. Цветы
Деревья весной

Июнь

День защиты детей
Лето
О чем нам шепчет березка
Насекомые

Использование глаголов с
приставками
Согласование
слов
в
предложении,
правильное
использование предлогов
Составление
простых
и
сложных предложений по
картинкам (по теме)
Согласование
существительных
с
числительными

Заучивание и рассказывание Мозаики
стихов наизусть, «Подскажи Обводки
словечко»
Шнуровки
Деление слов на слоги
Игры
на
развитие Пальчиковая гимнастика
фонематического слуха.
Мозаики
Обводки
Шнуровки

19

2.3.3 Планирование индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению
I.
Подготовительный этап
Задача – тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой
коррекционной работе.
Основные направления на данном этапе:
- формирование интереса к логопедическим занятиям, потребности в них;
- развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и
специальных упражнениях;
- развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для
постановки звуков;
- развитие тонкой моторики в процессе систематических тренировок, пальчиковой
гимнастики;
- укрепление физического здоровья(консультации врачей - узких
специалистов при необходимости медикаментозное лечение, массаж)
II. Формирование произносительных умений и навыков
Задачи:
- устранение дефектного звукопроизношения;
- развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и
акустически;
- формирование практических умений и навыков пользования исправной (фонетически
чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе следующие.
1.
Постановка звуков в такой последовательности:
- свистящие С, З, Ц, С', З';
- шипящий Ш;
- сонор Л;
- шипящий Ж;
- соноры Р, Р';
- шипящие Ч, Щ.
Способ постановки смешанный.
Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):
- для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол»,
«Фокус»;
- для шипящих: «Трубочка», «вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;
- для Р,Р’: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик»,
«Гармошка», «Пулемет»;
- для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
2.
Автоматизация каждого исправленного звука в словах может проводиться как
индивидуально, так и в подгруппах (2-3 человека).
- С, З, Ш, Ж, С’, З’, Л’ автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в
последнюю очередь – в слогах со стечением согласных. (звонкие согласные З, Ж, З' не
автоматизируются в обратных слогах)
- Ц, Ч, Щ, Л – наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением
согласных.
- Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать
вибрацию.
3.
Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в
той же последовательности.
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется
в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети
20

со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная
работа проводится в подгруппах.
4.
Автоматизация звуков в предложениях. Каждое отработанное в произношении
слово немедленно включатся в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы,
подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.
5.
Дифференциация звуков:
- С – З, С – С', С – Ц, С – Ш;
- Ж – З, Ж – Ш;
- Ч –С', Ч – Т’, Ч – Щ;
- Щ – С', Щ – Т’, Щ – Ч, Щ – Ш;
- Р – Л, Р – Р', Р’ – Л’, Р’ – Й, Л' – Л;
6.
Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в игре,
развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде …).
Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными
особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению.
III. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и
синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.
IV. Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на
отработанном в произношении материале.
V. Обогащение словарного запаса, усвоение и закрепление основ грамматического
строя русского языка.
VI. Развитие связной выразительной речи на базе правильнопроизносимых звуков.
VII. Лексические и грамматические упражнения.
VIII. Нормализация просодической стороны речи.
IX. Обучение рассказыванию.
Содержание подгрупповой работы отражается в календарно-тематическом
планировании. Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество
занятий может меняться по усмотрению логопеда.
3.
Оценочные и методические материалы
3.1 Педагогические методики и технологии, дидактические материалы,
используемые при реализации программы
Учебно-методические пособия:
Игрушки-шнуровки, игрушки-застежки.
Мозаика и схемы выкладывания узоров из нее.
Бусы разных цветов и леска для их нанизывания.
Дыхательные тренажеры, игрушки и пособия для развития дыхания (свистки, свистульки,
дудочки, воздушные шары и другие надувные игрушки, «Мыльные пузыри», перышки,
сухие листочки, лепестки цветов и т.д.).
Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп
(слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, тексты, словесные
игры).
Логопедический альбом для обследования звукопроизношения.
Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи.
Предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки, серии
сюжетных картинок.
Алгоритмы, схемы описания предметов и объектов.
Лото, домино по изучаемым лексическим темам.
Серия игр «Играй-ка».
Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, разнообразный счетный материал.
Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков всех
групп.
21

Настольно-печатные дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков.
Настольно-печатные игры для совершенствования грамматического строя речи.
Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков
звукового и слогового анализа и синтеза, навыков анализа и синтеза предложений, для
определения места звука в слове (пластиковые кружки, картонные квадраты,
прямоугольники разных цветов и т.п.)
Настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового
анализа и синтеза («Подбери схему», «Поезд», «Волшебные дорожки», «Раздели и забери»,
«Собери корзины» и т.п.).
Геометрические фигуры, геометрическое лото, геометрическое домино (для формирования
и активизации математического словаря).
Наборы игрушек для инсценирования нескольких сказок.
Альбом «Четыре времени года»
Альбомы по развитию речи для средней логопедической группы (1 - 4)
Музыкальный центр, CD с записью бытовых шумов, «голосов природы», музыки
для релаксации, музыкального сопровождения для пальчиковой гимнастики, подвижных
игр.
Карточки с наложенными и «зашумленными» изображениями предметов по лексическим
темам, игры типа «Узнай по силуэту», «Что хотел нарисовать художник?», «Найди ошибку
художника», «Распутай буквы».
Палочки Кюизенера.
Занимательные игрушки для развития тактильных ощущений.
Пальчиковый бассейн с мелкими предметами по лексическим темам.
Плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем изучаемым
лексическим темам, трафареты, печатки.
Разрезные картинки и пазлы по изучаемым темам.
Массажные мячики разных цветов и размеров.
Мяч среднего размера.
3.2 Информационные источники, используемые при реализации программы
1.
Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для
преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. –
СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
2.
Агранович 3.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям
для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.
СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.- 128 с.
3.
Адаптированная примерная основная образовательная программа для
дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л.Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О.П.
Гаврилушкина, Г.Г. Голубева и др.; Под ред. проф. Л.В. Лопатиной. – СПб, 2014..
4.
Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с
дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред. Г.А. Волковой. –
СПб.: КАРО, 2005.
5.
Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Средняя
группа. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
6.
Бойкова С.В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей (5 – 7 лет): В
помощь учителям-логопедам, воспитателям речевых групп и родителям. – СПб.: КАРО,
2010.
7.
Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда: Картотека заданий для
детей 5 – 7 лет с общим недоразвитием речи / Авт.-сост.: И.А. Михеева, С.В. Чешева. –
СПб.: КАРО, 2009.

22

8.
Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с
нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое
пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.
9.
Голубева Г.Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у
дошкольников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2010.
10.
Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5 – 6 лет. Конспекты фронтальных занятий I
периода обучения в старшей логогруппе/О.С. Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010.
11.
Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5 – 6 лет. Конспекты фронтальных занятий II
периода обучения в старшей логогруппе/О.С. Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010.
12.
Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в
подготовительной логогруппе / О.С. Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
13.
Иванова Е.А. Слышу, вижу, ощущаю – правильно говорю! Книга для логопеда. – М.:
ТЦ Сфера, 2007.
14.
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного
оборудования. – Автор-сост. О.А. Зажигина. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС». (Серия «Кабинет логопеда»), 2012.
15.
Крупенчук О.И., Воробьёв Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика
коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.
16.
Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова:
логопедические задания. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
17.
Логопедия: Методическое наследие. В 5 кн. Кн. I: Нарушения голоса и
звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия: пособие для
логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов / [Шаховская С.Н. и др.]; под ред. Л.С.
Волковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
18.
Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием
речи (от 4 до 7 лет): Наглядно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
19.
Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе
детского сада для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
20.
Нищева Н.В. Планирование коррекционно-развивающей работы в группе
компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и
рабочая программа учителя-логопеда: учебно-методическое пособие. – СПб.: ОО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
21.
Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в
логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). – СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
22.
Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих
речевых навыков (6 – 7 лет). – СПб.: КАРО, 2007.
23.
Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста:
практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007.
24.
«Шпаргалка» для учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения:
Справочное пособие для логопеда-практика. / Автор-составитель Р.А. Кирьянова. – СПб.:
КАРО, 2007.
3.3 Система контроля результативности обучения
Для результативной работы все дети обследуются учителем – логопедом в начале
учебного года. Результаты обследования заносятся в речевую карту. На основании этих
данных с каждым ребенком строится индивидуальная работа. В январе месяце проводится
промежуточная диагностика уровня развития речи детей, результаты заносятся в дневник
наблюдений. В мае проводится итоговая диагностика детей. При проведении диагностики
используется Речевая карта обследования ребенка с общим недоразвитием речи и
«Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи» (Н. В.
Нищева).
23

4. Приложения
Приложение № 1 «Речевая карта ребенка»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждения детский сад № 61
комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Ягодка»
РЕЧЕВАЯ КАРТА на ______________________________ учебный год
№

Фамилия, имя
ребенка

Дата
Анамнез,
Состояние
поступлен краткие звукопроизноше
ия в группу сведения
ния

Состояние
фонематическо
го анализа,
синтеза и
представлений

Состояние
Состояние
лексикопсихических
грамматическ
функций
ого строя
речи

Состояние
моторики

Дата
выпуска

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Учитель-логопед ГБДОУ № 61 - _________________________________ дата _________________________

24

Приложение № 2 «Экран звукопроизношения»

З

Зь

Л

Ль

Р

Рь

Примечания

Сь

Речевое заключение

С

Звукопроизношение
Ц Ш Ж Щ Ч

Зубы

Дата
рождени
я,
возраст

Подъязычная
связка

Фамилия, имя

Прикус

№

Звуко-слоговая
структура

Журнал обследования речи детей. Группа _________________________ 20___ года.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».