Дополнительная общеразвивающая программа "Веселая палитра" ранний возраст 2024-2025 учебный год

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 61 Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Ягодка»

ПРИНЯТА
Педагогическим советом ГБДОУ д/с № 61
«Ягодка»
Протокол № 1 от «29» августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНА
приказом № 34од/о от «29» августа 2024 г.
Заведующий ГБДОУ д/с № 61 «Ягодка»
_____________Шевченко О.В.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«ВЕСЕЛАЯ ПАЛИТРА»

Возраст обучающихся: от 2 до 3 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик: Кутузова Л.Г.,
педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург
2024 год

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

№
п/п

1.1
1.2
1.3
1.3.1
1.4
2.1
2.2
2.3
2.3.1
2.3.2
3.1
3.2
3.3

СОДЕРЖАНИЕ
I. Основные характеристики Программы
Пояснительная записка
Направленность, актуальность, отличительные особенности, адресат
Программы
Цель и задачи Программы
Условия реализации Программы
Особенности организации образовательного процесса
Планируемые результаты освоения Программы
II. Комплекс организационно-педагогических условий
Учебный план
Календарный учебный график
Рабочая программа
Задачи и ожидаемые результаты
Календарно-тематическое планирование работы
III. Оценочные и методические материалы
Педагогические методики и технологии, дидактические материалы,
используемые при реализации программы
Информационные источники, используемые при реализации
программы
Система контроля результативности обучения

Страница

3
3
4
4
6
8
8
9
9
9
9
14
15
15

2

1. Основные характеристики Программы
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Веселая палитра» (далее –
Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в РФ», Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 31.03.2022 года
№ 678-р, а также с учетом профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты РФ от 22.09.2022 года № 652н.
Направленность Программы: художественная. Деятельность, направленная на
художественно-эстетическое развитие ребенка, формирует личность, поэтому оно должно
пронизывать всю жизнь ребенка, в этом ее актуальность. Одним из видов художественно
– творческой деятельности является изобразительная.
Основными условиями успешного руководства развитием изобразительной
деятельности детей раннего и дошкольного возраста является опора на то содержание,
которое интересно ребенку, эмоционально значимо для него, есть в его еще совсем
небольшом опыте.
Отличительные особенности Программы: учитывая особенности возраста, особое
внимание уделяется необходимости создания условий для экспериментирования с
красками, различными изобразительными инструментами, в том числе, пальцами,
ладошкой, печатками /включая природный материал – листом дерева/ и др.
Целесообразнее в начале учебного года овладеть рисованием пальцами как
дополнительным обследовательским инструментарием, затем плавно перейти к рисованию
тычками, кистью, поролоновыми тампонами на коротких палочках. В этом возрасте дети
любят рисовать не только кистью, но и поролоновыми тампонами, т. к. последние
оставляют более широкий и ровный след, дольше рисуют, удобны в обращении.
Работая с маленькими детьми, необходимо использовать шутки, прибаутки,
потешки, стихи, песенки; каждое занятие детей встречает игровой персонаж; оцениваются
рисунки и поделки детей только положительно и от лица игрового персонажа.
Данная программа имеет динамический характер, обязывающий строить учебный
процесс таким образом, чтобы изобразительная деятельность связывалась со всеми
сторонами образовательной работы детского сада, в том числе с познавательным развитием
детей. Программа «Веселая палитра» имеет динамический характер, обязывающий строить
учебный процесс таким образом, чтобы изобразительная деятельность связывалась со
всеми образовательными областями образовательной программы дошкольного
образовательного учреждения, в частности, с областями «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», что
предполагает реализацию принципа интеграции образовательных областей.
Основным принципом программы является сотрудничество детей и взрослых,
признание ребенка полноценным участником образовательных отношений, поддержка
инициативы детей в различных видах деятельности, что предусматривает
заинтересованное, а не механическое усвоение знаний, умений и навыков; особенно важно
соблюдение принципа наглядности. Построение образовательной деятельности по данной
программе происходит на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка
(индивидуализация образования).
Содержание программы соответствует основным положениям возрастной
психологии и дошкольной педагогики, что соответствует принципу возрастной
адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов
возрасту и особенностям развития детей).
Программа «Веселая палитра» предусматривает решение программных
образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной
деятельности детей. Обучение рисованию проводится на коллективных, подгрупповых
занятиях и в индивидуальной работе.
С целью релаксации, наилучшего расслабления, снятия психофизического и
3

эмоционального напряжения, стимуляции творческих скрытых резервов личности на
занятиях используются фрагменты музыкальных произведений, которые обладают
специфическими эффектами.
Содержание программы выбрано с учетом возрастных, индивидуальных
особенностей детей раннего возраста.
Программа обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих
целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации
которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное
отношение к развитию детей дошкольного возраста.
Особенно важно соблюдение принципа наглядности, посредством которого детям
предоставляется возможность непосредственно знакомиться с объектами окружающей
действительности или их изображением.
Программа основывается на комплексно-тематическом принципе построения
образовательного процесса.
Адресат Программы: дети 3-го года жизни.
1.2
Цель и задачи Программы
Основной целью при обучении детей раннего возраста изобразительной деятельности
является развитие у них интереса и желания заниматься ею. Красоту цветовых пятен,
выразительность линий, объемность пластических образов дети познают прежде всего в
процессе собственного художественного опыта. Орудийно – материальный характер
изобразительной деятельности требует внимания к развитию моторики руки. Это не
технический вопрос, а задача формирования самой способности к изобразительной
деятельности.
Учитывая особенности возраста, ставятся следующие задачи развития ребенка в
изобразительной деятельности:
 Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.
 Формировать сенсорные процессы, представления о сенсорных эталонах, обогащать
сенсорный опыт, развивать сенсорные способности.
 Развивать эстетические чувства при восприятии формы, цвета, ритма, композиции,
пропорций.
 Развивать сюжетно – игровой замысел.
 Учить передавать образы действительности ритмом мазков, линий, форм.
 Поддерживать желание самостоятельно выбирать цвета красок, фон листа бумаги.
 Учить всматриваться в очертания форм, находить сходство с предметами, персонажами.
 Поддерживать экспериментирование с красками.
 Обучать простейшим способам изображения в рисунке, техническим навыкам
рисования кистью, пальцами, ладошкой.
1.3 Условия реализации Программы
Одним из важных условий реализации данной программы является создание
необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования культуры и
творческой личности ребенка.
В учреждении созданы условия для развития изобразительной деятельности
дошкольников: изостудия имеет необходимое оборудование, включающее в себя
мольберты, столы, доски для рисования; наборы изобразительных инструментов и
материалов (кисти, пастель, сангина, восковые мелки); разную по фактуре, размеру, цвету
бумагу, материалы, используемые в нетрадиционных техниках рисования. Кроме того, в
среде развития представлены муляжи, репродукции картин известных художников.
Перечень репродукций
Портреты
Пейзаж
Натюрморт
Жанровая
живопись
1.
З.
К. Юон «Троицкая И. Машков «Снедь Б.
Кустодиев
Серебрякова
лавра зимой».
московская. Хлебы». «Масленица».
2.
Б. Э. Мурильо К.
Юон
«Конец И.
Машков Б.
Кустодиев
4

«Мальчик
с
собакой».
3.
П.-О. Ренуар
«Девочки
за
чтением».
4.
Д.
Гирландайо
«Портрет Джованны
Торнабуони».
5.
П.
Соколов
«Портрет
А.С.
Пушкина».
6.
И.
Репин
«Отдых».
7.
Б. Кустодиев
«Портрет
Ю.
Е.
Кустодиевой
с
дочерью Ириной».
8.
В.
Серов
«Дети».
9.
Н.
Жуков
«Леночка».
10.
А. Лактионов
«Портрет
О.
Н.
Лактионовой».
11.
В. Борисов –
Мусатов «Водоем».
12.
Н.
Жуков
«Пять косичек».
13.
И.
Репин
«Портрет писателя
Л.Н. Толстого».
14.
А. Герасимов
«Портрет народной
артистки
СССР
Аллы
Константиновны
Тарасовой».
15.
Ф.
Рокотов
«Портрет
Александры
Петровны
Струйской».
16.
В.
Перов
«Спящие дети».
17.
В.
Серов
«Портрет артистки
Марии Николаевны
Ермоловой».

зимы. Полдень».
И. Левитан «Золотая
осень». И. Левитан
«Вечерний звон». И.
Левитан «Сумерки.
Стога». И. Левитан
«Свежий
ветер.
Волга». Н. Соколов
«Вечер
в
Абрамцеве».
А.
Саврасов «Волга».
А. Саврасов «Грачи
прилетели».
И.
Горюшкин
–
Сорокопудов «Сцена
из 17 столетия». И.
Шишкин «Дубы».
И. Шишкин «Вид на
острове Валааме».
И.
Левитан
«Осенний
день.
Сокольники».
И.
Левитан «Март».
И.
Левитан
«Владимирка».
Р.
Зверьков «Осинки».
В. Верещагин «В
горах Алатау». И.
Айвазовский
«Черное море». И.
Айвазовский
«Чесменский бой».
Н. Ромадин «Золотой
клен». М. Утрилло
«Старая улица».
Г. Нисский «Перед
Москвой». Н. Волков
«Мокрый
снег.
Площадь
Свердлова».
И.
Грабарь «Рябинка».
Ю. Ракша «Зимний
день». Ф. Васильев
«Рассвет».
Б.
Щербаков
«Вихри
грозовые».
Ф.
Алексеев
«Вид
дворцовой
набережной
от
Петропавловской
крепости».
В.
Дмитриевский
«Улыбка весны»

«Натюрморт
с
самоваром».
И.
Сущенко
«Рябина».
И.
Сущенко
«Охотничий
натюрморт».
А. Добреков «Собака
у корзины с битой
дичью».
Н. Жуков «Розы».

«Балаганы».
А. Пластов «Лето».
А. Ткачев, С. Ткачев
«На родной земле».
А.
Пластов
«Сенокос».
В.
Васнецов
«Аленушка».
М.
Клодт
«На
пашне».
А. Васнецов «Гонцы.
Ранним утром в
Кремле. Начало 17
века».

5

1.3.1 Особенности организации образовательного процесса
У детей 3 – го года жизни появляется интерес к процессу рисования, они увереннее
держат карандаш, кисточку, ему становится интересен результат. Ребенок любит
закрашивать лист, испытывая удовольствие от действий с кистью. Его начинает привлекать
ритмичное нанесение мазков на бумагу. Ребенок начинает осваивать пространство листа,
оно становится для него местом действия. От непроизвольных движений переходит к
произвольным. Возникает связь движений руки с графическим изображением. На третьем
году жизни совершенствуется тонкая моторика, что позволяет ребенку самостоятельно
одеться, раздеться, умыться; рисовать карандашом, застегивать пуговицы, есть аккуратно и
пользоваться столовыми приборами.
Содержание программы учитывает преемственность, взаимосвязь изобразительного
творчества детей с различными видами деятельности: игровой, экспериментированием,
музыкальной.
Программа «Веселая палитра» не является статичной по своему характеру. Темы
занятий могут видоизменяться в зависимости от поставленной педагогом задачи в
определенный период и в соответствии с высоким или низким уровнем усвоения
программного материала.
В любом возрасте предусматривается ознакомление с отдельными произведениями и
видами изобразительной деятельности (графика, живопись, скульптура, декоративноприкладное искусство, пейзаж, натюрморт, портрет и др.).
Важное значение в программе «Веселая палитра» придается формированию у детей
эстетического отношения к произведениям искусства, отражающим жизненные явления.
Ребенок сопереживает тому, что выражено в художественной форме и, тем самым,
приобщается к миру прекрасного. Эти переживания влияют на моральный облик ребенка,
обогащают его внутренний мир, расширяют круг знаний и представлений, формируют
обоснованные эстетические оценки и суждения: от года к году обогащаются представления
детей о единстве формы и содержания в изобразительном искусстве, о его видах, жанрах и
специфическом языке, о процессе создания художественного произведения.
Исключительно широкие возможности для знакомства с русским изобразительным
искусством разных времен представляют богатейшие собрания всемирно известных
художественных музеев России: Русского музея, Эрмитажа, Государственной
Третьяковской галереи, музея изобразительного искусства имени А.С. Пушкина. Встреча с
искусством и ознакомление с историческими памятниками культуры родного края всегда
праздник для детей, радостное событие, запоминающееся на всю жизнь.
Положительное эмоциональное воздействие художественных произведений побуждает
ребенка к самостоятельной художественно-творческой деятельности, создает условия для
самовыражения личности. Положительный эмоциональный образ, формирующийся на
занятиях изобразительного искусства, способствует становлению не только
изобразительной, но и валеологической культуры ребенка-дошкольника.
Вышеизложенные виды занятий в процессе обучения дополняют друг друга и
проводятся в течение всего года, с учетом временных особенностей, календарных дат, не
остаются без внимания и интересы детей.
Основная цель занятий по рисованию, согласно данной программе, — это развитие
творческих способностей детей, обучение изображению предметов и явлений как средство
образного отражения жизненных явлений. Деятельность также направлена на развитие у
дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в
результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя
свой замысел, находя средства для его воплощения.
Связи по направлениям развития детей
Речевое развитие

В совместной деятельности используется прием комментированного рисования

В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор
с детьми, дети друг с другом обсуждают свою работу

Использование художественного слова
6



















Познавательное развитие

Для занятий по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка
позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты
обобщения

На занятиях дети узнают о различных явлениях природы и т.д.
Сенсорное развитие

Занятия по изодеятельности
способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их
пространственном расположении
Художественно-эстетическое развитие (музыкальное)

Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений

Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления
для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств
Физическое развитие

Использование физкультминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения
и предупреждению нарушения осанки
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы
Развитие
изобразительной
деятельности
дошкольников
проводится
на
подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе, где основными формами работы с
детьми являются:

Игры

Беседы

Наблюдения в живой и неживой природе

Рассматривание иллюстраций, репродукций картин (пейзажей, портретов,
натюрмортов, жанровых зарисовок), скульптуры малой формы

Составление натюрмортов

Чтение стихов, потешек
Приемы: обследовательские действия, помощь, указание, подсказка.
Способы и направления поддержки детской инициативы
Основным направлением педагогической деятельности является создание
благоприятной среды для поддержки детской инициативы с учетом специфики возраста.
Условия для реализации собственного замысла.
Поддержка любых достижений ребенка.
Поощрение самостоятельной деятельности.
Помощь в нахождении способов реализации собственных целей.
Поддержка стремления научиться делать что-то.
Помощь в затруднительных ситуациях.
Не критиковать.
Поощрение умения строить собственные умозаключения.
Создание благоприятного микроклимата в группе, проявление доброжелательности ко всем
детям.
Уважение индивидуальных вкусов и привычек детей.
Поддержка реализации собственных замыслов, оказание помощи в понимании значимости
и полезности от реализации задуманного.
Создание условий для разнообразной творческой деятельности по интересам.
Создание условий для работы в парах, группах, коллективе.
Введение адекватной оценки продукта деятельности.
Оказание помощи в исправлении ошибок, выборе способов исправления.
Создание ситуаций, в которой ребенок может проявить свою компетентность.
Поддержка чувства гордости за свой труд.
1.4 Планируемые результаты освоения Программы
В рисовании:
Ориентируется в основных цветах (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный) и
7

оттенках;
Правильно держит карандаш, кисть и пользуется ими;
делает мазки, проводит горизонтальные, вертикальные, округлые линии.
Пользуется ладонью и пальчиками как изобразительными инструментами
В лепке:
Скатывает комок глины прямыми и круговыми движениями;
сворачивает скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца, соединяет концы,
сплющивает комок глины между ладонями;
соединяет 2-3 знакомые формы.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1
Учебный план
№
Название темы
Количество часов
Формы контроля
п/п
всего
теория
практика
1.
Вводное занятие
1
1
2.
Сентябрь
4
4
«Следы
невиданных
зверей»
3.
Октябрь
4
4
«Забор»
4.
Ноябрь
4
4
«Клубочки для
кота»
5.
Декабрь
4
4
«Наша нарядная
елка»
6.
Январь
3
4
«Колпак для
гномика»
7.
Февраль
4
4
Рисуем узоры
дымковской
игрушки
8.
Март
4
4
«Веселая игрушка»
9.
Апрель
4
4
«Цветные
страницы»
10.
Май
4
4
«На лесной
полянке»
2.2
Год
обучения

1-ый год

Календарный учебный график

Дата начала
обучения по
программе

Дата
окончания
обучения по
программе

02.09.2024 г.

30.05.2025 г.

Всего
учебных
недель

36

Количество
учебных
часов

36

Режим
занятий

понедельник

Занятия проводятся 1 раз в неделю в утренний отрезок времени по 10 минут. В
середине занятия проводится физкультминутка. В течение занятия постоянно сменяется
статическое положение детей на динамическое.
2.3
Рабочая программа
2.3.1 Задачи и ожидаемые результаты
Общеразвивающие задачи, решение которых осуществляется в ходе освоения всех
образовательных областей:
1.
развитие психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, речи,
воображения.
2.
освоение позиции субъекта в детских видах деятельности.
3.
развитие мотивационно-потребностной сферы.
8

формирование и развитие самопознания.
развитие эмоционально-волевых качеств личности.
развитие творческих способностей.
Ожидаемые результаты: развитие устойчивого интереса к изобразительной
деятельности, интерес к процессу и результату изобразительной деятельности,
формирование умения задумать рисунок, развитие аккуратности, эстетического восприятия
предметов и явлений, умения пользоваться изобразительными материалами и
инструментами, обогащение сенсорного опыта.
4.
5.
6.

2.3.2 Календарно-тематическое планирование работы
СЕНТЯБРЬ
1, 2 неделя:
диагностика уровня развития изобразительной деятельности детей в процессе
образовательной работы.
3 неделя:
1 занятие: «Знакомство с основными цветами – красным, желтым, синим, зеленым»
/коллективная работа/. Педагог намазывает ладошку ребенка гуашью, а ребенок делает
отпечаток на листе ватмана. Материал: гуашь, лист ватмана.
2 занятие: «Следы невиданных зверей». На цветном картоне пальчиками дети делают
отпечатки – следы. Называют, чьи следы, каким цветом изображены. Материал: цветной
картон, гуашь.
4 неделя:
1 занятие: «Кисточка гуляет по бумаге». На листе разноцветного картона дети кисточкой
№ 6 делают мазки. Учим детей пользоваться кистью /примакивание/, выбирать фон,
называем вместе с ребенком цвет. Материал: цветной картон, кисти № 6, гуашь.
2 занятие: «Кисточка расцвечивает расчески». Дети раскрашивают трафареты расчесок
красками основных цветов. Материал: трафареты гребешков - 1/2 альбомного листа, кисти
№ 6, гуашь.
ОКТЯБРЬ
1 неделя:
Тема: «Дом для Матрешки» /состоит из трех занятий, включающих в себя: «Украсим
домик для Матрешки», «Забор», «Фруктовое дерево». По окончании оформить работу в
виде цельной полуобъемной конструкции.
1 занятие: «Украсим домик для Матрешки». Дети украшают трафарет домика цветовым
пятном, мазками и точками. Учим делать кисточкой мазки /примакивание/, точки;
объясняем про теплые краски. Материал: трафареты домиков /окошечки вырезаны/, гуашь,
кисти.
2 занятие: «Забор». Рисуют цветовым пятном. Материал: трафарет забора, кисти, гуашь.
2 неделя:
1 занятие: «Фруктовое дерево». Дети приемом примакивание рисуют плоды, листики на
дереве. Материал: готовый фон с видом дерева без листьев, кисти, поролоновые тампоны
на палочках, гуашь.
2 занятие: «Осень, листья летят». Воспитатель раздает детям альбомные листы бумаги с
нарисованными деревьями. Дети кисточкой /примакивание/ рисуют на деревьях, в воздухе,
на земле листочки разного цвета. Воспитатель напоминает, что после каждой краски нужно
кисточку промыть.
Дует, дует ветер,
Дует, задувает,
Желтые листочки
С дерева срывает.
И летят листочки
С ветки на дорожки.
И бегут по листьям
Маленькие ножки.
9

3 неделя:
Тема: «Осень».
1 занятие: «Осенние листья на мокром асфальте». Учим детей делать фон кистью № 10
/экспериментируем с красками, смешиваем их, накладываем друг на друга/. Следим, чтобы
дети держали кисть правильно. Материал: альбомные листы, акварель, кисти № 10.
2 занятие: /продолжение предыдущего/. Дети с помощью педагога наносят краску на
листья вяза, клена, дуба и отпечатывают изображение на ранее приготовленном фоне.
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Материал: альбомные листы с заранее заготовленным фоном, осенние листья с деревьев:
вяза, клена, дуба, березы, поролон для нанесения краски на листья, гуашь.
4 неделя:
Тема: «Дары осени».
1 занятие: «Ароматные, сладкие ягодки». Рисуем точками. Материал: трафареты плошек
/туесков/, кисти, гуашь.
2 занятие: «Рябиновые бусы для мамочки». Учим чередовать цвет, рисовать предметы
округлой формы. Материал: ½ альбомного листа с нарисованной ниточкой для бус, кисти,
гуашь.
НОЯБРЬ
1 неделя:
Тема: «Сказки и сказочные герои».
1 занятие: «Выросла репка». Рисуем предметы округлой формы. Повторяем название
цвета. Материал: трафарет ботвы с темным фоном.
2 занятие: «Колобок - румяный бок». Рисуем предмет округлой формы.
Материал: лист бумаги.
2 неделя:
1 занятие: «Катится колобок по дорожке». Материал: трафарет с фрагментом дороги,
травы; кисточки, гуашь.
2 занятие: «Полосатый коврик для собачки». Рисуем цветной горизонтальной линией.
Материал: трафареты ковриков, кисти, гуашь.
3 неделя:
1 занятие: «Половички в доме лесовичка». Рисуем вертикальными цветными линиями.
Материал: полоски бумаги – ¼ альбомного листа.
2 занятие: «Угощение для Зайки». Рисуем разнонаправленными линиями полоски на
морковке и хвостик морковки. Материал: трафарет морковки, кисти, гуашь.
4 неделя:
1 занятие: «Котичек - коток». Трафареты котов дети украшают кистью, используя
основные цвета. Рисуем цветовым пятном, мазками /прием примакивания/, точками.
Закрепляем полученные навыки. Материал: трафареты котов, гуашь, кисти.
2 занятие: «Клубочки для кота». Рисуем пластичные, округлые линии. Материал: листы
бумаги, восковые мелки.
Мягкие лапки,
Коготки – царапки,
С детками играет,
«Мяу» напевает.
ДЕКАБРЬ
1 неделя:
Тема: «Зима», «Новогодний праздник».
1 занятие: «Зажглись огни в домах». Рисование пятном. Материал: трафареты домов,
гуашь, кисти.
2 занятие: «Снегопад». Рисуем снег пятном, мазками. Вводим понятие контраста в
рисунке. Материал: лист бумаги, тонированный темным цветом, кисти, белая гуашь.
10

2 неделя:
1 занятие: «Зима снежная была». Рисуем мазками, штриховкой снег, засыпающий землю,
дома, деревья. Материал: трафарет с фрагментом дома, дороги, дерева.
Дует, дует ветерок,
И летит, летит снежок;
Закружился, заблестел,
Над землею полетел.
2 занятие: «Следочки на снегу». Рисуем следы мазками /примакивание/. На светлом фоне
рисуем темные следы зверей или людей. Материал: лист бумаги квадратного формата,
акварель, кисточки.
3 неделя:
1 занятие: «Мишка в зимнем наряде». Мотивация: украшаем мишкины наряды. Рисуем
пятном, линией; двумя цветами. Повторяем приметы зимы. Материал: трафареты Мишки,
валенок, шарфа; кисти, гуашь.
Он большой и косолапый,
Любит лапу он сосать,
Сладкоежка он отменный,
А зимой он любит спать.
Очень любит он реветь,
А зовут его…/медведь/.
2 занятие: «Варежка Деда Мороза». Мотивация: порадуем Деда Мороза, украсим ему
варежку. Рисуем двумя цветами. Закрепляем полученные навыки. Материал: трафарет
варежки, кисти, гуашь.
4 неделя:
1 занятие: «Лесная гостья». Закрепляем полученные навыки. Материал: трафарет елочки,
кисти, гуашь.
2 занятие: «Наша нарядная елка». Рисуем на елке разноцветные игрушки округлой формы,
дождик вертикальной линией, бусы – горизонтальной. Закрепляем полученные навыки.
Материал: трафарет елочки, кисти, мелки, гуашь.
ЯНВАРЬ
1 неделя:
1 занятие: «Колпак для Гномика». Рисуем по цветному фону 2 – 3 цветами точкой, мазком.
Материал: трафарет, кисти, гуашь.
2 занятие: «Снегири – вестники зимы». Рисуем цветовым пятном. Материал: трафарет,
кисти, гуашь.
2 неделя:
1 занятие: «Деревья в зимних нарядах». Рисуем деревья линиями вертикальными,
наклонными. Материал: лист бумаги горизонтального формата, гуашь, мелки, кисти.
2 занятие: «Деревья в зимних нарядах». Рисуем на деревьях снег. Материал: кисти, гуашь
белого цвета.
3 неделя:
1 занятие: «Катаемся с горки». Рисуем горку контуром, раскрашиваем.
Формообразующими движениями рисуем детей, катающихся на санках. Материал: лист
бумаги, гуашь, кисти, поролоновые тампоны.
2 занятие: «Катаемся с горки». Заканчиваем работу.
4 неделя:
1 занятие: «Снеговичок из комочков». Рисуем формообразующими движениями /3 круга,
поставленных друг на друга 3 – х размеров: снизу – самый большой, затем поменьше и
самый маленький/. Точками рисуем лицо. Материал: квадратный лист бумаги, гуашь,
кисточки.
2 занятие: «Снеговичок из комочков». Рисуем фон: заборчик /скамейка, фонарь, др./,
засыпанный снегом. Материал: тот же.
11

ФЕВРАЛЬ
1 неделя:
1 занятие: «Декоративная тарелка». Украшаем тарелку мазками, точками, пятнами.
Материал: лист круглого формата, гуашь, кисти.
2 занятие: «Солнышко лучистое». Рисуем солнышко контуром, раскрашиваем
формообразующими движениями, лучи рисуем наклонными прямыми линиями.
Смотрит солнышко в окошки,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопали в ладошки:
Очень рады солнышку.
«Посмотрите: желтый круг, много палочек вокруг. Это солнышка лучи, так теплы, так
горячи!»
«Солнышко не хмурится, с нас не сводит глаз, потому что солнышку нравится у нас».
Материал: листы бумаги с аппликацией окошка, гуашь, кисти № 6.
2 неделя:
Тема: «Дымковская игрушка».
1 занятие: «Птица с красивым оперением». Намазываем ладошку краской, отпечатываем
на листе бумаги, «превращаем» ее в птицу; рисуем 4 основными цветами, украшая хвост и
перья птицы. Материал: гуашь 4 цветов, кисточка № 5, ½ альбомного листа.
2 занятие: «Роспись коня». Предварительно рассматриваем дымковскую игрушку. Рисуем
точки, полоски, круги, колечки, используя 4 основных цвета. Материал: гуашь 4 цветов,
кисточка № 5, трафареты дымковских коней.
3 неделя:
1 занятие: «Уточка». Рассматриваем иллюстрации с изображением дымковских уточек.
Рисуем точки, полоски, круги, колечки, используя 4 основных цвета. Материал: гуашь 4
цветов, кисточка № 5, трафареты дымковских уточек.
2 занятие: «Барыня». Рассматриваем иллюстрации с изображением дымковских барынь.
Рисуем точки, полоски, круги, колечки, используя 4 основных цвета. Материал: гуашь 4
цветов, кисточка № 5, трафареты дымковских барынь.
4 неделя:
1 занятие: «Подарок папе». Варианты: «Автомобиль», «Богатырь в доспехах» /матрешка/.
Материал: трафарет, фольга.
2 занятие: «Подарок папе». Продолжаем и заканчиваем работу. Материал: тот же.
МАРТ
1 неделя:
Тема: «8 марта»
1 занятие: «Нарядное платье для мамочки». Украшаем платье, выбирая элементы узора:
овальные, округлые линии, точки, мазки. Работу красиво оформить: платье «повесить» на
трафарет – плечики, придумать упаковку. Материал: трафарет платья, кисти, гуашь трех
цветов, фольга, упаковочная бумага.
2 занятие: «Мамина любимая ваза». Рассматриваем различные по цвету и форме вазы.
Выделяем центральную часть, горлышко, ножку. Украшаем вазу основными
декоративными элементами. Материал: трафарет вазы, кисти, поролоновые тампоны на
палочках, гуашь.
2 неделя:
Тема: «Образы домашних животных, птиц».
1 занятие: «Кот». Ладошку превращаем в кота: намазываем ладошку краской,
отпечатываем на бумаге. Прорисовываем детали. Материал: гуашь, кисти, поролоновые
тампоны на палочках, ¼ альбомного листа.
2 занятие: «Два веселых гуся». «Превращаем» ладошку в гуся: намазываем ладошку
краской, отпечатываем на бумаге. Закрепляем белый и серый цвет.
Жили у бабуси два веселых гуся.
Один серый, другой белый,
Два веселых гуся.
12

Материал: гуашь белая и серая, красная для клюва, кисти № 5, № 10, ½ альбомного листа.
3 неделя:
1 занятие: «Петушок». Ладошку превращаем в петушка, рисуем клюв, гребешок, бородку,
фрагмент хвоста. Материал: гуашь, кисти, поролоновые тампоны на палочках, ½
альбомного листа.
Тема: «Образы подводного царства».
2 занятие: «Аквариумные рыбки». Формообразующими движениями рисуем рыбок,
вносим элементы детализации: плавники, хвост, чешуя. Материал: листы бумаги, краски
акварельные, кисти.
4 неделя:
1 занятие: «Осьминожки». Рисование ладошкой. Материал: гуашь, кисти, поролоновые
тампоны на палочках, ½ альбомного листа.
2 занятие: «Веселая игрушка». Создаем образ веселой игрушки из округлых форм разной
величины, фантазируем, прорисовываем детали. Материал: разноцветная гуашь, кисти,
листы бумаги.
АПРЕЛЬ
1 неделя:
1 занятие: «Дом с жильцами». Рисуем окошечки, жильцов дома: человечков, четвероногих
друзей. Материал: трафарет, мелки.
2 занятие: «Автопортрет». Рисуем круговыми движениями на весь лист овал, точками,
черточкой черты лица. Материал: цветной квадратный формат, поролоновые тампоны,
гуашь.
2 неделя:
Тема: «Образ пробуждающейся природы».
1 занятие: «Весенние цветы». Рисуем цветы на круге, подбираем цвет для весенних цветов,
для фона, развиваем фантазию, экспериментируем с цветом. Материал: акварель, кисточки,
бумага круглого формата.
2 занятие: «Деревья, проталины». Рассматриваем репродукции картин о весне художников,
делимся впечатлениями. Закрепляем полученные умения и навыки, рисуем
формообразующими движениями. Материал: листы бумаги, кисти, гуашь.
3 неделя:
1 занятие: «Деревья, проталины». Закрепляем полученные умения и навыки, рисуем
формообразующими движениями. Материал: листы бумаги, кисти, гуашь.
2 занятие: «Ручейки бегут». Закрепляем полученные умения и навыки, выбираем цвет,
формат бумаги, материал. Материал: акварельные краски, восковые мелки, бумага разного
формата, кисти разной толщины.
4 неделя:
1 занятие: «Цветные страницы». Готовим цветной квадратный фон к теме: «Образы
насекомых, животных».
2 занятие: «Цветные страницы». Продолжаем начатую работу.
МАЙ
1 неделя:
Тема: «Образы насекомых, животных».
1 занятие: «Бабочки, жучки». Рисуем насекомых и украшаем их крылья, отображаем
характерные особенности окраски крыльев божьей коровки, придумываем узор для
крыльев бабочек. Материал: цветные листы бумаги квадратного формата, гуашь
разноцветная, поролоновые тампоны.
2 занятие: «Стрекозы». Рассматриваем стрекоз на картинках, выбираем цвета, которыми
будем их рисовать, закрепляем знание цветов. Материал: цветные листы бумаги
квадратного формата, гуашь разноцветная, поролоновые тампоны.
2 неделя:
1 занятие: «Муравьишки». Рассматриваем на прогулке муравьев, затем на картинке,
считаем количество лапок, рисуем муравьишку, заселяем в муравейник. Материал: лист
ватмана с нарисованным муравейником, ½ альбомного листа, краски, кисти.
13

2 занятие: «Улитка». Рассматриваем улитку, выделяем характерные части тела, рисуем,
декорируем, придавая образу сказочный вид. Материал: лист бумаги, гуашь, кисти.
Улитка, улитка,
Высунь рога,
Дам кусок пирога,
Пышки, ватрушки,
Сдобной лепешки.
3 неделя:
1 занятие: «Полевые цветы». Рассматриваем репродукции картин художников с
изображением цветов. Рисуем цветы, используя приемы примакивания, рисование точками,
формообразующими линиями. Материал: лист квадратного формата, гуашь, кисти.
2 занятие: Композиция «На лесной полянке». Активизируем опыт детей, развиваем
фантазию, воображение; рисуем сюжетную картинку, выстраивая рисунок композиционно.
Материал: восковые мелки, гуашь разноцветная, кисти, альбомные листы бумаги, печатки с
изображением насекомых, птиц, зверей.
4 неделя:
1 занятие: Композиция «На лесной полянке». Продолжаем начатую работу, детализируем
изображение, вносим добавления, корректируем. Материал: восковые мелки, гуашь
разноцветная, кисти, альбомные листы бумаги.
2 занятие: «Картинки на асфальте». Рисуем цветными мелками на асфальте во дворе д/с.
3. Оценочные и методические материалы
3.1 Педагогические методики и технологии, дидактические материалы, используемые
при реализации программы
Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются
нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, набрызг,
рисование отпечатком руки, пальцев, рисование пластилином, рисование с использованием
природного материала, тампонирование и др.
Выбор методов и приемов педагогического руководства определяется целями и
задачами конкретного занятия, и содержанием обучения. В формировании творческой
активности большое значение имеет взаимодействие художественного слова, музыки,
изобразительного искусства, поэтому доминирующая часть занятий носит комплексный
характер. Содержание занятий дается дифференцированно, с учетом возрастных
особенностей детей. На занятиях используются игровые технологии, которые создают
непринужденную обстановку (создание игровой ситуации, дидактические игры,
обыгрывание сюжета с помощью образных игрушек, игровые упражнения),
нетрадиционные
способы
рисования:
пальчиками
и
ладошками,
оттиск
печати строительным материалом, поролоновым тычком через трафарет, тычком жёсткой
полусухой кисти, ватными палочками, восковыми мелками + акварелью. Важная роль
отводится экспериментированию с красками.
Использование на занятиях художественного слова, рисование иллюстраций к
потешкам, сказкам, стихотворениям; развитие монологической речи при описании
репродукций картин художников, собственных работ и работ своих товарищей – важный
методический приём. Он повышает положительное эмоциональное отношение детей к
занятию.
Следует побуждать рисовать самые разнообразные предметы, окружающие и
привлекающие внимание в процессе игр, расширение кругозора в процессе рассматривания
картин, различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим
(люди, природа, мир), а также знакомства со строением предметов, объектов, обведения
руками по контуру предмета. Постепенно, обращая внимание детей на рисунок, надо учить
находить их сходство получившихся на бумаге штрихов и линий с окружающими
предметами.

14

Для успешного овладения рисованием важно развивать сенсорные основы
изобразительной деятельности: восприятие предметов различной формы (зрительное,
осязательное, кинестетическое) и цвета.
Просмотр всех рисунков в конце занятия воспитывает у детей интерес к результатам
сверстников, собственной деятельности. Анализ работ должен идти от игрового персонажа.
3.2 Информационные источники, используемые при реализации программы
1.
Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской
Федерации».
2.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования /приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013 г./.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 31.07.2020 г. № 373 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным
программам-образовательным
программам
дошкольного
образования».
6.
Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. «От рождения до школы». Примерная
основная образовательная программа дошкольного образования. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,
2015.
7.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование,
конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст.-: Карапуз, 2009.
8.
Изобразительная деятельность в детском саду: Программа и методические
рекомендации. М., Мозаика-Синтез, 2007
9.
Обучение дошкольников технике рисования. Комарова Т. С. М, Педагогическое
общество России, 2007
10.
Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: метод.
Рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга»/Т.Н.Доронова.- 5-е
изд.-М.: Просвещение, 2004.-160с.: ил.
11.
Комплексная диагностика уровней освоения программы под редакцией М. А.
Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой: диагностический журнал. Первая младшая
группа. - Волгоград: Учитель, 2012 - 43с.
3.3 Система контроля результативности обучения
В соответствии с ФГОС ДО целевых ориентиров не подлежат непосредственной
оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются
основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не
являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям
образовательной деятельности и подготовки детей.
Цель: оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится
педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки
индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой
эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего
планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в
спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для
15

педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для
решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком
необходимыми навыками и умениями: ребенок не может выполнить все параметры оценки,
помощь взрослого не принимает; ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые
параметры оценки; ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью
взрослого; ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все
параметры оценки; ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год - в начале и конце
учебного года.
Ранний возраст
Умения: правильно пользуется карандашом, кистью; изображает/создает отдельные
предметы, простые по композиции и по содержанию сюжеты, используя разные материалы;
создает изображения предметов из готовых фигур, украшает заготовки из бумаги разной
формы. Раскатывает комочки пластилина прямыми и круговыми движениями, лепит
несложные предметы.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение, анализ продуктов деятельности.
Материал: геометрические фигуры из бумаги разных цветов и фактур (круг, квадрат,
треугольник), заготовка ваза. Пластилин или глина. Краски гуашь, кисти, цветные
карандаши, бумага.
Форма проведения: подгрупповая.
Задание: 1. «Нарисуй, что хочешь». 2. «Укрась вазу». 3. «Слепи колобка из
мультфильма».

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».