Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 61 Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Ягодка»
ПРИНЯТА
Педагогическим советом ГБДОУ д/с № 61
«Ягодка»
Протокол № 1 от «29» августа 2024 г.
УТВЕРЖДЕНА
приказом № 34од/о от «29» августа 2024 г.
Заведующий ГБДОУ д/с № 61 «Ягодка»
_____________Шевченко О.В.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ВЕСЕЛАЯ ПАЛИТРА»
Возраст обучающихся: от 3 до 4 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик: Калинкина В.В.
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2024 год
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
№
п/п
1.1
1.2
1.3
1.3.1
1.3.2
1.4
2.1
2.2
2.3
2.3.1
2.3.2
3.1
3.2
3.3
СОДЕРЖАНИЕ
I. Основные характеристики Программы
Пояснительная записка
Направленность, актуальность, отличительные особенности, адресат
Программы
Цель и задачи Программы
Условия реализации Программы
Материально-технические условия реализации Программы
Особенности организации образовательного процесса
Планируемые результаты освоения Программы
II. Комплекс организационно-педагогических условий
Учебный план
Календарный учебный график
Рабочая программа
Задачи и ожидаемые результаты
Календарно-тематическое планирование работы (4-ый год жизни)
III. Оценочные и методические материалы
Педагогические методики и технологии, дидактические материалы,
используемые при реализации программы
Информационные источники, используемые при реализации
программы
Система контроля результативности обучения
Страница
3
3
4
4
5
7
7
8
8
8
9
12
13
14
2
I. Основные характеристики Программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Веселая палитра» (далее –
Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в РФ», Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 31.03.2022 года
№ 678-р, а также с учетом профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты РФ от 22.09.2022 года № 652н.
Направленность Программы: художественная. Современного дошкольника
характеризует неразвитость тонкой моторики руки, отсутствие графических навыков, что
свидетельствует не только о дефиците графических двигательных умений, но и о
несформированности определенных мозговых структур ребенка, ответственных за
формирование общей произвольности. Низкий уровень произвольности как в умственной,
так и в двигательной сфере дошкольника является одним из наиболее тревожных факторов.
Деятельность, направленная на художественно-эстетическое развитие ребенка, формирует
личность, поэтому оно должно пронизывать всю жизнь ребенка, в этом ее актуальность.
Одним из видов художественно – творческой деятельности является изобразительная.
Основными условиями успешного руководства развитием изобразительной
деятельности детей дошкольного возраста является опора на то содержание, которое
интересно ребенку, эмоционально значимо для него, есть в его еще совсем небольшом
опыте. Отличительные особенности Программы: данная программа предусматривает
личностно-ориентированный подход к воспитанникам через интеграцию образовательных
областей. «Познавательное развитие». На занятиях используется прием комментированного
рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный
разговор с детьми, дети друг с другом обсуждают свою работу. Использование на занятиях
художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, дети
способны усвоить много новых слов и выражений. «Социально-коммуникативное
развитие». Для занятий по изодеятельности подбираются сюжеты, близкие опыту
ребенка, которые позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их. На
занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.
«Художественно-эстетическое развитие». Программа позволяет расширить возможности
образовательной области «художественно-эстетическое развитие». Занятия по
изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве
предметов и их пространственном расположении. Рисование по передаче восприятия
музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам,
музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа,
выражения собственных чувств. «Физическое развитие». Использование физминуток,
пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки. В
образовательный процесс включены разные формы работы по приобщению детей к
истории и культуре Санкт-Петербурга, знакомство с культурой и бытом русского народа.
Большое внимание уделяется патриотическому воспитанию детей. Адресат Программы:
дети дошкольного возраста от 3 до 4 лет.
1.2 Цель и задачи Программы
Основной целью при обучении детей дошкольного возраста изобразительной
деятельности является развитие у них интереса и желания заниматься ею. Красоту
цветовых пятен, выразительность линий, объемность пластических образов дети познают
прежде всего в процессе собственного художественного опыта. Орудийно – материальный
характер изобразительной деятельности требует внимания к развитию моторики руки. Это
не технический вопрос, а задача формирования самой способности к изобразительной
деятельности.
Для детей дошкольного возраста основной целью данной программы является
воспитание у ребенка нравственно здорового отношения к природе, к человеческому
обществу, окружающему миру в целом через изобразительное искусство.
Учитывая плавный переход от возраста к возрасту, программа выдвигает следующие
3
задачи:
Создание положительного эмоционального отношения у детей к своей продуктивнохудожественной деятельности.
Через развивающее обучение — формирование всесторонне развитой личности.
Создание необходимых условий для самореализации творческого потенциала через
созданную развивающую среду.
Приобщение детей к истокам мировой и национальной культуры через ознакомление
детей с произведениями изобразительного искусства.
Для выполнения поставленных задач предусмотрены 4 вида основных занятий
рисование с натуры (предметное).
Рисование, лепка, аппликация на различные темы (сюжетное).
декоративное рисование, декоративная аппликация, рельефная лепка.
Рисование, лепка, аппликация по замыслу (творческие задания).
1.3 Условия реализации Программы
Режим занятий
4-ый год жизни – 15 минут
Объем и сроки освоения Программы: занятия проводятся один или два раза в неделю в
вечерний отрезок времени.
1.3.1 Материально-технические условия реализации Программы
Одним из важных условий реализации данной программы является создание
необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования культуры и
творческой личности ребенка.
В учреждении созданы условия для развития изобразительной деятельности
дошкольников: изостудия имеет необходимое оборудование, включающее в себя
мольберты, столы, доски для рисования; наборы изобразительных инструментов и
материалов (кисти, пастель, сангина, восковые мелки); разную по фактуре, размеру, цвету
бумагу, материалы, используемые в нетрадиционных техниках рисования. Кроме того, в
среде развития представлены муляжи, репродукции картин известных художников.
Перечень репродукций (портреты)
1.
З. Серебрякова
2.
Б. Э. Мурильо «Мальчик с собакой».
3.
П.-О. Ренуар «Девочки за чтением».
4.
Д. Гирландайо «Портрет Джованны Торнабуони».
5.
П. Соколов «Портрет А.С. Пушкина».
6.
И. Репин «Отдых».
7.
Б. Кустодиев «Портрет Ю. Е. Кустодиевой с дочерью Ириной».
8.
В. Серов «Дети».
9.
Н. Жуков «Леночка».
10.
А. Лактионов «Портрет О. Н. Лактионовой».
11.
В. Борисов – Мусатов «Водоем».
12.
Н. Жуков «Пять косичек».
13.
И. Репин «Портрет писателя Л.Н. Толстого».
14.
А. Герасимов «Портрет народной артистки СССР Аллы Константиновны
Тарасовой».
15.
Ф. Рокотов «Портрет Александры Петровны Струйской».
16.
В. Перов «Спящие дети».
17.
В. Серов «Портрет артистки Марии Николаевны Ермоловой».
Перечень репродукций (пейзаж)
1.
К. Юон «Троицкая лавра зимой».
2.
К. Юон «Конец зимы. Полдень».
3.
И. Левитан «Золотая осень».
4.
И. Левитан «Вечерний звон».
4
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
И. Левитан «Сумерки. Стога».
И. Левитан «Свежий ветер. Волга».
Н. Соколов «Вечер в Абрамцеве».
А. Саврасов «Волга».
А. Саврасов «Грачи прилетели».
И. Горюшкин – Сорокопудов «Сцена из 17 столетия».
И. Шишкин «Дубы».
И. Шишкин «Вид на острове Валааме».
И. Левитан «Осенний день. Сокольники».
И. Левитан «Март».
И. Левитан «Владимирка».
Р. Зверьков «Осинки».
В. Верещагин «В горах Алатау».
И. Айвазовский «Черное море».
И. Айвазовский «Чесменский бой».
Н. Ромадин «Золотой клен».
М. Утрилло «Старая улица».
Г. Нисский «Перед Москвой».
Н. Волков «Мокрый снег. Площадь Свердлова».
И. Грабарь «Рябинка».
Ю. Ракша «Зимний день» /из серии «Времена года»/
Ф. Васильев «Рассвет».
Б. Щербаков «Вихри грозовые».
Ф. Алексеев «Вид дворцовой набережной от Петропавловской крепости».
В. Дмитриевский «Улыбка весны».
Перечень репродукций (натюрморт)
И. Машков «Снедь московская. Хлебы».
И. Машков «Натюрморт с самоваром».
И. Сущенко «Рябина».
И. Сущенко «Охотничий натюрморт».
А. Добреков «Собака у корзины с битой дичью».
Н. Жуков «Розы».
Перечень репродукций (жанровая живопись)
Б. Кустодиев «Масленица».
Б. Кустодиев «Балаганы».
А. Пластов «Лето».
А. Ткачев, С. Ткачев «На родной земле».
А. Пластов «Сенокос».
В. Васнецов «Аленушка».
М. Клодт «На пашне».
А. Васнецов «Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало 17 века».
Репродукции картин в цифровом формате (по программе «Образ и мысль)
1.3.2 Особенности организации образовательного процесса
Общеразвивающие задачи, решение которых осуществляется в ходе освоения всех
образовательных областей:
1.
развитие психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, речи,
воображения.
2.
освоение позиции субъекта в детских видах деятельности.
3.
развитие мотивационно-потребностной сферы.
4.
формирование и развитие самопознания.
5.
развитие эмоционально-волевых качеств личности.
6.
развитие творческих способностей.
Содержание программы учитывает преемственность, взаимосвязь изобразительного
5
творчества детей с различными видами деятельности: игровой, экспериментированием,
музыкальной.
Программа «Веселая палитра» не является статичной по своему характеру. Темы
занятий могут видоизменяться в зависимости от поставленной педагогом задачи в
определенный период и в соответствии с высоким или низким уровнем усвоения
программного материала.
Большое значение имеют беседы об изобразительном искусстве. В любом возрасте
предусматривается ознакомление с отдельными произведениями и видами изобразительной
деятельности (графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, пейзаж,
натюрморт, портрет и др.).
Важное значение в программе «Веселая палитра» придается формированию у детей
эстетического отношения к произведениям искусства, отражающим жизненные явления.
Ребенок сопереживает тому, что выражено в художественной форме и, тем самым,
приобщается к миру прекрасного. Эти переживания влияют на моральный облик ребенка,
обогащают его внутренний мир, расширяют круг знаний и представлений, формируют
обоснованные эстетические оценки и суждения: от года к году обогащаются представления
детей о единстве формы и содержания в изобразительном искусстве, о его видах, жанрах и
специфическом языке, о процессе создания художественного произведения.
Исключительно широкие возможности для знакомства с русским изобразительным
искусством разных времен представляют богатейшие собрания всемирно известных
художественных музеев России: Русского музея, Эрмитажа, Государственной
Третьяковской галереи, музея изобразительного искусства имени А.С. Пушкина. Встреча с
искусством и ознакомление с историческими памятниками культуры родного края всегда
праздник для детей, радостное событие, запоминающееся на всю жизнь.
Положительное эмоциональное воздействие художественных произведений побуждает
ребенка к самостоятельной художественно-творческой деятельности, создает условия для
самовыражения личности. Положительный эмоциональный образ, формирующийся на
занятиях изобразительного искусства, способствует становлению не только
изобразительной, но и валеологической культуры ребенка-дошкольника.
Вышеизложенные виды занятий в процессе обучения дополняют друг друга и
проводятся в течение всего года, с учетом временных особенностей, календарных дат, не
остаются без внимания и интересы детей.
Основная цель занятий по рисованию, согласно данной программе, — это развитие
творческих способностей детей, обучение изображению предметов и явлений как средство
образного отражения жизненных явлений. Деятельность также направлена на развитие у
дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в
результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя
свой замысел, находя средства для его воплощения.
Связи по направлениям развития детей
Речевое развитие
В совместной деятельности используется прием комментированного рисования
В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор
с детьми, дети друг с другом обсуждают свою работу
Использование художественного слова
Познавательное развитие
Для занятий по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка,
позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты
обобщения
На занятиях дети узнают о различных явлениях природы и т.д.
Сенсорное развитие
Занятия по изодеятельности
способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их
пространственном расположении
Художественно-эстетическое развитие (музыкальное)
6
Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений
Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления
для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств
Физическое развитие
Использование физкультминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения
и предупреждению нарушения осанки
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы
Развитие
изобразительной
деятельности
дошкольников
проводится
на
подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе, где основными формами работы с
детьми являются:
Игры
Беседы
Наблюдения в живой и неживой природе
Рассматривание иллюстраций, репродукций картин (пейзажей, портретов,
натюрмортов, жанровых зарисовок), скульптуры малой формы
Составление натюрмортов
Чтение стихов, потешек
Приемы: обследовательские действия, помощь, указание, подсказка.
Формы проведения итогов реализации программы
Выставки
Конкурсы
1.4 Планируемые результаты освоения Программы
Предполагаемый результат (от 3 до 4 лет)
В рисовании:
знает и называет цвета (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый, голубой,
розовый);
умеет: правильно работать карандашом и кистью;
подбирает цвет, соответствующий предметам;
изображает простейшие предметы и явления действительности, используя прямые,
округлые, наклонные, длинные, короткие, пересекающие линии;
В лепке:
умеет лепить предметы, состоящие из 1-3 частей одинаковой формы, используя приемы
скатывания прямыми и круговыми движениями, сплющивания, соединения, защипывания
краев формы кончиками пальцев; использует нетрадиционные техники пластилинографии.
В аппликации:
умеет пользоваться клеем;
создает изображения путем наклеивания готовых форм.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
II Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Учебный план (4-ый год жизни)
Название темы
Количество часов
Формы контроля
всего
теория
практика
Вводное занятие
1
7
Сентябрь
8
8
Октябрь
8
8
Нарисуй, что
хочешь
Ноябрь
8
8
«Слепим
Декабрь
8
8
урожай»
7
Январь
7
Игра «Оживи»
Февраль
8
8
7
8.
9.
Март
Апрель
8
8
8
8
10.
Май
8
8
Год
обучения
2-ой год
Дата начала
обучения по
программе
02.09.2024 г.
Аппликация
«Коврики для
котят»
2.2 Календарный учебный график
Дата
Всего
Количество
окончания
учебных
учебных
обучения по
недель
часов
программе
30.05.2025 г. 72
72
Режим
занятий
Понедельник
и четверг
2.3 Рабочая программа
2.3.1 Задачи и ожидаемые результаты
Задачи развития (4-ый год жизни)
Формировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов
для обогащения и уточнения восприятия особенностей их формы, пропорций, цвета,
фактуры.
Знакомить детей с народной игрушкой для обогащения зрительных впечатлений и
показа условно-обобщённой трактовки художественных образов. Учить детей находить
связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке,
лепке, аппликации. Учить «входить в образ».
Знакомить с книжной графикой на примере творчества известных мастеров детской
книги.
Организовывать наблюдения в природе для уточнения представлений детей о
внешнем виде растений и животных, а также для обогащения и уточнения зрительных
впечатлений.
Учить детей видеть цельный художественный образ в единстве изобразительновыразительных средств колористической, композиционной и смысловой трактовки
(обучение анализу не должно опережать формирование умения воспринимать
художественный объект нерасчленённо, в гармоничном единстве всех составляющих
компонентов).
Создавать условия для самостоятельного освоения детьми способов и приёмов
изображения знакомых предметов на основе доступных средств художественно-образной
выразительности (цвет, пятно, линия, форма, ритм, динамика) в их единстве.
Побуждать детей самостоятельно выбирать способы изображения при создании
выразительных образов, используя для этого освоенные технические приемы; развивать
восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях окружающей
действительности, создавать условия для их активного познания и на этой основе учить
детей:
- отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными
графическими и живописными средствами
- сопровождать движения карандаша или кисти словами, игровыми действиями;
- продолжать учить рисовать карандашами и фломастерами – проводить линии
(вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и
прямоугольные), создавая тем самым выразительные образы;
- продолжать знакомить детей с красками и формировать навыки рисования кистью
(аккуратно смачивать и промывать, набирать краску на ворс, вести кисть по ворсу,
проводить линии, рисовать и раскрашивать замкнутые формы); учить создавать одно-,
8
двух- и многоцветные выразительные образы;
- переводить детей от рисования-подражания к самостоятельному творчеству.
2.3.2 Календарно-тематическое планирование (4-ый год жизни)
Сентябрь
Тема 1. Вводная
Тема 2. Экспериментирование с красками и кисточками разной толщины.
Тема 3. «Красивые цветы» (рисунок выполняется гуашью на половине альбомного листа).
Рисование лепестков цветка способом «примакивания». Рассматривание изображения
красивых цветов. Композиционное расположение на листе бумаги.
Тема 4. «Красивые цветы» /аппликация/
Тема 5. «Что такое лето?» (рисунок выполняется карандашами на полном формате листа).
Передавать впечатления о лете доступными средствами. Рисование разных предметов в
соответствии с содержанием рисунка.
Тема 6. «Бабочки и стрекозы» /аппликация/
Тема 7. «Цветные шары» (рисование выполняется акварелью на полном формате листа).
Закрепить умение рисовать предметы овальной и круглой формы.
Тема 8. «Коврики для игрушек» (гуашь).
Уметь проводить прямые ровные линии на одинаковом расстоянии друг от друга.
Октябрь
Тема 1. «Неваляшки гуляют» (на 1/2 листа, карандаши).
Учить различать части предмета по величине, правильно передавать характерные
особенности неваляшек.
Тема 2. «Неваляшки» /аппликация/
Тема 3. «Осень, листья с деревьев летят» (гуашь, рисование на полном формате листа).
Учить передавать сезонные особенности осени. Учить рисовать деревья: ветки толстые и
тонкие.
Тема 4.«Золотая осень» /аппликация/
Тема 5.«Укрась красиво блюдечко» (рисование гуашью на круглой форме).
Развивать чувство цвета, желание украсить форму узором. Замечать красивые предметы в
быту. Рисовать, примакивая кисть плашмя.
Тема 6. «Украсим блюдечко» /аппликация/
Тема 7. «Моя любимая игрушка» (1/2 альбомного листа, карандаши). Передавать в рисунке
образ любимой игрушки. Учить передавать особенности предмета в соответствии с
замыслом.
Тема 8. «Моя любимая игрушка» /оригами – собачка/. Учить детей складывать бумагу
определенным способом, создавая образ собачки, дорисовывать недостающие элементы.
Ноябрь
Тема 1. «Веселый вагончик» (на 1/2 альбомного листа, гуашь).
Учить изображать предметы прямоугольной формы, использовать различные цвета при
закрашивании предметов. Уметь закрашивать кистью, не выходя за контуры предмета.
Тема 2. «Веселые вагончики» /аппликация/.
Тема 3. «Овощи на тарелке» (на 1/2 альбомного листа, акварель).
Учить передавать особенности овальной и круглой формы, использовать цвет, характерный
для изображения овощей.
Тема 4. «Консервируем овощи» /аппликация/.
Тема 5. «Кто не спит в осеннем лесу» (полный формат листа, акварель). Развивать у детей
замысел. Чтение стихотворения И. Ивенсен. Рисование животных по желанию (еж, зайчик,
мишка).
Тема 6. «Лепим диких животных» /по желанию – зайчик, мишка, еж/.
Тема 7. «Волшебный ковер-самолет» (карандаши, квадратная форма
листа, бумага тонированная разных цветов).
Выполнять рисунок на основе представленных образов. Использовать тонированную
бумагу.
9
Тема 8. «Ковер – самолет» /аппликация из разноцветной бумаги/.
Декабрь
Тема 1. «Меня не растили, из снега слепили» (1/2 альбомного тонированного листа, гуашь).
Учить различать и изображать части предмета по величине и называть их: самый большой,
самый маленький, больше, меньше.
Тема 2. «Снеговик» /аппликация/
Тема 3. «Колобок-румяный бок» (полный формат листа, гуашь).
Рисовать эпизод из знакомой сказки. Вызывать эмоциональное отношение к образу,
желание изображать персонажей сказки.
Тема 4. «Украсим фартучек кукле Маше» (рисование на полосе, гуашь). Учить составлять
простой узор на полосе из элементов народного орнамента. Развивать цветовое восприятие.
Тема 5. «Украсим рукавичку» /аппликация из геометрических фигур/.
Тема 6. «Елочные игрушки» /рисование на всем формате листа, гуашь/. Учить , изображать
разные игрушки: шишки, шары, бусы и др.
Тема 7. Лепка снеговика.
Тема 8. «Нарисуй то, что хочешь» (полный формат листа, художественные материалы по
выбору).
Развивать художественный замысел детей. Выполнять самостоятельно несложный рисунок,
развивать творческую активность, закрепить полученные ранее знания и умения.
Январь
Тема 1. «Зайчик в новой шубе» (на 1/2 альбомного листа голубого цвета, рисование белой
гуашью).
Закреплять умения рисовать овальную форму. Передавать отличительные особенности
строения и расположения частей тела зайца.
Тема 2. «Наша нарядная елка» (рисование на полном формате листа, гуашь).
Создавать радостное настроение у детей. Отражать в рисунке свои впечатления о
празднике, уметь рисовать игрушки на елке отпечатками пальцев.
Тема 3. «Веселая матрешка» (рисование на форме в виде силуэта сарафана, гуашь разных
цветов).
Уметь самостоятельно украшать сарафан, располагать узор по всему силуэту или внизу по
краю.
Тема 4. «Сказочная птица» (рисование с использованием отпечатка руки, гуашь,
кляксография).
Прикладывая к листу ладонь руки, дети рисуют отпечатком силуэт птицы. Далее кистью
рисунок доводится до совершенства. Развитие творчества, интереса к изоискусству.
Февраль
Тема 1. «Домик для зайки» (рисование на 1/2 альбомного листа, акварель).
Учить изображать прямоугольную форму дома, треугольную крышу. Вносить свои
элементы (окна, занавески на окнах и др.).
Тема 2. «Теремок» /аппликация/.
Тема 3. «Снегопад» (рисование выполняется на полном формате листа голубого цвета с
использованием техники набрызга).
Познакомить детей с новой техникой. Выполнять рисунок, заполняя всю поверхность
листа, вызывать эмоционально приподнятое настроение.
Тема 4. «Дымковские узоры» (рисование на полном формате листа, акварель, гуашь).
Создавать интерес к народной игрушке. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета,
умение рисовать круги, волнистые линии, кольца, полоски.
Тема 5. «Роспись козлика дымковскими узорами». Развивать способность использовать в
росписи дымковские узоры, цвета, характерные для дымки.
Тема 6. «Что бы ты хотел подарить маме 8 Марта» (рисунок на бумаге различных цветов,
художественный материал по выбору детей).
Уметь рисовать красивые цветы, используя умение рисовать круглые и овальные формы,
работая всей кистью и ее концом. Развивать чувство цвета, формы.
Тема 7. «Цветы в вазе» /аппликация/
10
Тема 8. «Кошка» /оригами/
Март
Тема 1. «Мишка веселый, мишка грустный» (на полном формате листа, акварель).
Вызвать доброжелательное отношение к персонажу, придать образу разное настроение:
грустное — уголки губ опущены; веселое — уголки губ приподняты или вытянуты в
улыбке.
Тема 2. Лепка мишки.
Тема 3. «Снегурочка из леса к нам пришла» (рисование на 1/2 листа, акварель, гуашь).
Вызвать интерес к сказочному образу, стремление передать его в рисунке, использовать
мягкие, нежные цвета для передачи образа Снегурочки.
Тема 4. «Роспись лошадки дымковскими узорами» (на силуэтах лошадок, акварель).
Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета. Учить концом кисти наносить точки.
Тема 5. «Я ракету нарисую» (выполнение на тонированном листе).
Рассматривание картинок, открыток и др. Композиционное расположение рисунка, умение
рисовать характерную конусовидную форму ракеты.
Тема 6. «Цветы из полосок» /полоски цветной бумаги/ Способствовать развитию
творческой активности.
Тема 7. «Рыбка» /оригами/
Тема 8. «Рыбки в аквариуме» /акварель, ватман/. Коллективная работа. Воспитывать
чувство ответственности за общее дело, вкус.
Апрель
Тема 1. «Весенние ручейки, яркое солнышко» (рисование на полном формате листа,
акварель).
Воспитывать любовь к природе, стремление передавать в рисунке природные пейзажи,
располагать рисунок на всей плоскости листа, использовать разные приемы рисования.
Тема 2. «Нарисуй то, на чем ты хотел бы покататься» (художественный материал по
выбору, на полном формате листа). Развивать у детей воображение, учить самостоятельно
выбирать содержание рисунка.
Тема 3. «Украшаем кукле платье, рубашку» (силуэты платья, рубашки, акварель).
Учить из знакомых форм и элементов составлять композиционный узор, развивать
творческую активность.
Тема 4. «Одуванчики цветы, словно солнышко, желты» (на круглой форме, зеленого цвета,
желтой гуашью, используя технику тампонирования, дети рисуют одуванчики).
Познакомить детей с новой техникой, с приемами рисования, )азвивать интерес к
изобразительной деятельности.
Тема 5. «Одуванчики» /объемная аппликация/
Тема 6. «Кораблик» /оригами/
Тема 7. «Грибной дождик» /волшебные полоски/. Полоски 1* 19 см. голубого цвета из
бумаги, окно с тучами.
Тема 8. Рисование по замыслу. Развивать творческую активность.
Май
Тема 1. «Цветущий сад» (на полном формате листа, акварель, гуашь, используя технику
набрызга).
Закрепить умение рисовать деревья: ствол, расширяющийся | книзу, ветки толстые и
тонкие. Цветы на веточках рисуются способом / набрызга.
Тема 2. «Сказочные цветы» (на полном формате листа, гуашь различных
цветов, рисование с использованием печатания оттиском). Развивать воображение,
творчество. Учить замечать особенности сказочного образа, его отличие от реального.
Лепестки цветов рисуются оттиском круглой формы.
Тема 3. «Цыплята» /по 8 полосок 1*19 см., по 1 полоске 1*28 см. и по одной полоске 1*9,5
см. из плотной бумаги желтого цвета. Воспитывать опрятность, стремление доделывать
начатое дело до конца.
Тема 4. «Цыплята гуляют на траве, ищут червячков» (на круглом формате зеленого цвета
техникой тампонирования),
11
Закрепить навыки рисования техникой тампонирования. Уметь рисовать круглую форму
тампоном. Композиционно располагать фигурку цыпленка на листе.
Тема 5. «Лягушонок» /оригами/. Сгибать бумагу в определенном порядке и направлении,
чтобы получился лягушонок. Использовать в сюжетных играх.
Тема 6. «Чудо – дерево». /полный формат листа, акварель, цветная бумага/. Использовать
разные способы изобразительной деятельности /рисование, аппликация/, различные
приемы рисования: кляксография, пальчики, рисование нитью, монотипия,
тампонирование/. Развивать фантазию, творческую инициативу.
III Оценочные и методические материалы
3.1 Педагогические методики и технологии, дидактические материалы, используемые
при реализации Программы
Основные принципы программы:
Данная программа имеет динамический характер, обязывающий строить учебный
процесс таким образом, чтобы изобразительная деятельность связывалась со всеми
сторонами образовательной работы детского сада, в том числе с познавательным развитием
детей. Программа «Веселая палитра» имеет динамический характер, обязывающий строить
учебный процесс таким образом, чтобы изобразительная деятельность связывалась со
всеми образовательными областями образовательной программы дошкольного
образовательного учреждения, в частности, с областями «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», что
предполагает реализацию принципа интеграции образовательных областей.
Основным принципом программы является сотрудничество детей и взрослых,
признание ребенка полноценным участником образовательных отношений, поддержка
инициативы детей в различных видах деятельности, что предусматривает
заинтересованное, а не механическое усвоение знаний, умений и навыков; особенно важно
соблюдение принципа наглядности. Построение образовательной деятельности по данной
программе происходит на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка
(индивидуализация образования).
Содержание программы соответствует основным положениям возрастной
психологии и дошкольной педагогики, что соответствует принципу возрастной
адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов
возрасту и особенностям развития детей).
Программа «Веселая палитра» предусматривает решение программных
образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной
деятельности детей. Обучение рисованию проводится на коллективных, подгрупповых
занятиях и в индивидуальной работе.
С целью релаксации, наилучшего расслабления, снятия психофизического и
эмоционального напряжения, стимуляции творческих скрытых резервов личности на
занятиях используются фрагменты музыкальных произведений, которые обладают
специфическими эффектами.
Содержание программы выбрано с учетом возрастных, индивидуальных
особенностей детей раннего возраста.
Программа обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих
целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации
которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное
отношение к развитию детей дошкольного возраста.
Особенно важно соблюдение принципа наглядности, посредством которого детям
предоставляется возможность непосредственно знакомиться с объектами окружающей
действительности или их изображением.
Программа основывается на комплексно-тематическом принципе построения
образовательного процесса.
Основным направлением педагогической деятельности является создание
благоприятной среды для поддержки детской инициативы с учетом специфики возраста.
12
Условия для реализации собственного замысла.
Поддержка любых достижений ребенка.
Поощрение самостоятельной деятельности.
Помощь в нахождении способов реализации собственных целей.
Поддержка стремления научиться делать что-то.
Помощь в затруднительных ситуациях.
Не критиковать.
Поощрение умения строить собственные умозаключения.
Создание благоприятного микроклимата в группе, проявление доброжелательности ко
всем детям.
Уважение индивидуальных вкусов и привычек детей.
Поддержка реализации собственных замыслов, оказание помощи в понимании
значимости и полезности от реализации задуманного.
Создание условий для разнообразной творческой деятельности по интересам.
Создание условий для работы в парах, группах, коллективе.
Введение адекватной оценки продукта деятельности.
Оказание помощи в исправлении ошибок, выборе способов исправления.
Создание ситуаций, в которой ребенок может проявить свою компетентность.
Поддержка чувства гордости за свой труд.
В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки,
пальцев, рисование пластилином, рисование с использованием природного материала,
тампонирование и др.
Выбор методов и приемов педагогического руководства определяется целями и
задачами конкретного занятия, и содержанием обучения. В формировании творческой
активности большое значение имеет взаимодействие художественного слова, музыки,
изобразительного искусства, поэтому доминирующая часть занятий носит комплексный
характер. Содержание занятий дается дифференцированно, с учетом возрастных
особенностей детей.
3.2 Информационные источники, используемые при реализации Программы
1.
Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской
Федерации».
2.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования /приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013 г./.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. № 1441
«Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг», уставом ГБДОУ.
6.
Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. «От рождения до школы». Примерная
основная образовательная программа дошкольного образования. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,
2015.
13
7.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование,
конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний, младший, средний, старший
возраст, подготовительная к школе группа.-: Карапуз, 2009.
8.
Изобразительная деятельность в детском саду: Программа и методические
рекомендации.М., Мозаика-Синтез, 2007
9.
Обучение дошкольников технике рисования. Комарова Т. С. М, Педагогическое
общество России, 2007.
3.3 Система контроля результативности обучения по Программе
В соответствии с ФГОС ДО целевых ориентиров не подлежат непосредственной
оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются
основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не
являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям
образовательной деятельности и подготовки детей.
Цель: оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится
педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки
индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой
эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего
планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в
спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для
педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для
решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком
необходимыми навыками и умениями:
1 балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не
принимает;
2 балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
3 балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
4 балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все
параметры оценки;
5 баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год - в начале и конце
учебного года.
Младший возраст
Умения: правильно пользуется карандашом, кистью; изображает/создает отдельные
предметы, простые по композиции и по содержанию сюжеты, используя разные материалы;
создает изображения предметов из готовых фигур, украшает заготовки из бумаги разной
формы. Раскатывает комочки пластилина прямыми и круговыми движениями, лепит
несложные предметы.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение, анализ продуктов деятельности.
Материал: геометрические фигуры из бумаги разных цветов и фактур (круг, квадрат,
треугольник), заготовка ваза. Пластилин или глина. Краски гуашь, кисти, цветные
карандаши, бумага.
Форма проведения: подгрупповая.
Задание: 1. «Нарисуй, что хочешь». 2. «Укрась вазу». 3. «Слепи колобка из
мультфильма».
14