Дополнительная общеразвивающая программа "Веселая палитра" средняя группа 2024-2025 учебный год

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 61 Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Ягодка»

ПРИНЯТА
Педагогическим советом ГБДОУ д/с № 61
«Ягодка»
Протокол № 1 от «29» августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНА
приказом № 34од/о от «29» августа 2024 г.
Заведующий ГБДОУ д/с № 61 «Ягодка»
_____________Шевченко О.В.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ВЕСЕЛАЯ ПАЛИТРА»

Возраст обучающихся: от 4 до 5 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчики: Калинкина В.В.,
педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург
2024 год

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

№
п/п

Содержание

1.

Пояснительная записка

1.1

Направленность, адресат, актуальность, отличительные

Страница

3

особенности, уровень освоения, объем и срок освоения
1.2

Цель и задачи Программы

4

1.3

Планируемые результаты освоения Программы

5

1.4

Организационно-педагогические условия реализации Программы

5

1.4.1

Язык реализации, форма обучения, особенности реализации,

6

условия набора и формирования групп
1.4.2

Формы организации и проведения занятий

6

1.4.3

Материально-техническое оснащение Программы

6

2.

Учебный план

7

3.

Календарный учебный график

8

4.

Рабочая программа

8

4.1

Особенности организации образовательного процесса

8

4.2

Задачи первого и второго года обучения

9

4.3

Содержание первого и второго года обучения

9

4.4

Планируемые результаты первого и второго года обучения

10

4.5

Календарно – тематическое планирование работы первого года

11

обучения
4.6

Календарно – тематическое планирование работы второго года

14

обучения
5.

Методические и оценочные материалы

17

5.1

Педагогические методики и технологии, дидактические материалы

17

5.2

Информационные источники

18

5.3

Оценочные материалы

19

2

1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Веселая палитра» (далее –
Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в РФ», Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 31.03.2022 года
№ 678-р, распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 25.08.2022 года
№ 1676-р «Об утверждении критериев оценки качества дополнительных общеразвивающих
программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
и индивидуальными предпринимателями Санкт-Петербурга», а также с учетом
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»,
утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2022 года
№ 652н.
Направленность Программы: художественная. Адресат Программы: дети
дошкольного возраста от 4 до 5 лет. Актуальность. Современного дошкольника
характеризует неразвитость тонкой моторики руки, отсутствие графических навыков, что
свидетельствует не только о дефиците графических двигательных умений, но и о
несформированности определенных мозговых структур ребенка, ответственных за
формирование общей произвольности. Низкий уровень произвольности как в умственной,
так и в двигательной сфере дошкольника является одним из наиболее тревожных факторов.
Деятельность, направленная на художественно-эстетическое развитие ребенка, формирует
личность, поэтому оно должно пронизывать всю жизнь ребенка. Одним из видов
художественно – творческой деятельности является изобразительная.
Основными условиями успешного руководства развитием изобразительной
деятельности детей дошкольного возраста является опора на то содержание, которое
интересно ребенку, эмоционально значимо для него, есть в его еще совсем небольшом
опыте.
Отличительные особенности Программы: данная программа предусматривает
личностно-ориентированный подход к воспитанникам через интеграцию образовательных
областей. «Познавательное развитие». На занятиях используется прием комментированного
рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный
разговор с детьми, дети друг с другом обсуждают свою работу. Использование на занятиях
художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, дети
способны усвоить много новых слов и выражений. «Социально-коммуникативное
развитие». Для занятий по изодеятельности подбираются сюжеты, близкие опыту
ребенка, которые позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их. На
занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.
«Художественно-эстетическое развитие». Программа позволяет расширить возможности
образовательной области «художественно-эстетическое развитие». Занятия по
изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве
предметов и их пространственном расположении. Рисование по передаче восприятия
музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам,
музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа,
выражения собственных чувств. «Физическое развитие». Использование физминуток,
пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки. В
образовательный процесс включены разные формы работы по приобщению детей к
истории и культуре Санкт-Петербурга, знакомство с культурой и бытом русского народа.
Большое внимание уделяется патриотическому воспитанию детей. Уровень освоения
Программы: общекультурный. Объем и срок освоения:
1.2 Цель и задачи Программы
Основной целью при обучении детей дошкольного возраста изобразительной
3

деятельности является развитие у них интереса и желания заниматься ею. Красоту
цветовых пятен, выразительность линий, объемность пластических образов дети познают
прежде всего в процессе собственного художественного опыта. Орудийно – материальный
характер изобразительной деятельности требует внимания к развитию моторики руки. Это
не технический вопрос, а задача формирования самой способности к изобразительной
деятельности.
Для детей дошкольного возраста основной целью данной программы является
воспитание у ребенка нравственно здорового отношения к природе, к человеческому
обществу, окружающему миру в целом через изобразительное искусство.
Учитывая плавный переход от возраста к возрасту, программа выдвигает следующие
задачи:
 Создание положительного эмоционального отношения у детей к своей продуктивнохудожественной деятельности.
 Через развивающее обучение — формирование всесторонне развитой личности.
 Создание необходимых условий для самореализации творческого потенциала через
созданную развивающую среду.
 Приобщение детей к истокам мировой и национальной культуры через ознакомление
детей с произведениями изобразительного искусства.
Для выполнения поставленных задач предусмотрены 4 вида основных занятий
 рисование с натуры (предметное).
 Рисование, лепка, аппликация на различные темы (сюжетное).
 декоративное рисование, декоративная аппликация, рельефная лепка.
 Рисование, лепка, аппликация по замыслу (творческие задания).
1.3 Условия реализации Программы
Режим занятий
5-ый год жизни – 20 минут
Объем и сроки освоения Программы: занятия проводятся один раз в неделю в вечерний
отрезок времени.
1.3.1 Материально-технические условия реализации Программы
Одним из важных условий реализации данной программы является создание
необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования культуры и
творческой личности ребенка.
В учреждении созданы условия для развития изобразительной деятельности
дошкольников: изостудия имеет необходимое оборудование, включающее в себя
мольберты, столы, доски для рисования; наборы изобразительных инструментов и
материалов (кисти, пастель, сангина, восковые мелки); разную по фактуре, размеру, цвету
бумагу, материалы, используемые в нетрадиционных техниках рисования. Кроме того, в
среде развития представлены муляжи, репродукции картин известных художников.
Перечень репродукций (портреты)
1.
З. Серебрякова
2.
Б. Э. Мурильо «Мальчик с собакой».
3.
П.-О. Ренуар «Девочки за чтением».
4.
Д. Гирландайо «Портрет Джованны Торнабуони».
5.
П. Соколов «Портрет А.С. Пушкина».
6.
И. Репин «Отдых».
7.
Б. Кустодиев «Портрет Ю. Е. Кустодиевой с дочерью Ириной».
8.
В. Серов «Дети».
9.
Н. Жуков «Леночка».
10.
А. Лактионов «Портрет О. Н. Лактионовой».
11.
В. Борисов – Мусатов «Водоем».
12.
Н. Жуков «Пять косичек».
13.
И. Репин «Портрет писателя Л.Н. Толстого».
4

14.
А. Герасимов «Портрет народной артистки СССР Аллы Константиновны
Тарасовой».
15.
Ф. Рокотов «Портрет Александры Петровны Струйской».
16.
В. Перов «Спящие дети».
17.
В. Серов «Портрет артистки Марии Николаевны Ермоловой».
Перечень репродукций (пейзаж)
1.
К. Юон «Троицкая лавра зимой».
2.
К. Юон «Конец зимы. Полдень».
3.
И. Левитан «Золотая осень».
4.
И. Левитан «Вечерний звон».
5.
И. Левитан «Сумерки. Стога».
6.
И. Левитан «Свежий ветер. Волга».
7.
Н. Соколов «Вечер в Абрамцеве».
8.
А. Саврасов «Волга».
9.
А. Саврасов «Грачи прилетели».
10.
И. Горюшкин – Сорокопудов «Сцена из 17 столетия».
11.
И. Шишкин «Дубы».
12.
И. Шишкин «Вид на острове Валааме».
13.
И. Левитан «Осенний день. Сокольники».
14.
И. Левитан «Март».
15.
И. Левитан «Владимирка».
16.
Р. Зверьков «Осинки».
17.
В. Верещагин «В горах Алатау».
18.
И. Айвазовский «Черное море».
19.
И. Айвазовский «Чесменский бой».
20.
Н. Ромадин «Золотой клен».
21.
М. Утрилло «Старая улица».
22.
Г. Нисский «Перед Москвой».
23.
Н. Волков «Мокрый снег. Площадь Свердлова».
24.
И. Грабарь «Рябинка».
25.
Ю. Ракша «Зимний день» /из серии «Времена года»/
26.
Ф. Васильев «Рассвет».
27.
Б. Щербаков «Вихри грозовые».
28.
Ф. Алексеев «Вид дворцовой набережной от Петропавловской крепости».
29.
В. Дмитриевский «Улыбка весны».
Перечень репродукций (натюрморт)
1.
И. Машков «Снедь московская. Хлебы».
2.
И. Машков «Натюрморт с самоваром».
3.
И. Сущенко «Рябина».
4.
И. Сущенко «Охотничий натюрморт».
5.
А. Добреков «Собака у корзины с битой дичью».
6.
Н. Жуков «Розы».
Перечень репродукций (жанровая живопись)
1.
Б. Кустодиев «Масленица».
2.
Б. Кустодиев «Балаганы».
3.
А. Пластов «Лето».
4.
А. Ткачев, С. Ткачев «На родной земле».
5.
А. Пластов «Сенокос».
6.
В. Васнецов «Аленушка».
7.
М. Клодт «На пашне».
8.
А. Васнецов «Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало 17 века».
Репродукции картин в цифровом формате (по программе «Образ и мысль)

5

1.3.2 Особенности организации образовательного процесса
Общеразвивающие задачи, решение которых осуществляется в ходе освоения всех
образовательных областей:
1.
развитие психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, речи,
воображения.
2.
освоение позиции субъекта в детских видах деятельности.
3.
развитие мотивационно-потребностной сферы.
4.
формирование и развитие самопознания.
5.
развитие эмоционально-волевых качеств личности.
6.
развитие творческих способностей.
Содержание программы учитывает преемственность, взаимосвязь изобразительного
творчества детей с различными видами деятельности: игровой, экспериментированием,
музыкальной.
Программа «Веселая палитра» не является статичной по своему характеру. Темы
занятий могут видоизменяться в зависимости от поставленной педагогом задачи в
определенный период и в соответствии с высоким или низким уровнем усвоения
программного материала.
Большое значение имеют беседы об изобразительном искусстве. В любом возрасте
предусматривается ознакомление с отдельными произведениями и видами изобразительной
деятельности (графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, пейзаж,
натюрморт, портрет и др.).
Важное значение в программе «Веселая палитра» придается формированию у детей
эстетического отношения к произведениям искусства, отражающим жизненные явления.
Ребенок сопереживает тому, что выражено в художественной форме и, тем самым,
приобщается к миру прекрасного. Эти переживания влияют на моральный облик ребенка,
обогащают его внутренний мир, расширяют круг знаний и представлений, формируют
обоснованные эстетические оценки и суждения: от года к году обогащаются представления
детей о единстве формы и содержания в изобразительном искусстве, о его видах, жанрах и
специфическом языке, о процессе создания художественного произведения.
Исключительно широкие возможности для знакомства с русским изобразительным
искусством разных времен представляют богатейшие собрания всемирно известных
художественных музеев России: Русского музея, Эрмитажа, Государственной
Третьяковской галереи, музея изобразительного искусства имени А.С. Пушкина. Встреча с
искусством и ознакомление с историческими памятниками культуры родного края всегда
праздник для детей, радостное событие, запоминающееся на всю жизнь.
Положительное эмоциональное воздействие художественных произведений побуждает
ребенка к самостоятельной художественно-творческой деятельности, создает условия для
самовыражения личности. Положительный эмоциональный образ, формирующийся на
занятиях изобразительного искусства, способствует становлению не только
изобразительной, но и валеологической культуры ребенка-дошкольника.
Вышеизложенные виды занятий в процессе обучения дополняют друг друга и
проводятся в течение всего года, с учетом временных особенностей, календарных дат, не
остаются без внимания и интересы детей.
Основная цель занятий по рисованию, согласно данной программе, — это развитие
творческих способностей детей, обучение изображению предметов и явлений как средство
образного отражения жизненных явлений. Деятельность также направлена на развитие у
дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в
результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя
свой замысел, находя средства для его воплощения.
Связи по направлениям развития детей
Речевое развитие

В совместной деятельности используется прием комментированного рисования
6

В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор
с детьми, дети друг с другом обсуждают свою работу

Использование художественного слова
Познавательное развитие

Для занятий по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка,
позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты
обобщения

На занятиях дети узнают о различных явлениях природы и т.д.
Сенсорное развитие

Занятия по изодеятельности
способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их
пространственном расположении
Художественно-эстетическое развитие (музыкальное)

Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений

Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления
для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств
Физическое развитие

Использование физкультминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения
и предупреждению нарушения осанки
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы
Развитие
изобразительной
деятельности
дошкольников
проводится
на
подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе, где основными формами работы с
детьми являются:

Игры

Беседы

Наблюдения в живой и неживой природе

Рассматривание иллюстраций, репродукций картин (пейзажей, портретов,
натюрмортов, жанровых зарисовок), скульптуры малой формы

Составление натюрмортов

Чтение стихов, потешек
Приемы: обследовательские действия, помощь, указание, подсказка.
Формы проведения итогов реализации программы

Выставки

Конкурсы


1.4 Планируемые результаты освоения Программы
Предполагаемый результат (от 4 до 5лет)
В рисовании:
использует сочетания цветов и оттенков для создания выразительного образа;
правильно передает в рисунке форму, строение предметов, расположение частей,
соотношение по величине;
изображает в одном рисунке несколько предметов, располагая их на одной линии, на всем
листе, связывать единым содержанием;
создает узоры на полосе, квадрате, круге, розете, ритмично располагая элементы.
В лепке:
лепит предметы, состоящие из нескольких частей, используя приемы оттягивания,
сглаживания, вдавливания, прижимания и примазывания;
использует в работе стеку.
В аппликации:
правильно держит ножницы и действовать ими;
режет по диагонали квадрат и прямоугольник, вырезать круг из квадрата, овал из квадрата
и прямоугольника, делать косые срезы;
составляет узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге,
7

розете, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать.
II Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Учебный план
№
п/п
1.
2.

Вводное занятие
Сентябрь

3.
4.
5.

Октябрь
Ноябрь
Декабрь

4
4
4

1
1
1

3
3
3

6.
7.

Январь
Февраль

3
4

1
1

2
3

8.
9.

Март
Апрель

4
4

1
1

3
3

10.

Май

4

1

3

Год
обучения

3-ий год

Название темы

Дата начала
обучения по
программе
02.09.2024 г.

Количество часов
всего
теория
практика
1
1
4
1
3

Формы контроля

«Как я провел
лето»

«Слепим любимую
игрушку»
Аппликация
«Укрась платок»
Игра «Составь
узор»

2.2 Календарный учебный график
Дата
Всего
Количество
окончания
учебных
учебных
обучения по
недель
часов
программе
30.05.2025 г. 36
36

Режим
занятий

Четверг
16.50-17.30
(по
подгруппам)

2.3 Рабочая программа
2.3.1 Задачи и ожидаемые результаты
Задачи развития (5-ый год жизни)

Поддерживать интерес детей к народному и декоративному искусству, знакомить с
произведениями разных видов изобразительного искусства (живопись, натюрморт,
книжная графика); поощрять интерес детей к изобразительной деятельности.

Расширять тематику детских работ в согласовании с содержанием раздела
«Познавательное развитие»; поддерживать желание изображать знакомые бытовые и
природные объекты, а также явления природы и яркие события общественной жизни
(праздники); учить самостоятельно находить простые сюжеты в окружающей жизни,
художественной литературе; помогать выбирать сюжет коллективной работы.

Обращать внимание детей на образную выразительность разных объектов в
искусстве, природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками народных умельцев,
архитектурные сооружения, природные ландшафты, специально оформленные помещения,
мебель, посуда, одежда, игрушки, книги и т.п.); учить замечать общие очертания и
отдельные детали, контур, колорит, узор; показывать, из каких деталей складываются
8

многофигурные композиции, как по-разному выглядит с разных сторон один и тот же
объект.

Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления,
переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.

Учить передавать характерные особенности изображаемых объектов (городской дом
высокий, многоэтажный, каменный, а деревенский низкий, одноэтажный, деревянный)

Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением
изображения на листе бумаги.

Развивать у детей способность передавать одну и ту же форму или образ в разных
техниках.

Сочетать различные техники изобразительной деятельности (графика, живопись)

Поддерживать интерес к содержанию новых слов: «художник», «музей»,
«выставка», «картина», «скульптура»

Проводить коллективные работы, учить согласовывать свои действия с действиями
других детей (под руководством взрослого).

Консультировать родителей на тему того, как организовать дома изобразительную
деятельность ребенка.

Проявлять уважение к художественным интересам и работам ребенка, бережно
относиться к результатам его творческой деятельности.

Создавать условия для самостоятельного художественного творчества.

В дидактических играх с художественным содержанием учить различать цветовые
контрасты; предлагать размещать цвета по степени интенсивности (до 5 светлотных
оттенков), по порядку размещения цветов в радуге, на цветовой модели (спектральный
круг), соблюдая переходы от одного цвета к другому.

Создавать
условия
для
свободного, самостоятельного, разнопланового
экспериментирования с художественными материалами, изобразительными техниками,
учить детей создавать с натуры или по представлению образы и простые сюжеты,
передавая основные признаки изображаемых объектов, их структуру и цвет; помогать
воспринимать и более точно передавать форму объектов через обрисовывающий жест;
учить координировать движения рисующей руки (широкие движения при рисовании на
большом пространстве бумажного листа, мелкие - для прорисовывания деталей, ритмичные
- для рисования узоров); варьировать формы, создавать многофигурные композиции при
помощи цветных линий, мазков, пятен, геометрических форм.
2.3.2 Календарно-тематическое планирование (5 – ый год жизни)
Сентябрь
Тема 1. «Красивые цветы» (рисунок выполняется гуашью на половине альбомного листа).
Рисование лепестков цветка способом «примакивания». Рассматривание изображения
красивых цветов. Композиционное расположение на листе бумаги.
Тема 2. «Красивые цветы» /аппликация/
Тема 3. «Что такое лето?» (рисунок выполняется карандашами на полном формате листа).
Передавать впечатления о лете доступными средствами. Рисование разных предметов в
соответствии с содержанием рисунка.
Тема 4. «Бабочки и стрекозы» /аппликация/
Тема 5. «Цветные шары» (рисование выполняется акварелью на полном формате листа).
Закрепить умение рисовать предметы овальной и круглой формы.
Тема 6. «Коврики для игрушек» (гуашь).
Уметь проводить прямые ровные линии на одинаковом расстоянии друг от друга.
Октябрь
Тема 1. «Неваляшки гуляют» (на 1/2 листа, карандаши).
Учить различать части предмета по величине, правильно передавать характерные
9

особенности неваляшек.
Тема 2. «Неваляшки» /аппликация/
Тема 3. «Осень, листья с деревьев летят» (гуашь, рисование на полном формате листа).
Учить передавать сезонные особенности осени. Учить рисовать деревья: ветки толстые и
тонкие.
Тема 4.«Золотая осень» /аппликация/
Тема 5.«Укрась красиво блюдечко» (рисование гуашью на круглой форме).
Развивать чувство цвета, желание украсить форму узором. Замечать красивые предметы в
быту. Рисовать, примакивая кисть плашмя.
Тема 6. «Украсим блюдечко» /аппликация/
Тема 7. «Моя любимая игрушка» (1/2 альбомного листа, карандаши). Передавать в рисунке
образ любимой игрушки. Учить передавать особенности предмета в соответствии с
замыслом.
Тема 8. «Моя любимая игрушка» /оригами – собачка/. Учить детей складывать бумагу
определенным способом, создавая образ собачки, дорисовывать недостающие элементы.
Ноябрь
Тема 1. «Веселый вагончик» (на 1/2 альбомного листа, гуашь).
Учить изображать предметы прямоугольной формы, использовать различные цвета при
закрашивании предметов. Уметь закрашивать кистью, не выходя за контуры предмета.
Тема 2. «Веселые вагончики» /аппликация/.
Тема 3. «Овощи на тарелке» (на 1/2 альбомного листа, акварель).
Учить передавать особенности овальной и круглой формы, использовать цвет, характерный
для изображения овощей.
Тема 4. «Консервируем овощи» /аппликация/.
Тема 5. «Кто не спит в осеннем лесу» (полный формат листа, акварель). Развивать у детей
замысел. Чтение стихотворения И. Ивенсен. Рисование животных по желанию (еж, зайчик,
мишка).
Тема 6. «Лепим диких животных» /по желанию – зайчик, мишка, еж/.
Тема 7. «Волшебный ковер-самолет» (карандаши, квадратная форма
листа, бумага тонированная разных цветов).
Выполнять рисунок на основе представленных образов. Использовать тонированную
бумагу.
Тема 8. «Ковер – самолет» /аппликация из разноцветной бумаги/.
Декабрь
Тема 1. «Меня не растили, из снега слепили» (1/2 альбомного тонированного листа, гуашь).
Учить различать и изображать части предмета по величине и называть их: самый большой,
самый маленький, больше, меньше.
Тема 2. «Снеговик» /аппликация/
Тема 3. «Колобок-румяный бок» (полный формат листа, гуашь).
Рисовать эпизод из знакомой сказки. Вызывать эмоциональное отношение к образу,
желание изображать персонажей сказки.
Тема 4. «Украсим фартучек кукле Маше» (рисование на полосе, гуашь). Учить составлять
простой узор на полосе из элементов народного орнамента. Развивать цветовое восприятие.
Тема 5. «Украсим рукавичку» /аппликация из геометрических фигур/.
Тема 6. «Елочные игрушки» /рисование на всем формате листа, гуашь/. Учить , изображать
разные игрушки: шишки, шары, бусы и др.
Тема 7. Лепка снеговика.
10

Тема 8. «Нарисуй то, что хочешь» (полный формат листа, художественные материалы по
выбору).
Развивать художественный замысел детей. Выполнять самостоятельно несложный рисунок,
развивать творческую активность, закрепить полученные ранее знания и умения.
Январь
Тема 1. «Зайчик в новой шубе» (на 1/2 альбомного листа голубого цвета, рисование белой
гуашью).
Закреплять умения рисовать овальную форму. Передавать отличительные особенности
строения и расположения частей тела зайца.
Тема 2. «Наша нарядная елка» (рисование на полном формате листа, гуашь).
Создавать радостное настроение у детей. Отражать в рисунке свои впечатления о
празднике, уметь рисовать игрушки на елке отпечатками пальцев.
Тема 3. «Веселая матрешка» (рисование на форме в виде силуэта сарафана, гуашь разных
цветов).
Уметь самостоятельно украшать сарафан, располагать узор по всему силуэту или внизу по
краю.
Тема 4. «Сказочная птица» (рисование с использованием отпечатка руки, гуашь,
кляксография).
Прикладывая к листу ладонь руки, дети рисуют отпечатком силуэт птицы. Далее кистью
рисунок доводится до совершенства. Развитие творчества, интереса к изоискусству.
Февраль
Тема 1. «Домик для зайки» (рисование на 1/2 альбомного листа, акварель).
Учить изображать прямоугольную форму дома, треугольную крышу. Вносить свои
элементы (окна, занавески на окнах и др.).
Тема 2. «Теремок» /аппликация/.
Тема 3. «Снегопад» (рисование выполняется на полном формате листа голубого цвета с
использованием техники набрызга).
Познакомить детей с новой техникой. Выполнять рисунок, заполняя всю поверхность
листа, вызывать эмоционально приподнятое настроение.
Тема 4. «Дымковские узоры» (рисование на полном формате листа, акварель, гуашь).
Создавать интерес к народной игрушке. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета,
умение рисовать круги, волнистые линии, кольца, полоски.
Тема 5. «Роспись козлика дымковскими узорами». Развивать способность использовать в
росписи дымковские узоры, цвета, характерные для дымки.
Тема 6. «Что бы ты хотел подарить маме 8 Марта» (рисунок на бумаге различных цветов,
художественный материал по выбору детей).
Уметь рисовать красивые цветы, используя умение рисовать круглые и овальные формы,
работая всей кистью и ее концом. Развивать чувство цвета, формы.
Тема 7. «Цветы в вазе» /аппликация/
Тема 8. «Кошка» /оригами/
Март
Тема 1. «Мишка веселый, мишка грустный» (на полном формате листа, акварель).
Вызвать доброжелательное отношение к персонажу, придать образу разное настроение:
грустное — уголки губ опущены; веселое — уголки губ приподняты или вытянуты в
улыбке.
Тема 2. Лепка мишки.
Тема 3. «Снегурочка из леса к нам пришла» (рисование на 1/2 листа, акварель, гуашь).
Вызвать интерес к сказочному образу, стремление передать его в рисунке, использовать
11

мягкие, нежные цвета для передачи образа Снегурочки.
Тема 4. «Роспись лошадки дымковскими узорами» (на силуэтах лошадок, акварель).
Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета. Учить концом кисти наносить точки.
Тема 5. «Я ракету нарисую» (выполнение на тонированном листе).
Рассматривание картинок, открыток и др. Композиционное расположение рисунка, умение
рисовать характерную конусовидную форму ракеты.
Тема 6. «Цветы из полосок» /полоски цветной бумаги/ Способствовать развитию
творческой активности.
Тема 7. «Рыбка» /оригами/
Тема 8. «Рыбки в аквариуме» /акварель, ватман/. Коллективная работа. Воспитывать
чувство ответственности за общее дело, вкус.
Апрель
Тема 1. «Весенние ручейки, яркое солнышко» (рисование на полном формате листа,
акварель).
Воспитывать любовь к природе, стремление передавать в рисунке природные пейзажи,
располагать рисунок на всей плоскости листа, использовать разные приемы рисования.
Тема 2. «Нарисуй то, на чем ты хотел бы покататься» (художественный материал по
выбору, на полном формате листа). Развивать у детей воображение, учить самостоятельно
выбирать содержание рисунка.
Тема 3. «Украшаем кукле платье, рубашку» (силуэты платья, рубашки, акварель).
Учить из знакомых форм и элементов составлять композиционный узор, развивать
творческую активность.
Тема 4. «Одуванчики цветы, словно солнышко, желты» (на круглой форме, зеленого цвета,
желтой гуашью, используя технику тампонирования, дети рисуют одуванчики).
Познакомить детей с новой техникой, с приемами рисования, )азвивать интерес к
изобразительной деятельности.
Тема 5. «Одуванчики» /объемная аппликация/
Тема 6. «Кораблик» /оригами/
Тема 7. «Грибной дождик» /волшебные полоски/. Полоски 1* 19 см. голубого цвета из
бумаги, окно с тучами.
Тема 8. Рисование по замыслу. Развивать творческую активность.
Май
Тема 1. «Цветущий сад» (на полном формате листа, акварель, гуашь, используя технику
набрызга).
Закрепить умение рисовать деревья: ствол, расширяющийся | книзу, ветки толстые и
тонкие. Цветы на веточках рисуются способом / набрызга.
Тема 2. «Сказочные цветы» (на полном формате листа, гуашь различных
цветов, рисование с использованием печатания оттиском). Развивать воображение,
творчество. Учить замечать особенности сказочного образа, его отличие от реального.
Лепестки цветов рису-'ются оттиском круглой формы.
Тема 3. «Цыплята» /по 8 полосок 1*19 см., по 1 полоске 1*28 см. и по одной полоске 1*9,5
см. из плотной бумаги желтого цвета. Воспитывать опрятность, стремление доделывать
начатое дело до конца.
Тема 4. «Цыплята гуляют на траве, ищут червячков» (на круглом формате зеленого цвета
техникой тампонирования),
Закрепить навыки рисования техникой тампонирования. Уметь рисовать круглую форму
тампоном. Композиционно располагать фигурку цыпленка на листе.
Тема 5. «Лягушонок» /оригами/. Сгибать бумагу в определенном порядке и направлении,
чтобы получился лягушонок. Использовать в сюжетных играх.
Тема 6. «Чудо – дерево». /полный формат листа, акварель, цветная бумага/. Использовать
разные способы изобразительной деятельности /рисование, аппликация/, различные
приемы рисования: кляксография, пальчики, рисование нитью, монотипия,
тампонирование/. Развивать фантазию, творческую инициативу.
12

III Оценочные и методические материалы
3.1 Педагогические методики и технологии, дидактические материалы, используемые
при реализации Программы
Основные принципы программы:
Данная программа имеет динамический характер, обязывающий строить учебный
процесс таким образом, чтобы изобразительная деятельность связывалась со всеми
сторонами образовательной работы детского сада, в том числе с познавательным развитием
детей. Программа «Веселая палитра» имеет динамический характер, обязывающий строить
учебный процесс таким образом, чтобы изобразительная деятельность связывалась со
всеми образовательными областями образовательной программы дошкольного
образовательного учреждения, в частности, с областями «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», что
предполагает реализацию принципа интеграции образовательных областей.
Основным принципом программы является сотрудничество детей и взрослых,
признание ребенка полноценным участником образовательных отношений, поддержка
инициативы детей в различных видах деятельности, что предусматривает
заинтересованное, а не механическое усвоение знаний, умений и навыков; особенно важно
соблюдение принципа наглядности. Построение образовательной деятельности по данной
программе происходит на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка
(индивидуализация образования).
Содержание программы соответствует основным положениям возрастной
психологии и дошкольной педагогики, что соответствует принципу возрастной
адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов
возрасту и особенностям развития детей).
Программа «Веселая палитра» предусматривает решение программных
образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной
деятельности детей. Обучение рисованию проводится на коллективных, подгрупповых
занятиях и в индивидуальной работе.
С целью релаксации, наилучшего расслабления, снятия психофизического и
эмоционального напряжения, стимуляции творческих скрытых резервов личности на
занятиях используются фрагменты музыкальных произведений, которые обладают
специфическими эффектами.
Содержание программы выбрано с учетом возрастных, индивидуальных
особенностей детей раннего возраста.
Программа обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих
целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации
которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное
отношение к развитию детей дошкольного возраста.
Особенно важно соблюдение принципа наглядности, посредством которого детям
предоставляется возможность непосредственно знакомиться с объектами окружающей
действительности или их изображением.
Программа основывается на комплексно-тематическом принципе построения
образовательного процесса.
Основным направлением педагогической деятельности является создание
благоприятной среды для поддержки детской инициативы с учетом специфики возраста.
 Условия для реализации собственного замысла.
 Поддержка любых достижений ребенка.
 Поощрение самостоятельной деятельности.
 Помощь в нахождении способов реализации собственных целей.
 Поддержка стремления научиться делать что-то.
 Помощь в затруднительных ситуациях.
 Не критиковать.
 Поощрение умения строить собственные умозаключения.
13



Создание благоприятного микроклимата в группе, проявление доброжелательности ко
всем детям.
 Уважение индивидуальных вкусов и привычек детей.
 Поддержка реализации собственных замыслов, оказание помощи в понимании
значимости и полезности от реализации задуманного.
 Создание условий для разнообразной творческой деятельности по интересам.
 Создание условий для работы в парах, группах, коллективе.
 Введение адекватной оценки продукта деятельности.
 Оказание помощи в исправлении ошибок, выборе способов исправления.
 Создание ситуаций, в которой ребенок может проявить свою компетентность.
 Поддержка чувства гордости за свой труд.
В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки,
пальцев, рисование пластилином, рисование с использованием природного материала,
тампонирование и др.
Выбор методов и приемов педагогического руководства определяется целями и
задачами конкретного занятия, и содержанием обучения. В формировании творческой
активности большое значение имеет взаимодействие художественного слова, музыки,
изобразительного искусства, поэтому доминирующая часть занятий носит комплексный
характер. Содержание занятий дается дифференцированно, с учетом возрастных
особенностей детей.
3.2 Информационные источники, используемые при реализации Программы
1.
Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской
Федерации».
2.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования /приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013 г./.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. № 1441
«Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг», уставом ГБДОУ.
6.
Ванюшкина Л.М. и др. Программа «Кругозор» с методическими рекомендациями: Для
дошкольных общеобразовательных учреждений. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2006.
7.
Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. «От рождения до школы». Примерная
основная образовательная программа дошкольного образования. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,
2015.
8.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование,
конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний, младший, средний, старший
возраст, подготовительная к школе группа.-: Карапуз, 2009.
9.
Изобразительная деятельность в детском саду: Программа и методические
рекомендации.М., Мозаика-Синтез, 2007
10.
Обучение дошкольников технике рисования. Комарова Т. С. М, Педагогическое
общество России, 2007
14

3.3 Система контроля результативности обучения по Программе
В соответствии с ФГОС ДО целевых ориентиров не подлежат непосредственной
оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются
основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не
являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям
образовательной деятельности и подготовки детей.
Цель: оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится
педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки
индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой
эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего
планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в
спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для
педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для
решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком
необходимыми навыками и умениями:
1 балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не
принимает;
2 балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
3 балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
4 балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все
параметры оценки;
5 баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год - в начале и конце
учебного года.
Средний возраст
Умения: изображает предметы путем отчетливых форм, пропорций, фактуры, подбора
цвета, аккуратного закрашивания, приклеивания, использования разных материалов.
Объединяет предметы в сюжеты.
Знаком с элементами некоторых видов народного прикладного творчества, может
использовать их в своей творческой деятельности.
Умеет с помощью характерных деталей передавать образную выразительность.
Умеет прищипывать, оттягивать, сплющивать, вытягивать, сглаживать, вдавливать
пластический материал.
Умеет правильно держать ножницы, разрезать бумагу по прямой, вырезать круглую
форму из квадрата; умеет работать с клеем.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение, анализ продуктов деятельности.
Материал: Краски гуашь, акварель, кисти, восковые мелки, цветные карандаши,
бумага, раскраски, фломастеры. Пластилин или глина. Цветная бумага, ножницы, клей.
Листы бумаги с изображенными на них геометрическими фигурами (для «оживления»).
Форма проведения: подгрупповая.
Задание: 1. «Нарисуй лето». 2. «Слепим урожай». 3. Аппликация «Коврики для котят».
4. Игра «Оживи».

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».