Дополнительная общеразвивающая программа "Веселая палитра" старшая группа 2024-2025 учебный год

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 61 Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Ягодка»

ПРИНЯТА
Педагогическим советом ГБДОУ д/с № 61
«Ягодка»
Протокол № 1 от «29» августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНА
приказом № 34од/о от «29» августа 2024 г.
Заведующий ГБДОУ д/с № 61 «Ягодка»
_____________Шевченко О.В.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ВЕСЕЛАЯ ПАЛИТРА»

Возраст обучающихся: от 5 до 6 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик: Кутузова Л.Г., педагог
дополнительного образования

Санкт-Петербург
2023 год

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

№
п/п

1.1
1.2
1.3
1.3.1
1.3.2
1.4
2.1
2.2
2.3
2.3.1
2.3.2
3.1
3.2
3.3

СОДЕРЖАНИЕ
I. Основные характеристики Программы
Пояснительная записка
Направленность, актуальность, отличительные особенности, адресат
Программы
Цель и задачи Программы
Условия реализации Программы
Материально-технические условия реализации Программы
Особенности организации образовательного процесса
Планируемые результаты освоения Программы
II. Комплекс организационно-педагогических условий
Учебный план
Календарный учебный график
Рабочая программа
Задачи и ожидаемые результаты
Календарно-тематическое планирование работы (6-ой год жизни)
III. Оценочные и методические материалы
Педагогические методики и технологии, дидактические материалы,
используемые при реализации программы
Информационные источники, используемые при реализации
программы
Система контроля результативности обучения

Страница

3
3
4
4
5
7
8
8
8
8
9
13
15
15

2

I. Основные характеристики Программы
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Веселая палитра» (далее –
Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в РФ», Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 31.03.2022 года
№ 678-р, а также с учетом профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты РФ от 22.09.2022 года № 652н и распоряжения Комитета по
образованию СПб от 25 августа 2022 года № 1676-р «Об утверждении критериев оценки
качества дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
и
индивидуальными
предпринимателями Санкт-Петербурга».
Направленность Программы: художественная. Современного дошкольника
характеризует неразвитость тонкой моторики руки, отсутствие графических навыков, что
свидетельствует не только о дефиците графических двигательных умений, но и о
несформированности определенных мозговых структур ребенка, ответственных за
формирование общей произвольности. Низкий уровень произвольности как в умственной,
так и в двигательной сфере дошкольника является одним из наиболее тревожных факторов.
Деятельность, направленная на художественно-эстетическое развитие ребенка, формирует
личность, поэтому оно должно пронизывать всю жизнь ребенка, в этом ее актуальность.
Одним из видов художественно – творческой деятельности является изобразительная.
Основными условиями успешного руководства развитием изобразительной
деятельности детей дошкольного возраста является опора на то содержание, которое
интересно ребенку, эмоционально значимо для него, есть в его еще совсем небольшом
опыте. Отличительные особенности Программы: данная программа предусматривает
личностно-ориентированный подход к воспитанникам через интеграцию образовательных
областей. «Познавательное развитие». На занятиях используется прием комментированного
рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный
разговор с детьми, дети друг с другом обсуждают свою работу. Использование на занятиях
художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, дети
способны усвоить много новых слов и выражений. «Социально-коммуникативное
развитие». Для занятий по изодеятельности подбираются сюжеты, близкие опыту
ребенка, которые позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их. На
занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.
«Художественно-эстетическое развитие». Программа позволяет расширить возможности
образовательной области «художественно-эстетическое развитие». Занятия по
изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве
предметов и их пространственном расположении. Рисование по передаче восприятия
музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам,
музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа,
выражения собственных чувств. «Физическое развитие». Использование физминуток,
пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки. В
образовательный процесс включены разные формы работы по приобщению детей к
истории и культуре Санкт-Петербурга, знакомство с культурой и бытом русского народа.
Большое внимание уделяется патриотическому воспитанию детей.
Адресат Программы: дети дошкольного возраста от 5 до 6 лет.
1.2 Цель и задачи Программы
Основной целью при обучении детей дошкольного возраста изобразительной
деятельности является развитие у них интереса и желания заниматься ею. Красоту
цветовых пятен, выразительность линий, объемность пластических образов дети познают
прежде всего в процессе собственного художественного опыта. Орудийно – материальный
характер изобразительной деятельности требует внимания к развитию моторики руки. Это
не технический вопрос, а задача формирования самой способности к изобразительной
3

деятельности.
Для детей дошкольного возраста основной целью данной программы является
воспитание у ребенка нравственно здорового отношения к природе, к человеческому
обществу, окружающему миру в целом через изобразительное искусство.
Учитывая плавный переход от возраста к возрасту, программа выдвигает следующие
задачи:
 Создание положительного эмоционального отношения у детей к своей продуктивнохудожественной деятельности.
 Через развивающее обучение — формирование всесторонне развитой личности.
 Создание необходимых условий для самореализации творческого потенциала через
созданную развивающую среду.
 Приобщение детей к истокам мировой и национальной культуры через ознакомление
детей с произведениями изобразительного искусства.
Для выполнения поставленных задач предусмотрены 4 вида основных занятий
 рисование с натуры (предметное).
 Рисование, лепка, аппликация на различные темы (сюжетное).
 декоративное рисование, декоративная аппликация, рельефная лепка.
 Рисование, лепка, аппликация по замыслу (творческие задания).
1.3 Условия реализации Программы
Режим занятий
6-ой год жизни – 25 минут
Объем и сроки освоения Программы: занятия проводятся один раз в неделю в вечерний
отрезок времени.
1.3.1 Материально-технические условия реализации Программы
Одним из важных условий реализации данной программы является создание
необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования культуры и
творческой личности ребенка.
В учреждении созданы условия для развития изобразительной деятельности
дошкольников: изостудия имеет необходимое оборудование, включающее в себя
мольберты, столы, доски для рисования; наборы изобразительных инструментов и
материалов (кисти, пастель, сангина, восковые мелки); разную по фактуре, размеру, цвету
бумагу, материалы, используемые в нетрадиционных техниках рисования. Кроме того, в
среде развития представлены муляжи, репродукции картин известных художников.
Перечень репродукций (портреты)
1.
З. Серебрякова
2.
Б. Э. Мурильо «Мальчик с собакой».
3.
П.-О. Ренуар «Девочки за чтением».
4.
Д. Гирландайо «Портрет Джованны Торнабуони».
5.
П. Соколов «Портрет А.С. Пушкина».
6.
И. Репин «Отдых».
7.
Б. Кустодиев «Портрет Ю. Е. Кустодиевой с дочерью Ириной».
8.
В. Серов «Дети».
9.
Н. Жуков «Леночка».
10.
А. Лактионов «Портрет О. Н. Лактионовой».
11.
В. Борисов – Мусатов «Водоем».
12.
Н. Жуков «Пять косичек».
13.
И. Репин «Портрет писателя Л.Н. Толстого».
14.
А. Герасимов «Портрет народной артистки СССР Аллы Константиновны
Тарасовой».
15.
Ф. Рокотов «Портрет Александры Петровны Струйской».
16.
В. Перов «Спящие дети».
4

17.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

В. Серов «Портрет артистки Марии Николаевны Ермоловой».
Перечень репродукций (пейзаж)
К. Юон «Троицкая лавра зимой».
К. Юон «Конец зимы. Полдень».
И. Левитан «Золотая осень».
И. Левитан «Вечерний звон».
И. Левитан «Сумерки. Стога».
И. Левитан «Свежий ветер. Волга».
Н. Соколов «Вечер в Абрамцеве».
А. Саврасов «Волга».
А. Саврасов «Грачи прилетели».
И. Горюшкин – Сорокопудов «Сцена из 17 столетия».
И. Шишкин «Дубы».
И. Шишкин «Вид на острове Валааме».
И. Левитан «Осенний день. Сокольники».
И. Левитан «Март».
И. Левитан «Владимирка».
Р. Зверьков «Осинки».
В. Верещагин «В горах Алатау».
И. Айвазовский «Черное море».
И. Айвазовский «Чесменский бой».
Н. Ромадин «Золотой клен».
М. Утрилло «Старая улица».
Г. Нисский «Перед Москвой».
Н. Волков «Мокрый снег. Площадь Свердлова».
И. Грабарь «Рябинка».
Ю. Ракша «Зимний день» /из серии «Времена года»/
Ф. Васильев «Рассвет».
Б. Щербаков «Вихри грозовые».
Ф. Алексеев «Вид дворцовой набережной от Петропавловской крепости».
В. Дмитриевский «Улыбка весны».
Перечень репродукций (натюрморт)
И. Машков «Снедь московская. Хлебы».
И. Машков «Натюрморт с самоваром».
И. Сущенко «Рябина».
И. Сущенко «Охотничий натюрморт».
А. Добреков «Собака у корзины с битой дичью».
Н. Жуков «Розы».
Перечень репродукций (жанровая живопись)
Б. Кустодиев «Масленица».
Б. Кустодиев «Балаганы».
А. Пластов «Лето».
А. Ткачев, С. Ткачев «На родной земле».
А. Пластов «Сенокос».
В. Васнецов «Аленушка».
М. Клодт «На пашне».
А. Васнецов «Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало 17 века».
Репродукции картин в цифровом формате (по программе «Образ и мысль)

1.3.2 Особенности организации образовательного процесса
Общеразвивающие задачи, решение которых осуществляется в ходе освоения всех
образовательных областей:
1.
развитие психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, речи,
воображения.
5

2.
освоение позиции субъекта в детских видах деятельности.
3.
развитие мотивационно-потребностной сферы.
4.
формирование и развитие самопознания.
5.
развитие эмоционально-волевых качеств личности.
6.
развитие творческих способностей.
Содержание программы учитывает преемственность, взаимосвязь изобразительного
творчества детей с различными видами деятельности: игровой, экспериментированием,
музыкальной.
Программа «Веселая палитра» не является статичной по своему характеру. Темы
занятий могут видоизменяться в зависимости от поставленной педагогом задачи в
определенный период и в соответствии с высоким или низким уровнем усвоения
программного материала.
Большое значение имеют беседы об изобразительном искусстве. В любом возрасте
предусматривается ознакомление с отдельными произведениями и видами изобразительной
деятельности (графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, пейзаж,
натюрморт, портрет и др.).
Важное значение в программе «Веселая палитра» придается формированию у детей
эстетического отношения к произведениям искусства, отражающим жизненные явления.
Ребенок сопереживает тому, что выражено в художественной форме и, тем самым,
приобщается к миру прекрасного. Эти переживания влияют на моральный облик ребенка,
обогащают его внутренний мир, расширяют круг знаний и представлений, формируют
обоснованные эстетические оценки и суждения: от года к году обогащаются представления
детей о единстве формы и содержания в изобразительном искусстве, о его видах, жанрах и
специфическом языке, о процессе создания художественного произведения.
Исключительно широкие возможности для знакомства с русским изобразительным
искусством разных времен представляют богатейшие собрания всемирно известных
художественных музеев России: Русского музея, Эрмитажа, Государственной
Третьяковской галереи, музея изобразительного искусства имени А.С. Пушкина. Встреча с
искусством и ознакомление с историческими памятниками культуры родного края всегда
праздник для детей, радостное событие, запоминающееся на всю жизнь.
Положительное эмоциональное воздействие художественных произведений побуждает
ребенка к самостоятельной художественно-творческой деятельности, создает условия для
самовыражения личности. Положительный эмоциональный образ, формирующийся на
занятиях изобразительного искусства, способствует становлению не только
изобразительной, но и валеологической культуры ребенка-дошкольника.
Вышеизложенные виды занятий в процессе обучения дополняют друг друга и
проводятся в течение всего года, с учетом временных особенностей, календарных дат, не
остаются без внимания и интересы детей.
Основная цель занятий по рисованию, согласно данной программе, — это развитие
творческих способностей детей, обучение изображению предметов и явлений как средство
образного отражения жизненных явлений. Деятельность также направлена на развитие у
дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в
результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя
свой замысел, находя средства для его воплощения.
Связи по направлениям развития детей
Речевое развитие

В совместной деятельности используется прием комментированного рисования

В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор
с детьми, дети друг с другом обсуждают свою работу

Использование художественного слова
Познавательное развитие

6

Для занятий по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка,
позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты
обобщения

На занятиях дети узнают о различных явлениях природы и т.д.
Сенсорное развитие

Занятия по изодеятельности
способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их
пространственном расположении
Художественно-эстетическое развитие (музыкальное)

Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений

Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления
для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств


Физическое развитие

Использование физкультминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения
и предупреждению нарушения осанки
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы
Развитие
изобразительной
деятельности
дошкольников
проводится
на
подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе, где основными формами работы с
детьми являются:

Игры

Беседы

Наблюдения в живой и неживой природе

Рассматривание иллюстраций, репродукций картин (пейзажей, портретов,
натюрмортов, жанровых зарисовок), скульптуры малой формы

Составление натюрмортов

Чтение стихов, потешек
Приемы: обследовательские действия, помощь, указание, подсказка.
Формы проведения итогов реализации программы

Выставки

Конкурсы
1.4 Планируемые результаты освоения Программы
Предполагаемый результат (от 5 до 6 лет)
В рисовании:
регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направление движения руки в
зависимости от формы изображаемого предмета или декоративного элемента;
использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов;
рисовать по представлению и с натуры овощи и фрукты, игрушки, передавая их форму и
строение;
располагать изображения на всем листе, на одной линии и на широкой полосе;
использовать линии разной интенсивности как средство выразительности, рисовать
волнистыми линиями, короткие завитки и травинки слитным, и плавным движением;
создавать узоры по мотивам народного декоративно — прикладного искусства;
расписывать глиняные изделия, используя цветовую гамму и элементы узора;
отражать в рисунке несложный сюжет, передавая картины окружающей жизни;
В лепке:
лепить предметы по мотивам народных игрушек и керамических изделий, фигуру человека
и животных в движении, применять различные способы;
использовать в работе стеку;
В аппликации:
использовать прием симметричного вырезывания из бумаги, сложенной вдвое, срезая
расширяющуюся книзу полоску и гармошкой.
7

сочетать способ вырезания с обрыванием для создания выразительного образа;
выполнять работу по представлению и с натуры.

№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.

6.
7.
8.
9.
10.

Год
обучения

4-ый год

II Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Учебный план
Название темы
Количество часов
Формы контроля
всего
теория
практика
Вводное занятие
1
1
«Волшебные
Сентябрь
4
1
3
узоры»
Октябрь
4
1
3
Ноябрь
4
1
3
Декабрь
4
1
3
«Заколдован
невидимкой,
дремлет лес…»
Январь
3
1
2
Февраль
4
1
3
Аппликация
«Барышни гуляют»
Март
4
1
3
Рисуем человека
Апрель
4
1
3
Май

Дата начала
обучения по
программе
02.09.2024 г.

4

1

3

2.2 Календарный учебный график
Дата
Всего
Количество
окончания
учебных
учебных
обучения по
недель
часов
программе
30.05.2025 г. 36
36

Режим
занятий

Понедельник

2.3 Рабочая программа
2.3.1 Задачи и ожидаемые результаты
Задачи развития (6-ой год жизни)

Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного
наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции)
адекватными изобразительно-выразительными средствами. Движение от простого образапредставления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного
к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под
влиянием взрослых, передающих детям основы культуры.

Исходя из этого, воспитатель ставит перед собой и творчески реализует целый
комплекс взаимосвязанных задач.

Знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика,
народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура) для обогащения зрительных
впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок.

Обращать внимание детей на образную выразительность разных объектов в
искусстве, природном и бытовом окружении; учить замечать общие очертания и отдельные
8

детали, контур, колорит, узор; показывать, из каких деталей складываются многофигурные
композиции, как по-разному выглядит с разных сторон один и тот же объект.

Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления,
переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.

Обогащать содержание изобразительной деятельности в соответствии с задачами
познавательного и социального развития детей старшего дошкольного возраста;
инициировать выбор сюжетов о семье, жизни в детском саду, а также о бытовых,
общественных и природных явлениях (воскресный день в семье, детский сад на прогулке,
профессии близких взрослых, любимые праздники, средства связи в их атрибутном
воплощении, ферма, зоопарк, лес, луг, аквариум, герои и эпизоды из любимых сказок и
мультфильмов).

Учить детей грамотно отбирать содержание рисунка («населять» лес, водоём,
пустыню соответствующими обитателями, на лугу изображать ромашки, васильки,
колокольчики, а в саду - розы, астры, тюльпаны).

Поддерживать желание передавать характерные признаки объектов и явлений на
основе представлений, полученных из наблюдений или в результате рассматривания
репродукций, фотографий, иллюстраций в детских книгах и энциклопедиях; отражать в
своих работах обобщённые представления о цикличности изменений в природе (пейзажи в
разное время года).

Совершенствовать изобразительные умения во всех видах художественной
деятельности: продолжать учить передавать форму изображаемых объектов, их
характерные признаки, пропорции и взаимное размещение частей; передавать несложные
движения (птичка летит, кукла пляшет, кошка подкрадывается к мышке, спортсмен бросает
мяч рукой или отбивает ногой), изменяя статичное положение тела или его частей
(приподнятые крылья, поднятые или расставленные в стороны руки; согнутые в коленях
ноги); при создании сюжета передавать несложные смысловые связи между объектами,
стараться показать пространственные взаимоотношения между ними (рядом, сбоку, вверху,
внизу), используя для ориентира линию горизонта.

Поддерживать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники, помогать
осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способы изображения

Формировать представления о художественных ремеслах, знания о том, какими
материалами и инструментами пользуются мастера.

Совершенствовать технику гуашевыми красками (смешивать краски, чтобы
получать новые цвета и оттенки; легко, уверенно пользоваться кистью - умело проводить
линии в разных направлениях, в декоративном рисовании создавать элементы узора всем
ворсом кисти или концом); учить рисовать акварельными красками; показать возможность
цветового решения одного образа с помощью нескольких цветов или их оттенков.
2.3.2 Календарно-тематическое планирование (6-ой год жизни)
Сентябрь
Тема 1. «Что такое наше лето?» (художественный материал по выбору).
Оживить в памяти детей впечатления о летнем отдыхе. Создать творческую атмосферу на
занятии, учить передавать замысел в рисунке доступными средствами.
Тема 2. «Осенний натюрморт» (акварель).
Познакомить детей с жанром натюрморта. Выполнить рисунок несложного натюрморта на
осеннюю тематику. Подбирать цвета близкие к реальным краскам предмета.
Тема 3. «Что можно купить в овощном магазине» (акварель).
Уточнить представления детей о форме овощей, их характерных особенностях
(углублениях, вытянутости). Учить передавать это в рисунке, добиваться большего
сходства.
Тема 4. «Собираем урожай» (акварель).
Учить изображать фигуру человека в движении, соблюдать пропорции, расположение
частей тела.
9

Тема 5. «Расцвели ромашки на платке» (акварель).
Учить детей составлять узор на квадрате, заполняя углы и середину, рисование точек
концом кисти, развивать чувство симметрии.
Тема 6. «Золотые, тихие рощи и сады» (акварель).
Развивать эстетическое восприятие, учить передавать разные по форме и строению деревья,
располагать изображение на широкой полосе или на всем листе.
Тема 7. «Кто живет в аквариуме» (акварель, с использование техники «цветные ниточки»).
Вызвать интерес к образу, стремление передавать его разными способами. Использовать
для рисования водорослей технику «цветные ниточки».
Тема 8. «Расписные тарелочки» (рисование на круглой форме, карандаши).
Развивать умение ритмично располагать узор на тарелке, чередовать элементы,
согласовывать цвет узора и фона.
Октябрь
Тема 1. «Рисуем пароход» (акварель).
Учить вычленять основные части предмета, называть и определять их форму, по сходству с
геометрической. Передавать в рисунке форму, относительную величину, расположение
частей.
Тема 2. «Путешествие в страну сказок» (акварель).
Развивать творчество, воображение. Знакомить детей с книжными иллюстрациями разных
авторов, рисование иллюстрации к сказке, выбор сюжета.
Тема 3. «Осень, облетает весь наш бедный сад» (художественный материал по выбору).
Рассматривание репродукций с изображением осенних пейзажей. На основе картин и
собственных наблюдений уметь рисовать осеннюю картинку.
Тема 4. «Осенний ковер» (акварель).
Учить выполнять рисунок в одной цветовой гамме. Передавать в узоре осенний колорит.
Использовать растительные элементы, поощрять творчество.
Тема 5. «Дует сильный ветер» (карандаши).
Развитие наблюдательности, интереса к окружающей природе, уметь замечать, как ветер
наклоняет стволы деревьев, учить передавать это в рисунке.
Тема 6. «Царевна-лягушка» (карандаши).
Рассматривание разнообразных иллюстраций с изображением этой героини, какие
применяются средства выразительности для передачи образа.
Тема 7. «Волшебные узоры» (художественный материал по выбору).
Самостоятельный и творческий подход к работе, аккуратность в работе, учить работать не
торопясь.
Тема 8. «Ветер по морю гуляет» (художественный материал по выбору). Рисование
эпизода из сказки. Самостоятельный выбор сюжета.
Ноябрь
Тема 1. «Под соснами, под елками лежит...» — рисование ежика (карандаши).
Учить детей правильно определять форму частей тела ежа, выделять характерные
особенности, правильно закрашивать рисунок.
Тема 2. «Я — художник» (художественный материал по выбору).
Рассматривание картин, ознакомление с произведениями известных художников.
Рисование по мотивам представленных картин.
Тема 3. «Русские матрешки» (гуашь, акварель).
Правильно передавать пропорции предметов по величине (большая и маленькая). Красиво
украшать узором из цветов, листиков и др.
Тема 4. «Белеет парус одинокий» (акварель).
Учить смешивать краски путем вливания цвета в цвет. Располагать композиционно
рисунок на листе, закреплять навыки пользования акварелью.
Тема 5. «Украсим закладку для книги сказок» (художественный материал по выбору).
Уметь составлять несложный узор из форм растительного и животного содержания
(бабочки, цветы и т. п.) Красиво располагать узор на полосе.
Тема 6. «Дети делают зарядку» (карандаши, мелки).
10

Передавать относительную величину частей тела, общее строение фигуры человека,
изменения положения рук и ног в физкультурных упражнениях. Развивать
наблюдательность.
Тема 7. «Салфетка для мамы» (рисование с использованием техники «граттаж»). Уметь
украшать узором круглую форму, выделять центр края, чередовать повторяющиеся
элементы узора.
Тема 8. «Красит синью мороз в окнах незабудки»(акварель, гуашь).
Закрепить знания холодной гаммы цветов. Учить создавать декоративную композицию из
зимних узоров, развивать эстетическое восприятие.
Декабрь
Тема 1. «Чебурашка» (карандаши).
Развивать эмоциональный отклик на изображение героя мультипликационного фильма.
Закреплять умение рисовать круглую и овальную форму, передавать характерные
особенности.
Тема 2. «Мы путешествуем» (акварель).
Учить изображать разные виды транспорта, передавать форму, основные части, детали
и их величину и расположение.
Тема 3. «Путешествие в мир искусства» (акварель).
Знакомить детей с различными жанрами и видами изобразительного искусства (графика,
скульптура, живопись). Особенности и отличия видов искусства.
Тема 4. «Волшебные цветы» (акварель).
Развивать творческую активность, изображать в рисунке цветы, отличающиеся от
реального изображения.
Тема 5. «Зимний ковер» (акварель, гуашь).
Передавать образ зимы декоративными узорами, выбирать холодную гамму цветов для
составления узора зимнего ковра.
Тема 6. «Заколдован невидимкой, дремлет лес» (акварель, восковые
мелки).
Рассматривание репродукций с изображением зимних пейзажей. Выполнять работу с
использованием восковых мелков.
Тема 7. «Сказочный дворец» (акварель).
Учить создавать сказочные образы. Закрепить умение рисовать основу здания и
придумывать украшающие детали. Учить делать карандашный рисунок.
Тема 8. «Наш новогодний праздник» (карандаши, гуашь).
Учить намечать содержание рисунка, использовать яркие цвета для передачи веселого
праздника, изображать персонажей, объединенных общим содержанием.
Январь
Тема 1. «Кружевные снежинки» (тушь, гуашь, использование техники «граттаж»).
Учить рисовать узор на форме «розетта», придумывать детали, элементы узора по своему
желанию. Выполнять работу в технике «граттаж».
Тема 2. «Ели на опушке, до небес макушки» (карандаши).
Передавать в рисунке изображение ближних и дальних деревьев, занимая большую часть
бумаги, различия старых и молодых деревьев по высоте, их характерное строение и
окраску.
Тема 3. «Пришельцы с другой планеты» (гуашь, акварель).
Развивать воображение, чтение фантастических рассказов, создавать замысел, желание
передавать задуманное.
Тема 4. «Книжная графика Е. И. Чарушина, Е. Рачева» (тушь, акварель, гуашь).
Познакомить детей с иллюстрациями художников, обратить внимание на технику
рисования животных.
Тема 5. «Озябли пташки малые, голодные, усталые» (акварель).
Передавать в рисунке особенности строения птицы, расположение частей, окраску
оперения, хвоста, крыльев, воспитывать любовь к природе.
Тема 6. «Петя-петушок» (карандаши).
11

Передавать овальную и круглую форму, соблюдать соотношение частей тела птицы, их
расположение. Вызвать интерес к образу.
Тема 7. «Три медведя» (акварель).
Учить передавать сказочные образы трех медведей, связать содержание рисунка с образом
дремучего леса.
Тема 8. «Золотая хохлома» (акварель).
Знакомство с хохломской росписью. Развивать художественный вкус. Учить приемам
хохломской росписи, рисование кистью тонких элементов, завитков.
Февраль
Тема 1. «Рисуем узор для стаканчика» (акварель, гуашь).
Учить детей расписывать посуду по мотивам хохломской росписи, развивать эстетическое
восприятие, чувство ритма и цвета.
Тема 2. «Клоуны» (художественный материал по выбору). Чтение стихотворения «Цирк»
С. Михалкова. Подбор цветов для передачи праздничной атмосферы циркового
представления, учить передавать движения клоунов.
Тема 3. «Пингвины в Антарктиде» (акварель).
Передавать в рисунке особенности строения пингвинов, правильно располагать
изображение частей тела, соблюдать пропорции, характерную окраску.
Тема 4. «Дворец Мороза Ивановича» (акварель).
Выполнять рисунок в холодных тонах, закреплять навыки пользования акварелью,
использовать в рисунке декоративные элементы.
Тема 5. «Заиндевелое дерево» (акварель, гуашь с использованием пенопласта).
Дети рисуют дерево в зимнем лесу. Пенопласт используют для передачи изображения
заснеженного дерева, сугробов.
Тема 6. «Наша армия сильна, охраняет мир она» (художественный материал по выбору).
Воспитывать любовь и уважение к Российской Армии, интерес к различным родам войск,
упражнять в рисовании фигуры человека.
Тема 7. «Дымковская фантазия» (гуашь, акварель).
Закрепить представления о характере и особенностях дымковской народной игрушки.
Учить рисовать элементы узоров, используя характерные цвета.
Тема 8. «Барышни гуляют» (силуэты барышень, гуашь, акварель).
Закрепить впечатления, полученные на предыдущем занятии. Украшать силуэты
характерными узорами для дымковской росписи, развитие творчества.
Март
Тема 1. «Портрет мамы» (гуашь).
Познакомить детей с жанром портрета. Вызвать интерес к изображаемому.
Тема 2. «Рисуем зебру» (карандаш, акварель).
Рисовать с натуры игрушку, передавая характерное строение, величину пропорций.
Закреплять навык рисования легкой линией.
Тема 3. «Жираф» (карандаши).
Передавать отличительные черты животного: длинная шея, ноги, необычная окраска.
Тема 4. «Какие домики у трех поросят» (карандаши).
Учить отражать в рисунке несложный сюжет, передавать "характерные особенности
предметов, красиво располагать на листе |бумаги, закреплять графические навыки.
Тема 5. «Наш город» (акварель, гуашь).
Передавать различные по высоте дома, располагать окна на одном уровне, заполнять
рисунок деталями
Тема 6. «Составь узор из весенних цветов» (акварель, гуашь).
Создавать композицию узора из знакомых элементов, изображений весенних цветов.
Тема 7. «Краски радуги» (акварель).
Познакомить детей с цветами радуги, с основными дополнительными цветами:
хроматическими и ахроматическими, уметь пользоваться палитрой.
Тема 8. «Мой добрый маленький друг» (акварель).
Рисование домашних животных с предварительным выполнением графических набросков.
12

Рассматривание картин, фотографий животных.
Апрель
Тема 1. «Апрель, апрель — на дворе звенит капель» (акварель).
Воспитывать любовь к природе, учить замечать ее изменения, рассматривание
картин И. Левитана, И. Грабаря.
Тема 2. «Труд людей весной» (карандаши, мелки).
Учить изображать фигуру человека в динамических позах, в сезонной одежде.
Тема 3. «Весенний ковер» (акварель).
Развивать воображение, чувство цвета, учить составлять композицию узора,
передавать колорит весенних цветов.
Тема 4. «Летим на ракете» (гуашь).
Уметь самостоятельно передавать конусовидную форму ракеты. Рисовать
звездное небо, летящую ракету, уметь выразить свое отношение к выполняемой работе.
Тема 5. «Кем я стану?» (акварель).
Учить передавать пропорции человека, соотношение частей тела, отражать в
рисунке характерные черты различных профессий.
Тема 6. «Березка в весеннем наряде» (акварель). Передавать в рисунке отличительные
особенности ствола, веток, сезонные изменения дерева, развивать наблюдательность.
Тема 7. «Бабочки на лугу» (рисование гуашью с использованием техники «монотипия»).
Дать понятие «симметрия» на примере бабочки. Применять новую технику в работе.
Тема 8. «Сказочный домик» (акварель, гуашь).
Создавать в рисунке образ сказочного домика, уметь передавать отличие сказочного дома
от реального, развивать творчество.
Май
Тема 1. «Весенний дождь» (карандаши).
Учить пользоваться разнообразными приемами передачи в рисунке природного
явления.
Тема 2. «О чем может рассказать иллюстрация» (акварель, гуашь). Создавать замысел,
интерес к изображаемому, знакомить с иллюстрациями различных художников.
Тема 3. «Цветные страницы» (акварель).
Рисование по стихотворению «Цветные страницы». Учить рисовать с использованием
одного или двух цветов и их оттенков, развивать воображение.
Тема 4. «Гуси-лебеди» (акварель).
Рисование лебедя с использованием графитного карандаша, для создания
контурного изображения, с последующим раскрашиванием красками.
Тема 5. «Сад Короля Палитры» (акварель).
Цветоведение. Закрепление знаний и умений о свойствах цветов, в смешивании и подборе
цветов, развитие воображения.
Тема 6. «Цветущая весна» (художественный материал по выбору). Рисование с натуры
(пленэр) цветущих деревьев, развивать наблюдательность, умение передавать в рисунке
увиденное.
Тема 7. «Летний ковер» (акварель).
Рисование узоров с использованием летних цветов, передавать в рисунках
характерные особенности строения цветов.
Тема 8. «Встречаем лето» (художественный материал по выбору).
Чтение стихотворений о лете. Рисование разнообразных сюжетов.
III Оценочные и методические материалы
3.1 Педагогические методики и технологии, дидактические материалы, используемые
при реализации Программы
Основные принципы программы:
Данная программа имеет динамический характер, обязывающий строить учебный
процесс таким образом, чтобы изобразительная деятельность связывалась со всеми
сторонами образовательной работы детского сада, в том числе с познавательным развитием
13

детей. Программа «Веселая палитра» имеет динамический характер, обязывающий строить
учебный процесс таким образом, чтобы изобразительная деятельность связывалась со
всеми образовательными областями образовательной программы дошкольного
образовательного учреждения, в частности, с областями «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», что
предполагает реализацию принципа интеграции образовательных областей.
Основным принципом программы является сотрудничество детей и взрослых,
признание ребенка полноценным участником образовательных отношений, поддержка
инициативы детей в различных видах деятельности, что предусматривает
заинтересованное, а не механическое усвоение знаний, умений и навыков; особенно важно
соблюдение принципа наглядности. Построение образовательной деятельности по данной
программе происходит на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка
(индивидуализация образования).
Содержание программы соответствует основным положениям возрастной
психологии и дошкольной педагогики, что соответствует принципу возрастной
адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов
возрасту и особенностям развития детей).
Программа «Веселая палитра» предусматривает решение программных
образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной
деятельности детей. Обучение рисованию проводится на коллективных, подгрупповых
занятиях и в индивидуальной работе.
С целью релаксации, наилучшего расслабления, снятия психофизического и
эмоционального напряжения, стимуляции творческих скрытых резервов личности на
занятиях используются фрагменты музыкальных произведений, которые обладают
специфическими эффектами.
Содержание программы выбрано с учетом возрастных, индивидуальных
особенностей детей раннего возраста.
Программа обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих
целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации
которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное
отношение к развитию детей дошкольного возраста.
Особенно важно соблюдение принципа наглядности, посредством которого детям
предоставляется возможность непосредственно знакомиться с объектами окружающей
действительности или их изображением.
Программа основывается на комплексно-тематическом принципе построения
образовательного процесса.
Основным направлением педагогической деятельности является создание
благоприятной среды для поддержки детской инициативы с учетом специфики возраста.
 Условия для реализации собственного замысла.
 Поддержка любых достижений ребенка.
 Поощрение самостоятельной деятельности.
 Помощь в нахождении способов реализации собственных целей.
 Поддержка стремления научиться делать что-то.
 Помощь в затруднительных ситуациях.
 Не критиковать.
 Поощрение умения строить собственные умозаключения.
 Создание благоприятного микроклимата в группе, проявление доброжелательности ко
всем детям.
 Уважение индивидуальных вкусов и привычек детей.
 Поддержка реализации собственных замыслов, оказание помощи в понимании
значимости и полезности от реализации задуманного.
 Создание условий для разнообразной творческой деятельности по интересам.
 Создание условий для работы в парах, группах, коллективе.
14






Введение адекватной оценки продукта деятельности.
Оказание помощи в исправлении ошибок, выборе способов исправления.
Создание ситуаций, в которой ребенок может проявить свою компетентность.
Поддержка чувства гордости за свой труд.
В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки,
пальцев, рисование пластилином, рисование с использованием природного материала,
тампонирование и др.
Выбор методов и приемов педагогического руководства определяется целями и
задачами конкретного занятия, и содержанием обучения. В формировании творческой
активности большое значение имеет взаимодействие художественного слова, музыки,
изобразительного искусства, поэтому доминирующая часть занятий носит комплексный
характер. Содержание занятий дается дифференцированно, с учетом возрастных
особенностей детей.
3.2 Информационные источники, используемые при реализации Программы
1.
Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской
Федерации».
2.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р
о Концепции дополнительного образования детей.
3.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования /приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013 г./.
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. № 1441
«Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг», уставом ГБДОУ.
7. Приказ Министерства просвещения РФ от 31.07.2020г. № 373 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным
программам-образовательным
программам
дошкольного
образования».
8.
Ванюшкина Л.М. и др. Программа «Кругозор» с методическими рекомендациями: Для
дошкольных общеобразовательных учреждений. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2006.
9.
Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. «От рождения до школы». Примерная
основная образовательная программа дошкольного образования. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,
2015.
10.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование,
конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний, младший, средний, старший
возраст, подготовительная к школе группа.-: Карапуз, 2009.
11.
Изобразительная деятельность в детском саду: Программа и методические
рекомендации.М., Мозаика-Синтез, 2007
12.
Обучение дошкольников технике рисования. Комарова Т. С. М, Педагогическое
общество России, 2007
15

3.3 Система контроля результативности обучения по Программе
В соответствии с ФГОС ДО целевых ориентиров не подлежат непосредственной
оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются
основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не
являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям
образовательной деятельности и подготовки детей.
Цель: оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится
педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки
индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой
эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего
планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в
спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для
педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для
решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком
необходимыми навыками и умениями: ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые
параметры оценки; ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью
взрослого; ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все
параметры оценки; ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год - в начале и конце
учебного года.
Старший возраст
Правильно держит ножницы, использует разнообразные приемы вырезания.
Создаёт индивидуальные и коллективные рисунки, сюжетные и декоративные
композиции, используя разные материалы и способы создания, в т.ч., по мотивам народноприкладного творчества. Умеет применять различные художественные техники и способы
для воплощения своего замысла в рисовании, лепке, аппликации. Владеет
композиционными умениями, соблюдает пропорции. Использует различные способы лепки
(пластические, конструктивные, комбинированные). Знает и проявляет интерес к
различным видам росписей.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение, анализ продуктов деятельности, беседа.
Материал: Краски гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, цветные карандаши,
бумага, раскраски, фломастеры, кисти. Пластилин или глина, стеки. Цветная бумага,
цветной картон, ножницы, клей. Листы бумаги с изображенными на них геометрическими
фигурами (для «оживления»). Картинки с изображением разных видов росписей (Дымка,
Полхов-Майдан, Городец, Гжель).
Форма проведения: подгрупповая.
Задание: 1. «Как я провел лето». 2. «Слепим любимую игрушку». 3. Аппликация
«Укрась платок». 4. Игра «Составь узор».
Критерии анализа продукта детской деятельности (рисунка):
Содержание изображения (полнота изображения образа, компоненты, разнообразие).
Передача формы:
- форма передана точно (3 балла);
- есть незначительные искажения (2 балла);
- искажения значительные, форма не удалась (1 балл).
3. Строение предмета:
- части расположены верно (3 балла);
16

- есть незначительные искажения (2 балла);
- части предмета расположены неверно (1 балл).
4. Передача пропорции предмета в изображении:
- пропорции предмета соблюдаются (3 балла);
- есть незначительные искажения (2 балла);
- пропорции предмета переданы неверно (1 балл).
5. Композиция:
а). расположение изображений на листе:
- по всему листу (3 балла);
- на полосе листа (2 балла);
- не продумана, носит случайный характер (1 балл).
б). отношение по величине разных изображений, составляющих картину:
- соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов
(3 балла);
- есть незначительные искажения (2 балла);
- пропорциональность разных предметов передана неверно (1 балл).
6. Передача движения (этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение
выделялась на занятии или вытекает из темы занятия):
- движение передано достаточно четко (3 балла);
- движение передано неопределенно, неумело (2 балла);
- изображение статичное (1 балл).
7. Цвет:
а). цветовое решение изображения:
- передан реальный цвет предметов; ребенок знает основные цвета, белый, черный,
голубой, розовый, коричневый, оранжевый, светло-зеленый, темно-зеленый, фиолетовый,
сиреневый) (3 балла);
- есть отступления от реальной окраски; ребенок путается в назывании цвета (2 балла);
- цвет предметов передан неверно; знает только основные цвета (1 балл).
б). разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и
выразительности изображения (творческое отношение ребенка к цвету, свободное
обращение с цветом):
- многоцветная или ограниченная гамма: цветовое решение соответствует замыслу и
характеристике изображаемого (3 балла);
- преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно (2 балла);
- безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми
цветами) (1 балл). Максимальное количество баллов – 24 балла. Высокий уровень – 24-18
баллов. Средний уровень – 17-9 баллов. Низкий уровень – 8 и меньше баллов.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».