Дополнительная общеразвивающая программа "Ритмическая мозаика" 2024-2025 учебный год

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 61
Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Ягодка»

Принята Педагогическим советом
ГБДОУ д/с № 61 «Ягодка»
Протокол № 1 от «29» августа 2024 г.

Утверждена
приказом № 34од/о от «29» августа 2024 г.
Заведующий ГБДОУ д/с № 61 «Ягодка»
_____________О.В. Шевченко

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«РИТМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА»
Срок освоения: 2 года
Возраст обучающихся: от 3 до 5 лет

Разработчик: Козлова С.С.,
педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург
2024 год

2
№
п/п
1.
1.1

1.1.1
1.1.2
1.2
1.2.1
1.2.2
1.2.3
2.
3.
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
5.
5.1
5.2
5.3

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Основные характеристики Программы (направленность,
адресат, актуальность, отличительные особенности, уровень
освоения, объем и срок освоения)
Цель и задачи Программы
Планируемые результаты освоения Программы
Организационно-педагогические условия реализации
Программы
Язык реализации, форма обучения, особенности реализации,
условия набора и формирования групп
Формы организации и проведения занятий
Материально-техническое оснащение Программы
Учебный план
Календарный учебный график
Рабочая программа
Особенности организации образовательного процесса
Задачи первого и второго года обучения
Содержание первого и второго года обучения
Планируемые результаты первого и второго года обучения
Календарно – тематическое планирование работы первого года
обучения
Календарно – тематическое планирование работы второго года
обучения
Методические и оценочные материалы
Педагогические методики и технологии, дидактические материалы
Информационные источники
Оценочные материалы

Страница
3

4
5
5
6
6
6
7
8
8
8
9
9
10
11
14
17
17
18
19

3
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Ритмическая мозаика» (далее –
Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в РФ», Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 31.03.2022 года № 678-р,
распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 25.08.2022 года № 1676-р «Об
утверждении критериев оценки качества дополнительных общеразвивающих программ,
реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и
индивидуальными
предпринимателями
Санкт-Петербурга»,
а
также
с
учетом
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»,
утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2022 года №
652н.
Направленность программы: художественная. Программа содействует эстетическому,
нравственному, патриотическому, этнокультурному воспитанию детей путем приобщения к
театральному и танцевальному искусству, народному творчеству.
Адресат Программы: дети от 3 до 5 лет.
Актуальность: музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом
деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку будет
развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также психические процессы,
которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно
преследовать различные цели, например, акцентировать внимание на развитие чувства ритма у
детей, либо двигательных навыков, артистичности и т.д., в зависимости от того, в каком
учреждении, в каких условиях и зачем ведется данная работа. Важно, чтобы педагог осознавал
приоритетные цели и задачи в своей деятельности, понимал, в чем выражается основной эффект
развития.
Данная программа является музыкально-ритмическим психотренингом для детей,
развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов,
направленным на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения,
фантазии, способности к импровизации в движении под музыку.
В настоящее время в дошкольные учреждения приходят дети с разными физическими и
психическими возможностями и уникальность программы в том, что она нацелена на
приобщение к движению всех детей – не только способных и одаренных, но и неловких,
заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах. Ведь
доказано, что занятия движениями для детей с ослабленным здоровьем имеют особое значение,
потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных
процессов (исследования Н.А. Бернштейна, И.М. Сеченова, В.М. Бехтерева и др.). В тоже время,
движение под музыку является для ребенка одним из самых привлекательных видов
деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно
в целом сказывается благотворно на его состоянии и воспитании.
Понимая важность подготовки детей к школе можно организовать целенаправленные
развивающие занятия с детьми дошкольного возраста, которые помогут развитию личностных
качеств, интеллектуальных и физических способностей. За основу взята программа А.И.
Бурениной «Ритмическая мозаика».
Отличительные особенности: сочетание художественно-эстетического развития,
психологического раскрепощения ребенка через освоение своего собственного тела как
выразительного инструмента.
Уровень освоения дополнительной общеразвивающей программы: общекультурный.
Предполагает формирование и развитие творческих способностей детей, формирование общей
культуры обучающихся, удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном,
нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и
безопасного образа жизни, укрепление здоровья и организацию свободного времени.
Объем и срок освоения: на период обучения запланировано 72 часа, 2 года обучения.

4
1.1.1 Цель и задачи Программы
Цель: психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела
как выразительного («музыкального») инструмента.
Задачи:
Воспитание интереса, потребности в движениях под музыку; развитие слухового
внимания, умения выполнять движения в соответствии с характером и темпоритмом музыки;
обогащение слушательского и двигательного опыта, умение осмысленно использовать выразительные движения в соответствии с музыкально-игровым образом (4-ый год жизни).
Развитие гибкости, пластичности, мягкости движений, а также воспитание самостоятельности в
исполнении, побуждение детей к творчеству (5-ый год жизни).
Развитие способности к выразительному, одухотворенному исполнению движений, умения
импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки (6-ой
и 7-ой годы жизни).
1.1.2
Планируемые результаты освоения Программы
Личностные: эмоционально-ценностное отношение к хореографическому искусству;
ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности; позитивная самооценка
своих танцевальных и творческих способностей; развитие творческих способностей; основы
социально ценных личностных и нравственных качеств: организованность, инициативность.
Метапредметные: умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль своей
творческой деятельности; умение продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении
различных задач; передавать свои впечатления в устной форме.
Предметные: дети освоили все музыкально-ритмические композиции в соответствии с
календарно-тематическим планом работы, умеют выполнять движения под музыку
выразительно, в соответствии с темпом и ритмом музыкального сопровождения, узнают
знакомые композиции по названию, содержанию.
1.2 Организационно-педагогические условия реализации Программы
1.2.1 Язык реализации, форма обучения, особенности реализации, условия набора и
формирования групп
Образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской
Федерации.
Форма обучения: очная.
Особенности реализации Программы: организация занятий в каникулярное время не
предусмотрена, в рамках реализации Программы предусмотрены открытые занятия для
родителей (законных представителей). Программа предполагает создание следующих
психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его
возрастными и индивидуальными возможностями и интересами: личностно-порождающее
взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых
каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.;
обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.
Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности,
то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.
Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка. Создание развивающей
образовательной среды, способствующей развитию ребенка и сохранению его
индивидуальности. Сбалансированность подвижных и статичных форм активности. Участие
семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.
Условия набора и формирования групп: принимаются все желающие, группы
формируются по возрастам, допускается дополнительный набор обучающихся (при наличии
места) на первый и второй год обучения. Количество обучающихся: в соответствии с
требованиями СанПиН, количеством человек в группе (25).

5
1.2.3 Материально-техническое обеспечение Программы
 Детские музыкальные инструменты (треугольники, колокольчики, бубны, трещотки,
погремушки и др.).
 Атрибуты для музыкальных игр и праздников.
 Аудиотека.
 Музыкальный центр.
 Пианино.
 Методическая литература.
Форма: занятие.
Срок реализации программы: 2 года.
Продолжительность занятий по программе «Ритмическая пластика для детей
дошкольного возраста»: 15 минут - для детей 4-го года жизни, 20 минут – для детей 5-го года
жизни.

№
п/п

Название
темы

1.

Вводное
занятие
Сентябрь

3.

Октябрь

4.

Ноябрь

5.

Декабрь

6.

Январь

7.

Февраль

8.

Март

2. Учебный план
Учебный план 1-го года обучения
Количество часов
Формы контроля
в
тео
прак
сего
рия
тика
1
1
3
3
Музыкальноритмические
композиции
«Веселые путешественники»
«Рыбачок»
«Песенка о лете»
«Едем к бабушке в
деревню»
4
4
Выступление
на
празднике осени
4
4
Музыкальноритмические
композиции
«Мячик» «Чебурашка»
«Мишка» «Лошадка»
4
4
Выступление
на
празднике елки
3
3
Музыкальноритмические
композиции
«Кремена»
«Марш»
«Танцуйте сидя»
4
4
Музыкальноритмические
композиции
«Красная Шапочка»
«Козочки и Волк»
«Поросята»
«Белочка»
4
4
Выступление
на
празднике мам

6
9.

Апрель

10.

Май

№ п/п

Название
темы

1.

Вводное
занятие
Сентябрь

3.

Октябрь

4.

Ноябрь

5.

Декабрь

6.

Январь

7.

Февраль

8.

Март

9.

Апрель

4

4

Музыкальноритмические
композиции
«Веселые путешественники»
«Чунга-Чанга»
«Белые
кораблики»
«Разноцветная игра»

Выступление
на
выпускном балу у старших
детей
Учебный план 2-го года обучения
Количество часов
Формы контроля
все
т
прак
го
еория
тика
1
1
3
3
Музыкальноритмические
композиции
«Если добрый ты»
«Рыбачок»
«Песенка о лете»
«Чунга-Чанга»
4
4
Выступление
на
празднике осени
4
4
Музыкальноритмические
композиции
«Красная Шапочка»
«Козочки и Волк»
«Поросята»
«Буратино»
4
4
Выступление
на
празднике елки
3
3
Музыкальноритмические
композиции
«Волшебный цветок»
«Танцуйте сидя»
«Марш»
4
4
Музыкальноритмические композиции
«Всё
мы
делим
пополам»
«Найди себе пару»
«Козочки и Волк»
«Мячик»
4
4
Выступление
на
празднике мам
4
4
Музыкальноритмические
композиции
«Куклы и Мишка»
«Найди себе пару»
«Кремена»
«Вместе весело шагать»
4

4

7
10.

Май

4

4

Выступление
на
выпускном балу у старших
детей

1-ый год

04.09.2024 г.

3.Календарный учебный график
Дата окончания
Всего
Количес
обучения по
учебных
тво
программе
недель
учебных
часов
30.05.2025 г.
36
36

2-ой год

04.09.2024 г.

30.05.2025 г.

Год обучения

Дата начала
обучения по
программе

36

36

Режим
занятий
1
неделю
минут
1
неделю
минут

раз в
по 15
раз в
по 20

4. Рабочая программа
4.1 Особенности организации образовательного процесса
Ритмическая пластика является синтетическим видом деятельности, следовательно,
любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух,
и двигательные способности, а также психические процессы, которые лежат в их основе.
Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели,
например, акцентировать внимание на развитие чувства ритма у детей, либо двигательных
навыков, артистичности и т.д., в зависимости от того, в каком учреждении, в каких условиях и
зачем ведется данная работа. Важно, чтобы педагог осознавал приоритетные цели и задачи в
своей деятельности, понимал, в чем выражается основной эффект развития.
Ориентация не только на развитие детей, но и на совершенствование профессионализма
самого педагога в области ритмопластических движений, выявление индивидуального стиля
деятельности и в связи с этим – коррекция содержания работы «на себя», «на себя во
взаимодействии с детьми» - вот первая отличительная особенность программы.
Вторая особенность – это использование в качестве музыкального сопровождения, как
правило, целостных музыкальных произведений – в грамзаписи и при непосредственном живом
исполнении. Идя от простого к сложному, от детских песен к симфоническим произведениям
композиторов – классиков, ребенок постепенно приобщается к миру прекрасного, постигая при
этом на телесном, зрительном и эмоциональном уровнях специфический язык средств
музыкальной выразительности.
Третья особенность программы – это акцентирование внимания педагогов не столько на
внешней стороне обучения детей музыкально – ритмическим движениям, сколько на анализе
тех внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку.
Это, прежде всего сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы, а также их
подвижность.
Поскольку речь идет о развитии детей в процессе музыкально-ритмических движений и
содержание работы связано со спецификой этого вида деятельности, рассмотрим более
детально её особенности.
Во-первых, ритмика – это синтетический вид деятельности, в основе которого лежит
музыка, а движения выражают музыкальный образ и конкретизируют основные средства
музыкальной выразительности.
Помимо единства художественного образа, настроения и характера исполнения, музыка и
движение тесно взаимосвязаны так же с тем, что это временные виды искусства, при этом
движение, протекающее в пространстве, как бы делает зримым, ощутимым движение времени.
Музыка и движения, таким образом, имеют много общих параметров, к которым относятся:
 Все временные характеристики (начало, конец звучания, темп, ритм)

8
 Динамика (чем громче музыка, тем больше амплитуда движения)
 Форма произведения и композиционная структура двигательной композиции.
Методические приемы
1. Беседы, направленные на знакомства с различными «волшебными» средствами
понимания.
2. Словесные, подвижные и релаксационные упражнения.
3. Проигрывание психогимнастических упражнений.
4. Анализ и инсценировка различных психологических этюдов.
5. Использование музыкально- ритмических композиций.
Отличительные особенности проведения занятий с дошкольниками
1. Главное условие эффективности занятий – добровольное участие в них детей.
2. Правильная организация пространства: музыкальный или физкультурный зал,
ковер, музыкальный центр, игрушки, атрибуты для музыкально-ритмических упражнений
3.Эмоциональность,
заинтересованность,
доброжелательность,
творческая
активность, терпеливость, искренность педагога.
4. Удобная форма одежды детей и тренера (чтобы свободно двигаться, сидеть, лежать
на ковре).
4.2 Задачи обучения
4-ый год жизни
Воспитание интереса, потребности в движениях под музыку; развитие слухового
внимания, умения выполнять движения в соответствии с характером и темпоритмом музыки;
обогащение слушательского и двигательного опыта, умение осмысленно использовать выразительные движения в соответствии с музыкально-игровым образом.
5-ый год жизни
Развитие гибкости, пластичности, мягкости движений, а также воспитание самостоятельности в
исполнении, побуждение детей к творчеству.
4.3 Планируемые результаты
Программа включает в себя три этапа.
Первый год обучения (3-4 года)
Дети эмоционально двигаются под музыку.
Ребенок самостоятельно ориентируется в обстановке игровой комнаты.
Дети непринужденно повторяют движения за педагогом.
Второй год обучения (4-5лет).
Дети умеют в движении передавать характер музыки и её настроение.
Дети умеют передавать художественный образ и характер героев.
У детей сформированы основы танцевальной культуры.
У детей развито чувство сопереживания другим людям и животным
У детей сформированы основы слухового внимания.
4.4 Содержание обучения
Развитие музыкальности:
• воспитание интереса и любви к музыке в процессе совместных игр, движения
под музыку со сверстниками, педагогами и родителями;
• обогащение слушательского опыта — узнавание знакомых плясовых, маршевых
мелодий, народных и детских песен, пьес изобразительного характера и выражение это в
эмоциях, движениях;
• развитие умения передавать в движении характер музыки и ее настроение (контрастное:
веселое— грустное, шаловливое — спокойное и т.д.);
• развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп
(умеренно-быстрый — умеренно-медленный), динамику (громко — тихо), регистр (высоко —
низко), ритм (сильную долю — как акцент, ритмическую пульсацию мелодии), различать 2-3-

9
частную форму произведения (с контрастными по характеру частями).
Развитие двигательных качеств и умений
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений.
Основные:
ходьба — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад
(спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках;
бег-легкий, ритмичный, передающий различный образ («бабочки», «птички», «ручейки»);
прыжковые движения — на двух ногах на месте, с продвижением вперед, прямой галоп«лошадки», подскоки (4-й год жизни);
общеразвивающие упражнения: на различные группы мышц и различный характер,
способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность), которые даются,
как правило, на основе игрового образа;
имитационные движения — разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие
понятный детям образ, настроение или состояние (веселый или трусливый зайчик, хитрая лиса,
усталая старушка и т.д.);
плясовые движения — простейшие элементы народных плясок, доступных по
координации, например, поочередное выставление ноги на пятку, притоптывание одной ногой,
«выбрасывание» ног и др.
3.
Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить
свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом.
4.
Развитие творческих способностей:
• воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;
• формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую
музыку;
• развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для
выражения характера музыки, игрового образа выразительными жестами, элементарными
плясовыми движениями вместе с педагогом и сверстниками.
6. Развитие и тренировка психических процессов:
• развитие умения начинать и заканчивать движение вместе с музыкой — развитие
слухового внимания, способности координировать слуховые представления и двигательную
реакцию;
• развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике-радость, грусть, страх, и
т.д., т.е. контрастные по характеру настроения.
• тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов — умение изменять
движения в соответствии с различным темпом (умеренно быстрым и умеренно медленным),
формой (двухчастной) и ритмом музыки;
• развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления — умение выполнять
упражнения 1-го уровня сложности от начала до конца, не отвлекаясь — по показу взрослого
или старшего ребенка.
7. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
• воспитание умения чувствовать настроение музыки, понимать состояние образа,
переданное в музыкальном произведении, и выражать это в пластике (контрастные эмоции,
например, «грустный Чебурашка» - «веселый Чебурашка»);
• воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и
культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми: пропускать старших
впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место.
5-ый год жизни
1. Развитие музыкальности:
• воспитание интереса и любви к музыке, потребности в ее слушании, движении под
музыку в свободных играх;
• обогащение слушательского опыта — включение разнообразных произведений для

10
ритмических движений: народных, современных детских песен и некоторых доступных
произведений изобразительного характера композиторов-классиков;
• развитие умения передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки
настроения (веселое - грустное, шаловливое - спокойное, радостное, торжественное, шуточное,
беспокойное);
• развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп
(умеренно быстрый — умеренно медленный, быстрый); динамику (громко-тихо, умеренно
громко, усиление звучания и уменьшение); регистр (высокий, низкий, средний); метроритм
(сильную долю, ритмическую пульсацию мелодии, сочетание восьмых и четвертных);
различать 2-3-частную форму произведения, вариации с контрастными по характеру частями;
• развитие способности различать жанр произведения (плясовая, колыбельная, марш) и
выражать это самостоятельно в соотвествующих движениях и в слове.
2.
Развитие двигательных качеств и умений
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений. Основные:
ходьба — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад
(спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме, ходьба на
четвереньках;
бег - легкий, ритмичный, передающий различный образ («бабочки», «птички»,
«ручейки»), широкий («волк»), острый (бежим по «горячему песку»);
прыжковые движения — на двух ногах на месте, с продвижением вперед, прямой галоп
— "лошадки", легкие поскоки;
общеразвивающие упражнения на различные группы мышц и различный характер, способ
движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на гибкость,
плавность движений;
имитационные движения - разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие
понятный детям образ, настроение или состояние («веселый» или «трусливый зайчик», «хитрая
лиса», «усталая старушка», «бравый солдат»). Уметь передавать динамику настроения: «обида
— прощение — радость»;
плясовые движения — элементы народных плясок, доступных по координации —
например, поочередное выставление ноги на пятку, притоптывание одной ногой,
«выбрасывание» ног, полуприседания и полуприсядка для мальчиков. Упражнения,
включающие одновременные движения рук и ног (однонаправленные и симметричные).
3.
Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить
свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться
в шеренгу и колонну, в несколько кругов.
4.
Развитие творческих способностей:
• воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;
• формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях,
под другую музыку;
• развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить свои, оригинальные
движения, подбирать слова, характеризующие музыку и пластический образ.
5.
Развитие и тренировка психических процессов:
• развитие умения самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с
музыкой — развитие слухового внимания, способность координировать слуховое
представление и двигательную реакцию;
• развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике — радость, грусть, страх,
удивление, обида и т.д., т.е. разнообразные по характеру настроения;
• тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов на основе движения в
различных темпах и ритмах;
• развитие восприятия, произвольного внимания, воли, всех видов памяти (слуховой,
зрительной, двигательной), мышления, речи — в умении выразить свое восприятие в движениях, а

11
также в рисунках и в словесном описании.
6. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
• воспитание умения сочувствовать, сопереживать, воспринимая музыкальный образ,
настроение, объясняя свои чувства словами и выражая их в пластике;
• формирование чувства такта (например, не танцевать и не шуметь в помещении, если ктото отдыхает или занимается, сочувствовать, если кто-то упал или что-то уронил во время
движения);
• воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, привычки
выполнять необходимые правила самостоятельно: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь
пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное
столкновение и т.д.

№
занятия
1

4.5 Календарно-тематическое планирование. Младший возраст 3-4 года
Сентябрь
Тема
Цель
Задачи
Содержание
«Лето»

Доставить
движения
музыку

2

«В лесу»

3

«У озера»

4

«Вот и лето Доставить
пролетело»
движения
музыку

№
занятия

Тема

1

«Игрушки
гостях»

2

«В лесу»

радость Воспитание
под интереса,
потребности
движениях
музыку.

в
под

Умение повторять Развитие слухового
движения
за внимания
педагогом
Умение
ориентироваться в
пространстве

Воспитание
интереса движения
под музыку

радость Воспитание
под интереса,
потребности
движениях
музыку.
Октябрь
Цель

в Развитие умения в
движение передавать
характер музыки и её
настроение

«Веселые
путешественники»
в «Рыбачок»
под «Песенка о лете»
«Едем к бабушке в
деревню»

Задачи

Научить
двигаться
различном
характере

Умение
повторять Развитие
движения
за слухового
педагогом
внимания

«Веселые
путешественники»
«Рыбачок»
«Песенка о лете»
«Едем к бабушке в
деревню»
«Белочка»
«Плюшевый
Мишка»
«Белые кораблики»
«Песенка о лете»
«Рыбачок»
«Белые кораблики»
«Кузнечик»
«Красная Шапочка»

Содержание
«Веселые
в путешественники»
«Чебурашка»
«Белочка»
«Куклы и Мишка»
«Белочка»
«Плюшевый
Мишка»
«Белые кораблики»

12
«Песенка о лете»

3

«У озера»

Умение
ориентироваться в
пространстве

4

«Путешествие»

Доставить
движения
музыку

Воспитание
«Рыбачок»
интереса
«Белые кораблики»
движения под «Кузнечик»
музыку
«Красная Шапочка»

радость Воспитание
под интереса,
потребности в
движениях под
музыку

Веселые
путешественники»
«Рыбачок»
«Песенка о лете»
«Едем к бабушке в
деревню»

Ноябрь
№
Тема
Цель
занятия
«В
мире Умение
1
сказок»
передавать
настроение
музыки и характер
героев
«Путешествие Умение повторять
2
»
движения
за
педагогом

3

«Весело
попляшем»

4

«Цирк»

№
занятия
1

Тема
«Юмор
шутка»

Воспитание
танцевальной
культуры

Задачи

Содержание

Развитие мимики и «Красная
пантомимики.
Шапочка»
«Козочки и Волк»
«Поросята»
«Белочка»
Развитие
умения «Веселые
ориентироваться
в путешественники»
пространстве
«Рыбачёк»
«Песенка о лете»
«Едем к бабушке в
деревню»
Развитие
чувства «Куклы и Мишка»
ритма, характера и «Неваляшки»
динамики музыки
«Кремена»
«Марш»

Доставить радость Воспитание интереса, «Мячик»
движения
под потребности
в «Чебурашка»
музыку
движениях
под «Мишка»
музыку
«Лошадка»
Декабрь
Цель
Задачи
Содержание
и Доставить
движения
музыку

радость Воспитание
под интереса,
потребности
движениях
музыку

«Веселые
путешественники»
в «Плюшевый
под Мишка»
«Козочки и Волк»
«Мячик»

13
2

3

4

№
занятия
1

2

3

4

№
занятия

«Птичий
двор»

Умение повторять Учить детей бодрой и «Цыплята»
движения
за спокойной
ходьбе, «Лошадка»
педагогом
лёгкому бегу
«Птички и Кошка»
«Песенка о лете»
«В
мире Умение передавать Развитие мимики и «Красная Шапочка»
сказок»
настроение музыки пантомимики.
«Козочки и Волк»
и характер героев
«Поросята»
«Белочка»
«Весело
попляшем»

Тема
«Мир игрушек»

Воспитание
танцевальной
культуры

Развитие
чувства «Куклы и Мишка»
ритма, характера и «Неваляшки»
динамики музыки.
«Кремена»
«Марш»
Январь
Цель
Задачи
Содержание

Развитие
в Научить двигаться в «Плюшевый
движение
различном
медвежонок»
передавать характер характере.
«Чебурашка»
музыки
и
её
«Белочка»
настроение
«Куклы
и
Мишка»
«Герои любимых Развитие
Развитие в пластике «Чебурашка»
мультфильмов»
способности
передавать характер «Разноцветная
передавать
в мимикой
и игра»
пластике
пантомимикой
«Птички
и
музыкальный образ
Кошка»
«Песенка
о
лете»
«В мире сказок»
Умение передавать Развитие мимики и «Красная
настроение музыки пантомимики.
Шапочка»
и характер героев
«Козочки
и
Волк»
«Поросята»
«Белочка»
«Весело
Воспитание
Развитие
чувства «Куклы
и
попляшем»
танцевальной
ритма, характера и Мишка»
культуры
динамики музыки
«Неваляшки»
«Кремена»
«Марш»
Февраль
Тема
Цель
Задачи
Содержание

14
1

«Юмор
шутка»

и Развитие
слухового
внимания и умения
выполнять движения в
характере музыки

2

«Птичий
двор»

3

«В
мире Умение
передавать Развитие мимики и «Красная Шапочка»
сказок»
настроение музыки и пантомимики.
«Козочки и Волк»
характер героев
«Поросята»
«Белочка»

4

«Весело
попляшем»

Умение
движения
педагогом

Воспитание
интереса,
потребности
движениях
музыку

«Веселые
путешественники»
в «Плюшевый
под Мишка»
«Козочки и Волк»
«Мячик»

повторять Учить детей бодрой «Цыплята»
за и спокойной ходьбе, «Лошадка»
лёгкому бегу
«Птички и Кошка»
«Песенка о лете»

Воспитание
танцевальной
культуры

Развитие
чувства «Куклы и Мишка»
ритма, характера и «Неваляшки»
динамики музыки
«Кремена»
«Марш»

Март
№
занятия
1

2

3

4

Тема

Цель

Задачи

Содержание

«Игра»

Доставить
радость Воспитание интереса, «Разноцветная
движения под музыку потребности
в игра»
движениях
под «Птички
и
музыку
кошка»
«Козочки
и
Волк»
«Мячик»
«Весна
и Умение
повторять Учить детей бодрой и «Цыплята»
животные»
движения
за спокойной
ходьбе, «Лошадка»
педагогом
лёгкому бегу
«Птички
и
Кошка»
«Кузнечик»
«В
мире Умение
передавать Развитие мимики и «Красная
сказок»
настроение музыки и пантомимики.
Шапочка»
характер героев
«Козочки
и
Волк»
«Поросята»
«Белочка»
«Прогулка»
Воспитание умения
Развитие
чувства «Вместе весело
сопереживать другим ритма, характера и шагать»
людям и животным
динамики музыки.
«Антошка»
«Цыплята»
«Марш»

15
Апрель
№
занятия
1

2

Тема
«В
сказок»

мире Умение
передавать
настроение
музыки
и
характер героев
«Путешествие» Умение повторять
движения
за
педагогом

3

«Весело
попляшем»

4

«Цирк»

№
занятия
1

2

3

Цель

Тема

«Кто живет
сказочном
домике»

Воспитание
танцевальной
культуры

Задачи

Содержание

Развитие мимики и «Красная
пантомимики.
Шапочка»
«Козочки и Волк»
«Поросята»
«Белочка»
Развитие
умения «Веселые
ориентироваться
в путешественники»
пространстве
«Чунга-Чанга»
«Песенка о лете»
«Едем к бабушке в
деревню»
Развитие
чувства «Куклы и Мишка»
ритма, характера и «Неваляшки»
динамики музыки
«Кремена»
«Марш»

Доставить
Воспитание
радость движения интереса,
под музыку
потребности
в
движениях
под
музыку
Май
Цель
Задачи

«Мячик»
«Чебурашка»
«Мишка»
«Лошадка»
Содержание

в Умение
передавать Развитие мимики и «Красная
настроение музыки и пантомимики.
Шапочка»
характер героев
«Козочки
и
Волк»
«Поросята»
«Белочка»
«Как мы любим Умение осмысленно Развитие
умения «Разноцветная
играть »
использовать
ориентироваться в игра»
выразительные
пространстве
«Птички
и
движения
в
кошка»
соответствие с муз.
«Козочки
и
образом
Волк»
«Танцуйте
сидя»
«Природа
и Обогащение
Учить детей бодрой «Цыплята»
животные»
слушательского
и и спокойной ходьбе, «Лошадка»
двигательного опыта. лёгкому бегу
«Птички
и
Кошка»
«Кузнечик»

16
4

«Герои любимых Развитие способности Развитие в пластике
мультфильмов»
передавать в пластике передавать характер
музыкальный образ
мимикой
и
пантомимикой

«Чебурашка»
«Разноцветная
итра»
«Белые
кораблики»
«Песенка
о
лете»
2.3.2 Календарно-тематическое планирование работы. Средний возраст 4 – 5 лет
Сентябрь
№
Тема
Цель
Задачи
Содержание
занятия

1

«Лето»

2

3

4

№
занятия

Доставить
радость Воспитание интереса, «Если добрый
движения под музыку потребности
в ты»
движениях
под «Рыбачок»
музыку.
«Песенка
о
лете»
«Чунга-Чанга»
«В лесу»
Умение
повторять Развитие
слухового «Кузнечик»
движения
за внимания
«Белочка»
педагогом
«Красная
Шапочка»
«Песенка
о
лете»
«На море»
Умение
Воспитание интереса «Чунга-Чанга»
ориентироваться в
движения под музыку «Белые
пространстве
кораблики»
«Если добрый
ты»»
«Бескозырка
белая»»
«Вот и лето Доставить
радость Воспитание интереса, «Кузнечик»
пролетело»
движения под музыку потребности
в «Рыбачок»
движениях
под «Песенка
о
музыку.
лете»
«Едем
к
бабушке
в
деревню»
Октябрь
Тема
Цель
Задачи
Содержание

1

«Игрушки
гостях»

2

«В лесу»

в Развитие умения в
движение
передавать
характер музыки и
её настроение
Умение повторять
движения
за
педагогом

Научить двигаться «Песня Куклы»
в
различном «Чебурашка»
характере.
«Буратино»
«Куклы и Мишка»
Развитие слухового «Кузнечик»
внимания
«Белочка»
«Красная
Шапочка»
«Песенка о лете»

17
3

«На море»

4

«Путешествие»

№
занятия

Умение
ориентироваться в
пространстве

Тема

1

«В
сказок»

2

«Путешествие»

3

«Весело
попляшем»

4

«Цирк»

Воспитание
«Чунга-Чанга»
интереса движения «Белые кораблики»
под музыку
«Если добрый ты»»
«Бескозырка
белая»»
Доставить радость Воспитание
Веселые
движения
под интереса,
путешественники»
музыку
потребности
в «Рыбачок»
движениях
под «Песенка о лете»
музыку.
«Едем к бабушке в
деревню»
Ноябрь
Цель
Задачи
Содержание

мире Умение
Развитие мимики и «Красная
передавать
пантомимики.
Шапочка»
настроение
«Козочки и Волк»
музыки
и
«Поросята»
характер героев
«Буратино»
Умение повторять Развитие
умения «Веселые
движения
за ориентироваться
в путешественники»
педагогом
пространстве
«Рыбачёк»
«Песенка о лете»
«Едем к бабушке в
деревню»
Воспитание
Развитие
чувства «Куклы и Мишка»
танцевальной
ритма, характера и «Встаньте, дети»
культуры
динамики музыки.
«Кремена»
«Марш»
Доставить
Воспитание
радость движения интереса,
под музыку
потребности
движениях
музыку.

«Мячик»
«Песенка куклы»
в «Мишка»
под
«Лошадка»

Декабрь
№
занятия
1

Тема
«Юмор
шутка»

Цель
и Доставить
движения
музыку

Задачи

радость Воспитание
под интереса,
потребности
движениях
музыку.

Содержание
«Веселые
путешественники»
в «Плюшевый
под Мишка»
«Козочки и Волк»
«Мячик»

18
2

«Птичий
двор»

3

«В
мире Умение передавать Развитие мимики и «Красная Шапочка»
сказок»
настроение музыки пантомимики.
«Козочки и Волк»
и характер героев
«Поросята»
«Белочка»

4

«Весело
попляшем»

№
занятия
1

2

3

4

№
занятия
1

Умение повторять Учить детей бодрой и «Цыплята»
движения
за спокойной
ходьбе, «Лошадка»
педагогом
лёгкому бегу
«Птички и Кошка»
«Песенка о лете»

Воспитание
танцевальной
культуры

Развитие
чувства «Куклы и Мишка»
ритма, характера и «Неваляшки»
динамики музыки
«Кремена»
«Марш»

Январь
Цель

Тема

Задачи

Содержание

«Мир игрушек»

Развитие
в Научить двигаться в «Плюшевый
движение
различном
медвежонок»
передавать характер характере.
«Чебурашка»
музыки
и
её
«Белочка»
настроение.
«Куклы
и
Мишка»
«Герои любимых Развитие
Развитие в пластике «Чебурашка»
мультфильмов»
способности
передавать характер «Разноцветная
передавать
в мимикой
и игра»
пластике
пантомимикой
«Птички
и
музыкальный образ
Кошка»
«Песенка
о
лете»
«В мире сказок»
Умение передавать Развитие мимики и «Красная
настроение музыки пантомимики
Шапочка»
и характер героев
«Козочки
и
Волк»
«Поросята»
«Белочка»
«Весело
Воспитание
Развитие
чувства «Волшебный
попляшем»
танцевальной
ритма, характера и цветок»
культуры
динамики музыки.
«Танцуйте
сидя»
«Кремена»
«Марш»
Февраль
Тема
Цель
Задачи
Содержание
«Юмор
шутка»

и Развитие
слухового
внимания
и
умения
выполнять движения в
характере музыки.

Воспитание интереса,
потребности
в
движениях
под
музыку.

«Всё мы делим
пополам»
«Найди себе
пару»

19
«Козочки
Волк»
«Мячик»

2

3

4

№
занятия
1

2

3

4

и

«Птичий
двор»

Умение
повторять Учить детей бодрой и «Цыплята»
движения за педагогом
спокойной
ходьбе, «Лошадка»
лёгкому бегу
«Птички
и
Кошка»
«Песенка
о
лете»
«В
мире Умение
передавать Развитие мимики и «Красная
сказок»
настроение музыки и пантомимики.
Шапочка»
характер героев
«Козочки
и
Волк»
«Поросята»
«Буратино»
«Весело
Воспитание
Развитие
чувства «Куклы
и
попляшем»
танцевальной культуры ритма, характера и Мишка»
динамики музыки
«Танцуйте
сидя»
«Кремена»
«Вместе
весело шагать»
Март
Тема
Цель
Задачи
Содержание
«Игра»

Доставить
радость Воспитание интереса, «Разноцветная
движения под музыку потребности
в игра»
движениях
под «Птички
и
музыку.
кошка»
«Козочки
и
Волк»
«Кошка
и
Девочка»
«Весна
и Умение
повторять Учить детей бодрой и «Цыплята»
животные»
движения
за спокойной
ходьбе, «Лошадка»
педагогом
лёгкому бегу
«Птички
и
Кошка»
«Кузнечик»
«В
мире Умение передавать
Развитие мимики и «Красная
сказок»
настроение музыки и
пантомимики.
Шапочка»
характер героев
«Козочки
и
Волк»
«Поросята»
«Буратино»
«Прогулка»
Воспитание умения
Развитие
чувства «Вместе весело
сопереживать другим ритма, характера и шагать»
людям и животным
динамики музыки
«Антошка»
«Цыплята»
«Марш»

20
Апрель
№
Тема
Цель
занятия
«В
мире Умение
1
сказок»
передавать
настроение
музыки
и
характер героев
«Путешествие» Умение повторять
2
движения
за
педагогом

3

«Весело
попляшем»

Воспитание
танцевальной
культуры

4

«Цирк»

Доставить
радость движения
под музыку

Задачи

Содержание

Развитие мимики и «Красная
пантомимики.
Шапочка»
«Козочки и Волк»
«Поросята»
«Буратино»
Развитие
умения «Веселые
ориентироваться
в путешественники»
пространстве
«Чунга-Чанга»
«Песенка о лете»
«Едем к бабушке в
деревню»
Развитие
чувства «Куклы и Мишка»
ритма, характера и «Найди себе пару»
динамики музыки.
«Кремена»
«Вместе
весело
шагать»
Воспитание
«Мячик»
интереса,
«Чебурашка»
потребности
в «Мишка»
движениях
под «Кошки-Мышки»
музыку.
«Лошадка»

Май
№
Тема
занятия
«Кто живет
1
сказочном
домике»

Цель

Задачи

Содержание

2

в Умение
передавать Развитие мимики и «Красная
настроение музыки и пантомимики.
Шапочка»
характер героев
«Козочки
и
Волк»
«Поросята»
«Белочка»
«Как мы любим Умение осмысленно Развитие
умения «Разноцветная
играть »
использовать
ориентироваться в игра»
выразительные
пространстве
«Птички
и
движения
в
кошка»
соответствие с муз.
«Козочки
и
образом
Волк»
«Танцуйте
сидя»

3

«Природа
животные»

4

«Герои любимых Развитие способности Развитие в пластике «Чебурашка»
мультфильмов»
передавать в пластике передавать характер «Разноцветная
музыкальный образ
мимикой
и игра»
пантомимикой

и Обогащение
Учить детей бодрой «Цыплята»
слушательского
и и спокойной ходьбе, «Лошадка»
двигательного опыта лёгкому бегу
«Птички
и
Кошка»
«Кузнечик»

21
«Белые
кораблики»
«Песенка
о
лете»
5. Методические и оценочные материалы
5.1 Педагогические методики и технологии, дидактические материалы
В основе 1-го этапа обучения - подражание детей образцу исполнения движений педагогом в
процессе совместной деятельности. «Вовлекающий показ» помогает детям освоить достаточно
сложные двигательные упражнения. Совместное исполнение движений способствует созданию
общего приподнятого настроения, единое ритмичное дыхание под музыку регулирует психофизиологические процессы, максимально концентрирует внимание.
Показ должен быть «опережающим», то есть на доли секунды движения опережают
музыку. Это необходимо для того, чтобы дети успели «перевести» зрительное восприятие в
двигательную реакцию. Есть еще одна особенность такого показа — он должен быть в
«зеркальном» отражении, поскольку дети повторяют все движения автоматически. В процессе
подражания у детей легче формируются разнообразные двигательные навыки и умения. Благодаря «вовлекающему показу» дети справляются с такими упражнениями, которые они не
могли бы выполнить самостоятельно или при фрагментарном показе со словесными
объяснениями.
В процессе совместного исполнения важно дать детям почувствовать свои возможности и
закрепить их в сознании. При последующих повторениях движения уточняются, запоминаются
и автоматизируются.
Следующий, 2-й этап занятий - это развитие самостоятельности детей в исполнении
композиций и других упражнений. Происходит это постепенно, как бы незаметно для
занимающихся. Педагог время от времени прекращает показ в процессе совместного
исполнения и предлагает детям продолжать исполнять движения самостоятельно. Постепенно
детям предлагается исполнить всю композицию самостоятельно от начала до конца (иногда
можно подсказывать некоторыми жестами). На этом этапе используются следующие приемы:
• показ исполнения композиций детьми (выбор ведущих вместо педагога — по очереди
или по желанию);
• показ упражнения условными жестами, мимикой;
• словесные указания;
• «провокации», то есть специальные ошибки педагога при показе с целью активизации
внимания детей и побуждения к тому, чтобы они заметили и исправили ошибку.
Далее, на основе развития пластических возможностей детей, расширения их
двигательного опыта мы переходим к 3-му этапу - творческому самовыражению в движении
под музыку. Происходит это тоже постепенно. Так, в некоторых композициях сразу заложена
«вопросно-ответная» форма исполнения, где предполагается импровизация на определенный
музыкальный фрагмент - проигрыш, припев.
Процесс импровизации, обыгрывания песен более длительный, чем просто разучивание.
На этом этапе работы можно использовать следующие методические приемы:
слушание музыки и беседы о ней; рисование, словесные описания музыкальных образов;
подбор стихов, сказок и других произведений, помогающих интерпретировать
музыкальный образ;
пластические импровизации детей, "пробы" — без показа педагога;
показ вариантов движений педагогом, а детям предлагается выбрать наиболее удачный.
Взрослые только иногда включаются в движение, чтобы стимулировать активность
детей.
5.2 Информационные источники, используемые при реализации программы:

22

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Май
Сентябрь

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. СПб. ЛОИРО, 2000.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: 1968.
3. Безруких М. М. Сенсомоторное развитие дошкольников. М.: Владос, 2001.
4. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М.: «Ось – 89» 2000.
5. Варки Н.А., Калинина Р.Р. Программа творческо-эстетического развития ребёнка. СПб.
Речь, 2002.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.
7. Возрастные особенности психического развития детей. Под ред. И. В. Дубровиной, М.И.
Лисиной, М.: Просвещение, 1982.
8. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. Под ред. Паромоновой Л.А. М.:
Просвещение, 1987.
9. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. СПб. Речь, 2004.
10. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. СПб.: Речь, 2002.
11. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребёнка. М.: Просвещение,
1997.
12. Пазухина И. А. Дидактические игры для развития коммуникативных качеств и
эмоциональной сферы у детей. Журнал «Дошкольная педагогика» №1 (январь-февраль), 2003,
С. 38-39.
5.3 Оценочные материалы
Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности,
следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку будет развивать и
музыкальный слух, и двигательные способности, а также психические процессы, которые лежат
в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать
различные цели, например, акцентировать внимание на развитие чувства ритма у детей, либо
двигательных навыков, артистичности и т.д., в зависимости от того, в каком учреждении, в
каких условиях и зачем ведется данная работа. Важно, чтобы педагог осознавал приоритетные
цели и задачи в своей деятельности, понимал, в чем выражается основной эффект развития.
Основная направленность программы - психологическое раскрепощение ребенка через
освоение своего собственного тела как выразительного инструмента.
Проведение мониторинга усвоения программы «Ритмическая мозаика» ребенка
необходимо для:
- выявления начального уровня развития музыкальных и двигательных способностей
ребенка, состояния его эмоциональной сферы;
- проектирования индивидуальной работы;
- оценки эффекта педагогического воздействия.
В процессе наблюдения педагог оценивает проявления детей, сравнивая их между собой,
и условно ориентируется на лучшие показатели, выявленные для данного возраста (лучше в
данной группе).
Цель мониторинга: выявление уровня музыкального и психомоторного развития ребенка
(начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия)
Метод мониторинга: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях
выполнения обычных и специально подобранных заданий (на основе репертуара из
«Ритмической мозаики»).
В процессе оценки можно использовать низкий, средний и высокий уровни.
Мониторинг освоения программы «Ритмическая мозаика» детьми дошкольного
возраста
Фамилия, Музыкально Творческ Внима- Па- Подвижнос Пластич- Координация
№
имя
сть
ие пр.
ние мять
ть н. п.
ность
дв.

23
Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и средства
выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается
соответствие исполнения движений музыке.
Для каждого возраста педагог определяет разные критерии музыкальности в соответствие
со средними возрастными показателями развития ребенка, ориентируясь на объем умений,
раскрытый нами в задачах.
Высокий – умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать
движение вместе с музыкой, менять движения на каждую часть музыки;
Средний – в движениях выражается общий характер музыки, темп; начало и конец
музыкального произведения совпадают не всегда;
Низкий – движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, а также с
началом и концом произведения.
Творческие проявления – умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку
на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные, оригинальные
"па". Творческая одаренность проявляется в особой выразительности движений,
нестандартности пластических средств и увлеченности ребенка самим процессом движения под
музыку. Творчески одаренные дети способны выразить свое восприятие и понимание музыки
не только в пластике, но также и в рисунке, в слове. Степень выразительности, оригинальности
также оценивается педагогом в процессе наблюдения.
Внимание – способность не отвлекаться от музыки и процесса движения. Если ребенок
правильно выполняет ритмическую композицию (младшие дети 1-го уровня сложности) от
начала до конца самостоятельно - это высокий уровень, оценка – 5 баллов. Если выполняет с
некоторыми подсказками - это средний уровень. В случае больших затруднений в исполнении
композиции из-за рассеянности внимания - низкий уровень.
Память - способность запоминать музыку и движения. В данном виде деятельности
проявляются разнообразные виды памяти: музыкальная, двигательная, зрительная. Как
правило, детям необходимо 6-8 повторений композиции вместе с педагогом для запоминания
последовательности упражнений. Это можно оценить, как норму. Если ребенок запоминает с 35 исполнений по показу, то это высокий уровень развития памяти – оценка 5 баллов.
Неспособность запомнить последовательность движений или потребность в большом
количестве повторений (более 10 раз) оценивается в 2-0 баллов.
Подвижность (лабильность) нервных процессов проявляется в скорости двигательной
реакции на изменение музыки. Норма, эталон — это соответствие исполнения упражнений
музыке, умение подчинять движения темпу, ритму, динамике, форме и т.д.
Запаздывание, задержка и медлительность в движении отмечаются как заторможенность.
Ускорение движений, переход от одного движения к последующему без четкой законченности
предыдущего (перескакивание, торопливость) отмечаются как повышенная возбудимость.
Оценки выставляются следующим образом: N — норма (5 баллов); В (возбудимость), 3
(заторможенность) - от 1 до 4 баллов (В-1, В-2, 3-1, 3-2 и т.д. - в зависимости от степени
выраженности данного качества).
Координация, ловкость движений – точность, ловкость движений, координация рук и
ног при выполнении упражнений (в ходьбе, общеразвивающих и танцевальных движениях);
правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе (а также и в других общеразвивающих
видах движений). У детей 4-го года жизни оценивается правильное и точное исполнение
ритмических композиций 1-го уровня сложности.
Гибкость, пластичность – мягкость, плавность и музыкальность движений рук,
подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнять несложные
акробатические упражнения («рыбка», «полушпагат» и др. – от 1 до 5 баллов).
В результате наблюдений и диагностики педагог может подсчитать средний суммарный
балл для общего сравнения динамики в развитии ребенка на протяжении определенного
периода времени, выстроить диаграмму или график показателей развития.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».