Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 61 Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Ягодка»
ПРИНЯТА
Протокол
Педагогического совета № 1
от «29» августа 2024 г.
УТВЕРЖДЕНА
Приказ № 34од/о от «29» августа 2024 г.
Заведующий ГБДОУ детский сад № 61
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
«Ягодка»
_____________О.В. Шевченко
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«В МИР ТВОРЧЕСТВА И ТКАЧЕСТВА»
Возраст обучающихся: 5-8 лет
Срок освоения: 24 дня
Разработчик:
Петрова Наталья Александровна, воспитатель
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа «В мир творчества и ткачества»
разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в РФ», Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации 31.03.2022 года № 678-р, приказом
Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
приказом Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Целевая модель развития
региональных систем дополнительного образования детей, распоряжением Комитета по
образованию СПб от 25.08.2022 года № 1676-р «Об утверждении критериев оценки качества
дополнительных
общеразвивающих
программ,
реализуемых
организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями
Санкт-Петербурга».
Направленность дополнительной общеразвивающей программы «В мир творчества и
ткачества» (далее – программа) – художественная.
Адресат программы: программа предназначена для детей старшего дошкольного
возраста.
Актуальность программы: Любая практическая творческая деятельность очень важна
для старших дошкольников: они приобретают знания о предметах, материалах и их свойствах
и качествах, о различных способах и разнообразных технологиях создания изделий,
приобщаются к традиционным видам рукоделия.
Ручной труд развивает у детей полезные практические навыки и ориентировки,
формирует интерес к работе, готовность взяться за неё, справиться с ней, умение оценить свои
возможности, стремление выполнить работу как можно лучше. Любая деятельность по
созданию чего-либо предполагает умение поставить цель, выбрать материалы и инструменты,
продумать трудовые действия и добиться в результате поставленной цели, а это уже формирует
волевые качества: настойчивость, целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца.
Занятие ручным трудом благоприятно воздействует на развитие внимания и
формирования памяти: дети запоминают термины, приемы изготовления поделок и по мере
надобности воспроизводят сохраненные в памяти знания и умения. В процессе этих занятий
обогащается словарь детей, они начинают более точно дифференцировать пространственные
связи и употреблять более конкретные словесные выражения и термины, развиваются навыки
общения.
Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и
руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий,
является средством развития мелкой моторики, совершенствуя и координируя движения
пальцев и кистей рук.
Заниматься по данной программе могут и мальчики, и девочки; наличие специальных
способностей в данной предметной области, а также наличие определенной физической и
практической подготовки по направлению программы не требуется. Содержание программы
доступно детям с ограниченными возможностями здоровья, что соответствует целям и задачам
Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации 31.03.2022 года № 678-р.
Уровень освоения программы – общекультурный.
2
Объём и срок освоения программы – 24 часа, 24 дня.
Цель программы: знакомство с новым видом рукоделия – ткачеством.
Задачи:
1) Обучающие: познакомить со спецификой декоративной композиции, орнаментации
изделий и гармонизации цвета; познакомить с художественными особенностями и творческими
возможностями технологии ткачества; научить применять полученные знания для творческой
работы, соблюдая требования технологии; сформировать систему практических навыков и
умений, необходимых для освоения технологий ручного ткачества.
2) Развивающие: развивать внимание, память, воображение, образное и логическое
мышление, творческие способности; развивать эстетический вкус, интерес к декоративноприкладному искусству; способствовать развитию мелкой моторики.
3) Воспитательные: осуществлять трудовое и эстетическое воспитание дошкольников;
воспитывать волевые качества детей: усидчивость, терпение, аккуратность, желание исправлять
ошибки.
Планируемые результаты:
Предметные:
–
Познакомится со спецификой декоративной композиции, освоит систему практических
навыков и умений, необходимых для освоения технологий ручного творчества (разные техники
работы с бумагой, тканью, нитками);
– Получит представление ткацком станке, различных техниках выполнения тканых
изделий, узнает о существовании предметов народного творчества;
–
Научится практическим приемам и навыкам ручного труда.
Метапредметные:
–
Освоит элементы образного и логического мышления, устойчивого внимания,
воображения;
–
Проявит интерес к декоративно-прикладному искусству;
–
Разовьет мелкую моторику.
Личностные:
–
Выработает навыки самоконтроля и самооценки, критического мышления, адекватной
оценки своего труда,
–
Будет проявлять усидчивость, терпение, аккуратность, целеустремленность.
Организационно-педагогические условия реализации программы:
Язык реализации – государственный язык РФ – русский.
Форма обучения – очная.
Особенности реализации – нет.
Возможность обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов – да.
Условия набора и формирования групп – на обучение принимаются дети в возрасте от
5 до 8 лет; специальных условий приема нет; количество детей в группе: не более 20 человек.
Формы организации и проведения занятий: занятия в объединениях проводятся по
подгруппам. Занятие построено традиционно: объяснение, показ, помощь. В процессе работы
могут быть использованы другие формы: выставка, конкурс, мастер-класс, презентация.
3
Формы организации деятельности обучающихся на занятии: фронтальная (работа со
всеми обучающимися одновременно – беседа, объяснение, рассказ, презентация, игры);
групповая: организация работы в малых группах для выполнения определенных задач –
развитие мелкой моторики в игре;
индивидуальная: отработка отдельных навыков – индивидуальный подход.
Особенности организации образовательного процесса: при реализации программы
педагог находит подход к каждому ребенку, организует и проводит обучающие занятия,
приобщает к ручному труду, процессу создания творческого продукта;
обеспечивает каждого обучающегося ткацким станком, материалами (нитки, ткань,
бумага, выкройки, шаблоны), знакомит со свойствами, качеством материалов, технологиями
работы с ними;
чередует разные виды ручного творчества;
включает в занятия физкультминутки.
Материально-техническое оснащение:
Кабинет
Ноутбук
Проектор, доска
Столы, стулья (по росту и количеству детей)
Мультимедийные презентации
Клеенчатые салфетки
Ножницы, клей ПВА
Кисточки и емкости для клея ПВА
Наборы белой, цветной и гофрированной бумаги
Бумажные салфетки с рисунком
Разноцветные ленты разной ширины
Ткань с рисунком
Пряжа
Ткацкий станок
Челнок
№ п/п
Название раздела, темы
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
0,5
0,5
1.
Вводное занятие
2.
Работа
с
бумагой, 3
картоном и клеем
1
2
3.
Работа с тканью
1,5
6,5
8
Формы контроля
Входящий
(наблюдение,
индивидуальное
задание)
Текущий, (беседа,
наблюдение,
практическое
задание)
Текущий,
(наблюдение,
практическое
задание)
4
4.
Работа с нитками
11
2
9
5.
Итоговое занятие
1
0
1
Итого
24
5
19
Текущий,
(наблюдение,
практическое
задание)
Итоговый,
(наблюдение,
практическое
задание)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Задачи:
1)
Обучающие: познакомить со спецификой декоративной композиции,
орнаментации изделий и гармонизации цвета; познакомить с художественными особенностями
и творческими возможностями технологии ткачества; научить применять полученные знания
для творческой работы, соблюдая требования технологии; сформировать систему практических
навыков и умений, необходимых для освоения технологий ручного ткачества.
2)
Развивающие: развивать внимание, память, воображение, образное и логическое
мышление, творческие способности; развивать эстетический вкус, интерес к декоративноприкладному искусству; способствовать развитию мелкой моторики.
3) Воспитательные: осуществлять трудовое и эстетическое воспитание дошкольников;
воспитывать волевые качества детей: усидчивость, терпение, аккуратность, желание исправлять
ошибки.
Содержание программы
Тема
Содержание занятия
1. Вводное занятие
Знакомство с творческой
деятельностью, показ
презентации.
Мониторинг умений и
навыков.
Теория:
Познакомить детей с правилами безопасной работы, рассказать об
особенностях работы и о предметах, которые нам будут помогать
во время занятий
Практика:
Выявление имеющихся у воспитанников знаний, умений и
навыков проходят через практическую работу (использование
различных инструментов: ножницы, кисточки, клей; выполнение
основных операций: моделирование, связывание, вырезание,
склеивание)
Контроль: педагогическое наблюдение, беседа.
2. Работа с бумагой, картоном и клеем
2.1 Работа с цветной
бумагой
(аппликация)
Теория: закрепить знания детей о свойствах и качествах бумаги;
закрепить знания правил безопасности при использовании
инструментов
Практика:
5
2.2 Работа с бумагой в
технике «Мозаика».
2.3 Работа с салфетками
в технике «Декупаж»
Изготовление творческой работы, в ходе которой отрабатываются
практические навыки (вырезание, приклеивание)
Контроль: педагогическое наблюдение, беседа, контроль качества
выполнения
Теория: Знакомить детей с понятием и техникой «Мозаика»,
закрепить знания правил безопасности при использовании
инструментов
Практика: в ходе творческой работы, дети рвут, мнут бумагу и
приклеивают по заданному сюжету.
Контроль: педагогическое наблюдение, беседа, контроль качества
выполнения
Теория: Знакомить детей с понятием «Декупаж» и с основными
приемами работы с ней, закрепить знания правил безопасности при
использовании инструментов
Практика:
Изготовление творческой работы, в ходе которой дети обрывают
или вырезают рисунок на салфетке и сверху промазывают клеем на
основу.
Контроль: педагогическое наблюдение, беседа, контроль качества
выполнения
3. Работа с тканью
3.1 Аппликация из
кусков ткани
3.2 Поделки из ткани
3.3 Лоскутная
аппликация
Теория: Знакомить детей со свойствами и видами тканей,
основными приемами работы в этой технике, закрепить знания
правил безопасности при использовании инструментов
Практика:
Изготовление творческой работы, в ходе которой отрабатываются
практические навыки (вырезание и приклеивание ткани, обведение
шаблонов рисунка на ткани, создание сюжетной композиции)
Контроль: педагогическое наблюдение, беседа, контроль качества
выполнения.
Теория:
Знакомить детей с техникой изготовления поделок из ткани и
приемами работы, закрепить знания правил безопасности при
использовании инструментов
Практика:
Изготовление творческой работы, в ходе которой отрабатываются
практические навыки (наложение выкройки, обведение шаблонов
рисунка на ткани, вырезание и приклеивание ткани, создание
сюжетной композиции)
Контроль: педагогическое наблюдение, беседа, контроль качества
выполнения заданий.
Теория: Знакомить детей с материалом, с его особенностями,
изучить приемы с этим материалом, закрепить знания правил
безопасности при использовании инструментов
Практика:
Изготовление творческой работы, в ходе которой отрабатываются
практические навыки (составление лоскутных орнаментов,
вырезание и приклеивание ткани, создание композиции из
лоскутов)
6
Контроль: педагогическое наблюдение, беседа, контроль качества
выполнения заданий.
3.4 Ткацкое мастерство
Теория:
(4 нити)
Знакомим детей с ткацкими станками, изучаем приемы плетения
Практика:
Обучение продеванию лоскута через вертикальные нити ткацкого
станка, в результате которого получится небольшой шарфик для
Мишки
Контроль: педагогическое наблюдение, беседа, контроль качества
выполнения задания
3.5 Ткацкое мастерство 6 Теория: продолжаем знакомить детей с ткацкими станками, и
(нитей)
изучать приемы плетения из большего количества лоскутов
Практика:
Выработка навыка продевания лоскутов через вертикальные нити
ткацкого станка, в результате чего получится небольшая салфетка
под чайную пару
Контроль: педагогическое наблюдение, беседа, контроль
качества наблюдения
3.6 Ткацкое мастерство
Теория: продолжаем знакомить детей с ткацкими станками, и
(10 нитей)
изучать приемы плетения из большего количества нитей
Практика:
Выработка навыка продевания лоскутов через вертикальные нити
ткацкого станка, в результате чего получится небольшая прихватка
в кукольный уголок
Контроль: педагогическое наблюдение, беседа, контроль
3.7 Коврик из лоскутков Теория: продолжаем знакомить детей с работой на ткацком
станке, изучать приемы плетения из большего количества нитей
(полное натяжение)
Практика:
Выработка навыка продевания лоскутов через вертикальные нити
ткацкого станка, в результате чего получится коврик
Контроль: видео- и фото фиксация деятельности детей
3.8 Разноцветный коврик Теория: повторяем правила пользования ткацким станком
Практика: закрепляем умение детей пользоваться ткацким
станком, учим выполнять рисунок, включая лоскуты разного цвета
Контроль: беседа, наблюдение за деятельностью, оценка
4. Работа с нитками
4.1 Конструирование в
технике наматывания
4.2 Аппликация из нитей
Теория:
Знакомить детей со свойствами и видами ниток, изучить технику
наматывания пряжи.
Практика:
Изготовление работы, в ходе которой отрабатываются
практические навыки (наматывание, перевязывание, разрезание).
Контроль: педагогическое наблюдение, беседа, контроль качества
выполнения
Теория: продолжаем знакомить детей со свойствами и видами
ниток, закрепить знания правил безопасности при использовании
инструментов
Практика: выполнение аппликации из нарезанных ниток
Контроль: педагогическое наблюдение, беседа, контроль качества
выполнения
7
4.3 Плетение косичек из
пряжи
4.4 Плетение на ткацком
станке из пряжи (4
нити)
4.5 Плетение на ткацком
станке из пряжи (6
нитей)
4.6 Плетение на ткацком
станке из пряжи (10
нитей)
4.7 Плетение
двухцветного
коврика
4.8 Плетение «ёлочки»
4.9 Плетение двумя
челноками
4.10 Плетение двумя
челноками
4.11 Плетение двумя
челноками
Теория: знакомить детей с понятием «плетение» и приемами
плетения кос из пряжи в три пряди
Практика: изготовление творческой работы, в ходе которой
отрабатываются практические навыки (плетение кос из трех
прядей, завязывание пряжи, создание композиции)
Контроль: педагогическое наблюдение, беседа, контроль качества
выполнения.
Теория: показать детям разницу плетения лоскутами и нитями
Практика: отработать навык плетения четырьмя нитями
Контроль: педагогическое наблюдение, беседа, контроль качества
выполнения
Теория: закрепить знание детьми разницы плетения лоскутами и
нитями
Практика: отработать навык плетения шестью нитями
Контроль: педагогическое наблюдение, беседа, контроль качества
выполнения
Теория: закрепить знание детей о свойствах и качествах разных
нитей
Практика: отработать навык плетения десятью нитями
Контроль: педагогическое наблюдение, беседа, контроль качества
выполнения
Теория: показать технологию плетения нитями двух цветов
Практика: учить выполнять работу, чередуя нити двух цветов
Контроль: педагогическое наблюдение, беседа, контроль качества
выполнения
Теория: показать технологию плетения на убывание
Практика: учить выполнять работу, уменьшая в каждом ряду
захват вертикальной линии на одну
Контроль: педагогическое наблюдение, беседа, контроль качества
выполнения
Теория: показать технологию плетения двумя челноками:
выполнение орнамента
Практика: вырабатывать навык выполнения орнамента на
ткацком станке
Контроль: педагогическое наблюдение, беседа, контроль качества
выполнения
Теория: напомнить технологию плетения двумя челноками:
выполнение орнамента
Практика: продолжать вырабатывать навык выполнения
орнамента на ткацком станке
Контроль: педагогическое наблюдение, беседа, контроль качества
выполнения
Теория: напомнить технологию плетения двумя челноками:
выполнение орнамента
Практика: продолжать вырабатывать навык выполнения более
сложного орнамента на ткацком станке
Контроль: педагогическое наблюдение, беседа, контроль качества
выполнения
5. Итоговое занятие
8
5
Подготовка
выставки творческих
работ детей
Теория: напомнить технологию работы с разными материалами,
технику безопасности, предложить детям выполнить работу по
выбору
Практика: выполнение детьми работ из разных материалов для
выставки
Контроль: фото- и видеофиксация деятельности детей
Планируемые результаты:
Предметные:
–
Познакомится со спецификой декоративной композиции, освоит систему практических
навыков и умений, необходимых для освоения технологий ручного творчества (разные техники
работы с бумагой, тканью, нитками);
– Получит представление ткацком станке, различных техниках выполнения тканых
изделий, узнает о существовании предметов народного творчества;
–
Научится практическим приемам и навыкам ручного труда.
Метапредметные:
–
Освоит элементы образного и логического мышления, устойчивого внимания,
воображения;
–
Проявит интерес к декоративно-прикладному искусству;
–
Разовьет мелкую моторику.
Личностные:
–
Выработает навыки самоконтроля и самооценки, критического мышления, адекватной
оценки своего труда,
–
Будет проявлять усидчивость, терпение, аккуратность, целеустремленность.
9
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел / №
занятия
Тема занятия
Количество часов
очно
план
1. Вводное занятие
Знакомство с творческой
деятельностью, показ
презентации. Мониторинг
умений и навыков.
1
Теория:
Познакомить детей с правилами безопасной работы,
рассказать об особенностях работы и о предметах,
которые нам будут помогать во время занятий
Практика:
Выявление имеющихся у воспитанников знаний,
умений и навыков проходят через практическую
работу (использование различных инструментов:
ножницы, кисточки, клей; выполнение основных
операций: моделирование, связывание, вырезание,
склеивание). Презентация «Ручной труд и ткацкое
мастерство». Показ иллюстраций из прошлого и
настоящего российских мастериц (кружевниц, ткачих,
швей, вязальщиц)
Контроль: педагогическое наблюдение, беседа
2. Работа с бумагой, картоном и клеем
2.1
Работа с цветной
бумагой (аппликация)
Теория: закрепить знания детей о свойствах и 1
качествах бумаги; закрепить знания правил
безопасности при использовании инструментов
Практика:
Изготовление творческой работы из полосок бумаги
«Коврик в подарок», в ходе которой отрабатываются
практические
навыки
(вырезание
полосок,
факт
Дата
планируемая
Дата
фактическая
приклеивание их через чередование). Работа над
композиционной
составляющей
изображения
(расположение в центре).
Контроль: педагогическое наблюдение, беседа,
контроль качества выполнения
2.2 Работа с бумагой в
Теория: Знакомить детей с понятием и техникой 1
технике «Мозаика».
«Мозаика», закрепить знания правил безопасности
при использовании инструментов
Практика: в ходе творческой работы, дети рвут, мнут
бумагу и приклеивают по заданному сюжету.
Рассматриваем работу, выполненную на прошлом
занятии, смотрим, как можно еще выполнить коврик в
другой технике («мозаика»). Учить детей создавать
определенную цветовую гамму.
Контроль: педагогическое наблюдение, беседа,
контроль качества выполнения
2.3 Работа с салфетками в
Теория: Знакомить детей с понятием «Декупаж» и с 1
технике «Декупаж»
основными приемами работы с ней, закрепить знания
правил
безопасности
при
использовании
инструментов
Практика:
Изготовление творческой работы, в ходе которой дети
обрывают салфетку с рисунком вокруг рисунка или
вырезают рисунок на салфетке и сверху промазывают
клеем на основу. За основу можно брать шар, кубик,
цилиндр,
параллелепипед.
Данная
работа
используется детьми как предмет декорирования
игрового уголка.
Контроль: педагогическое наблюдение, беседа,
контроль качества выполнения
3. Работа с тканью
11
3.1 Аппликация из кусков
ткани
3.2 Поделки из ткани
3.3 Лоскутная аппликация
Теория: Знакомить детей со свойствами и видами 1
тканей, основными приемами работы в этой технике,
закрепить знания правил безопасности при
использовании инструментов
Практика:
Изготовление творческой работы, в ходе которой
отрабатываются практические навыки (вырезание и
приклеивание ткани, обведение шаблонов рисунка на
ткани, создание сюжетной композиции). Игра с
шаблонами,
выстраивание
из
них
разных
изображений, выбор ткани для определенной поделки
(выбор
детьми
сюжета).
Исследовательская
деятельность.
Контроль: педагогическое наблюдение, беседа,
контроль качества выполнения.
1
Теория:
Знакомить детей с техникой изготовления поделок из
ткани и приемами работы, закрепить знания правил
безопасности при использовании инструментов
Практика:
Изготовление творческой работы, в ходе которой
отрабатываются практические навыки (наложение
выкройки, обведение шаблонов рисунка на ткани,
вырезание и приклеивание ткани, создание сюжетной
композиции). Выбор ткани для тряпичной куклы,
показ выполнения куклы, работа с нитками, обучение
завязыванию узлов.
Контроль: педагогическое наблюдение, беседа,
контроль качества выполнения заданий.
Теория: Знакомить детей с материалом, с его 1
особенностями, изучить приемы с этим материалом,
12
3.4 Ткацкое мастерство (4
нити)
3.5 Ткацкое мастерство 6
(нитей)
закрепить знания правил безопасности при
использовании инструментов
Практика:
Изготовление творческой работы, в ходе которой
отрабатываются практические навыки (составление
лоскутных орнаментов, вырезание и приклеивание
ткани,
создание
композиции
из
лоскутов).
Изготовление творческой работы из полосок ткани
«Коврик
для
собачки»,
в
ходе
которой
отрабатываются практические навыки (вырезание
полосок ткани, приклеивание их через чередование).
Работа
над
композиционной
составляющей
изображения (расположение в центре).
Контроль: педагогическое наблюдение, беседа,
контроль качества выполнения заданий.
1
Теория:
Знакомим детей с ткацкими станками, изучаем
приемы плетения
Практика:
Обучение продеванию лоскута через вертикальные
нити ткацкого станка, в результате которого
получится небольшой шарфик для Мишки. Дети
выбирают лоскуты, закрепляют их на ткацком станке,
второй конец лоскута привязывают к челноку и
пробуют ткать. В результате получается коврик
шириной в 4 натяжных нити.
Контроль: педагогическое наблюдение, беседа,
контроль качества выполнения задания
Теория: продолжаем знакомить детей с ткацкими 1
станками, и изучать приемы плетения из большего
количества лоскутов
Практика:
13
13.6 Ткацкое мастерство
(10 нитей)
3.7 Коврик из лоскутков
Выработка навыка продевания лоскутов через
вертикальные нити ткацкого станка, в результате чего
получится небольшая салфетка под чайную пару. Дети
выбирают лоскуты, закрепляют их на ткацком станке,
второй конец лоскута привязывают к челноку и
пробуют ткать. В результате получается салфетка под
чайную пару шириной в 6 натяжных нити.
Контроль: педагогическое наблюдение, беседа,
контроль качества наблюдения
Теория: продолжаем знакомить детей с ткацкими 1
станками, и изучать приемы плетения из большего
количества нитей
Практика:
Выработка навыка продевания лоскутов через
вертикальные нити ткацкого станка, в результате чего
получится небольшая прихватка в кукольный уголок.
Дети выбирают лоскуты, закрепляют их на ткацком
станке, второй конец лоскута привязывают к челноку
и пробуют ткать. В результате получается прихватка в
кукольный уголок шириной в 10 натяжных нити.
Контроль: педагогическое наблюдение, беседа,
контроль
Теория: продолжаем знакомить детей с работой на 1
ткацком станке, изучать приемы плетения из
большего количества нитей (полное натяжение)
Практика:
Выработка навыка продевания лоскутов через
вертикальные нити ткацкого станка, в результате чего
получится коврик. Закрепление умения продевания
лоскутов через вертикальные нити ткацкого станка с
увеличением натяжных нитей (полное использование
ткацкого станка).
14
Контроль: видео- и фото фиксация деятельности
детей
3.8 Разноцветный коврик
Теория: повторяем правила пользования ткацким 1
станком
Практика: закрепляем умение детей пользоваться
ткацким станком, учим выполнять рисунок, включая
лоскуты
разного
цвета.
Предлагаем
детям
скомбинировать разноцветные лоскуты (выбрать),
учим компоновать, моделировать, связывать лоскуты
друг с другом. В результате получится двухтрехцветный коврик.
Контроль: беседа, наблюдение за деятельностью,
оценка
4. Работа с нитками
4.1 Конструирование в
технике наматывания
4.2 Аппликация из нитей
1
Теория:
Знакомить детей со свойствами и видами ниток,
изучить технику наматывания пряжи.
Практика:
Изготовление работы, в ходе которой отрабатываются
практические навыки (наматывание, перевязывание,
разрезание). На круглый шаблон с отверстием внутри
учим детей наматывать нитки, затем разрезаем нитки
по контуру шаблона, стягиваем посередине, в
результате чего получаем помпон.
Контроль: педагогическое наблюдение, беседа,
контроль качества выполнения
Теория: продолжаем знакомить детей со свойствами 1
и видами ниток, закрепить знания правил
безопасности при использовании инструментов
Практика: выполнение аппликации из нарезанных
ниток. Рассматриваем картинки с правилами
15
4.3 Плетение косичек из
пряжи
4.4 Плетение на ткацком
станке из пряжи (4 нити)
4.5 Ткацкое мастерство 6
(нитей)
безопасности при работе с ножницами, нарезаем
нитки (по выбору детей) разной длины, выбираем
сюжет для аппликации, заполняем пространство
нитками, создавая реальное изображение (объемное).
Контроль: педагогическое наблюдение, беседа,
контроль качества выполнения
Теория: знакомить детей с понятием «плетение» и 1
приемами плетения кос из пряжи в три пряди
Практика: изготовление творческой работы, в ходе
которой отрабатываются практические навыки
(плетение кос из трех прядей, завязывание пряжи,
создание композиции). Приклеиваем на шаблон три
нити, показываем детям технику плетения «косы»,
отрабатываем навык. Предлагаем детям назвать
применение таких косичек в быту (закладка в книгу,
украшение на волосы для куклы или девочки, брелок).
Контроль: педагогическое наблюдение, беседа,
контроль качества выполнения.
Теория: показать детям разницу плетения лоскутами 1
и нитями
Практика: Обучение продеванию нитей через
вертикальные нити ткацкого станка, в результате
которого получится небольшой шарфик для куклы.
Дети выбирают нити, закрепляют их на ткацком
станке, второй конец нити привязывают к челноку и
пробуют ткать. В результате получается коврик
шириной в 4 натяжных нити.
Контроль: педагогическое наблюдение, беседа,
контроль качества выполнения
Теория: продолжаем знакомить детей с ткацкими 1
станками, и изучать приемы плетения из большего
количества лоскутов
16
4.6 Ткацкое мастерство (10
нитей)
4.7 Плетение двухцветного
коврика
4.8 Плетение «ёлочки»
Практика:
Выработка навыка продевания нитей через
вертикальные нити ткацкого станка, в результате чего
получится небольшая салфетка под чайную пару. Дети
выбирают нити, закрепляют их на ткацком станке,
второй конец нитей привязывают к челноку и пробуют
ткать. В результате получается изделие шириной в 6
натяжных нити.
Контроль: педагогическое наблюдение, беседа,
контроль качества наблюдения
Теория: продолжаем знакомить детей с ткацкими 1
станками, и изучать приемы плетения из большего
количества нитей
Практика:
Выработка навыка продевания нитей через
вертикальные нити ткацкого станка. Дети выбирают
нити, закрепляют их на ткацком станке, второй конец
нитей привязывают к челноку и пробуют ткать. В
результате получается небольшое изделие шириной в
10 натяжных нити.
Контроль: педагогическое наблюдение, беседа,
контроль
Теория: показать технологию плетения нитями двух 1
цветов
Практика: учить выполнять работу, чередуя нити
двух цветов. Дети выполняют плетение нитью одного
цвета, затем привязывают нить другого цвета и
чередуют нити двух цветов. В результате получается
полосаты коврик.
Контроль: педагогическое наблюдение, беседа,
контроль качества выполнения
Теория: показать технологию плетения на убывание 1
17
4.9 Плетение двумя
челноками (узор «Точки»)
4.10 Плетение двумя
челноками (узор
«Полоски»)
4.11 Плетение двумя
челноками (узор
«Квадратики»)
Практика: учить выполнять работу, уменьшая в
каждом ряду захват вертикальной линии на одну.
Первый, второй и третий ряд – полное натяжение
ткацкого станка, каждый последующий ряд –
уменьшение нитей натяжения на один до выхода на
ноль до появления «ёлочки».
Контроль: педагогическое наблюдение, беседа,
контроль качества выполнения
Теория: показать технологию плетения двумя 1
челноками: выполнение орнамента
Практика: вырабатывать навык выполнения
орнамента на ткацком станке. Вплетая в однотонное
плетение нить другого цвета вторым челноком,
создавать узор «точки», хаотично разбросанные на
изделии.
Контроль: педагогическое наблюдение, беседа,
контроль качества выполнения
Теория: напомнить технологию плетения двумя 1
челноками: выполнение орнамента
Практика: продолжать вырабатывать навык
выполнения орнамента на ткацком станке. Вплетая в
однотонное плетение нить другого цвета вторым
челноком, создавать узор «полоски», хаотично
разбросанные на изделии.
Контроль: педагогическое наблюдение, беседа,
контроль качества выполнения
Теория: напомнить технологию плетения двумя 1
челноками: выполнение орнамента
Практика: продолжать вырабатывать навык
выполнения более сложного орнамента на ткацком
станке. Вплетая в однотонное плетение нить другого
18
цвета вторым челноком, создавать узор «квадратики»,
хаотично разбросанные на изделии.
Контроль: педагогическое наблюдение,
контроль качества выполнения
беседа,
6. Итоговое занятие
Подготовка выставки
творческих работ детей
Теория: напомнить технологию работы с разными 1
материалами, технику безопасности, предложить
детям выполнить работу по выбору
Практика: выполнение детьми работ из разных
материалов для выставки. Предлагаем детям
разноцветную бумагу, клей, ткань, нитки, картон,
ножницы, ткацкие станки. Дети выбирают любой
материал и инструменты и готовят изделия на
выставку.
Контроль: фото- и видеофиксация деятельности
детей
Итого: 24
19
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
общеразвивающая программа строится
Дополнительная
в соответствии с
принципами:
Принцип индивидуальности: педагогу необходимо учитывать индивидуальные
особенности каждого ребёнка. Задания подбираются в соответствии с возможностями и
потребностями детей, с учетом их интересов.
Деятельностный подход. Все знания ребенок получает в процессе деятельности.
Принцип доступности: мелкая моторика старших дошкольников достаточна
развита для работы с бумагой, тканью и нитями.
Принцип развития: целостное развитие личности ребенка и готовность личности к
дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности: предполагает психологическую
защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для
самореализации.
Принцип системности и последовательности: работа проводится систематически,
от простого к сложному.
Принцип наглядности: широкое представление соответствующей изучаемому
материалу наглядности в виде практического показа педагогом различных техник.
Принцип занимательности: изучаемый материал интересен, увлекателен для
детей, может использоваться в игровой деятельности.
Методы и приемы работы:
- Беседа
- Рассказ
- Рассматривание
- Практическое задание, практическое выполнение задуманной или предложенной
работы.
- Упражнение с объяснением и исправлением ошибок
- Теоретические занятия.
- Участие в выставках
Образовательные технологии:
Здоровьесберегающие (физкультминутки, подвижные игры)
Информационно-коммуникативные технологии (презентации)
Личностно-ориентированное обучение (учет уровня заинтересованности, развития)
Наглядные средства обучения:
Пособия
Иллюстрации
Презентации по теме
Раздаточный материал
Информационные источники:
Л. В. Куцакова. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и
методические рекомендации. Для детей 2-7 лет. Л. В. Куцакова — «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»,
2007 — (Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду)
20
Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Для занятий
с детьми 4-7 лет / Л. В. Куцакова — «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2007 — (Библиотека
программы воспитания и обучения в детском саду).
Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов. –
Ярославль: Академия развития, 1997.
Смирнова Н.А. Нитяные игрушки. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.
Салагаева Л.М. Декоративные тарелки (Где иголка не нужна): Учебно-методическое
пособие для педагогов. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
Мастер-классы
по
теме
«Ткачество»
https://www.livemaster.ru/masterclasses/tkachestvo
Схемы гобелена своими руками: плетение для самых-самых начинающих https://artfashn.ru/biser/shemy-gobelena-svoimi-rukami-pletenie-dlya-samyh-samyh-nachinayushhih.html
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для отслеживания результативности усвоения программы используются следующие
этапы контроля: входной, текущий и итоговый контроль.
Входной контроль проводится на первом занятии, с целью выявления
первоначального уровня знаний и умений, возможностей детей, их заинтересованности.
Формы входного контроля: беседа с детьми; презентация.
Текущий контроль осуществляется по результатам выполнения детьми практических
творческих заданий на каждом занятии.
Формы текущего контроля: наблюдение, общение, анализ выполненных заданий;
наблюдение за работой детей.
Итоговый контроль: подведение итогов по всем видам работ с разными материалами
Формы итогового контроля: организация выставки
Форма предъявления результата освоения программы: презентация успехов
обучающихся.
Формы проведения диагностики: педагогическое наблюдение; контроль качества
выполнения заданий; фото- и видео фиксация игр детей.
21
Диагностическая карта уровня знаний и умений по программе «В мир творчества и ткачества»
№ п/п
Ф.И. ребенка
Навык
вырезания
бумаги,
работа с
клеем
н.
к.
Навык
работы с
тканью
н.
к.
Навык
работы с
шаблонами
н.
к.
Навык
работы с
челноком
н.
к.
Навык
работы на
ткацком
станке
н.
к.
Оригинально
сть продукта
н.
к.
Итого
н.
к.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Н. – начало реализации программы
К.– конец реализации программы
Высокий уровень – 3 балла. Показатель сформирован (Достаточный уровень) – наблюдается в самостоятельной деятельности ребенка, в
совместной деятельности с взрослым.
Средний уровень – 2 балла. Показатель в стадии формирования (уровень, близкий к достаточному) - проявляется неустойчиво, ребёнок
справляется с заданием с помощью взрослого. Оценки «достаточный уровень» и «близкий к достаточному» отражают состояние нормы
развития и освоения Программы.
Низкий уровень – 1 балл. Показатель не сформирован (недостаточный уровень) — не проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения
взрослого ребёнок не даёт положительного ответа, не в состоянии выполнить задание самостоятельно.
Итоговый уровень: 0 - 7 баллов – низкий уровень; 8 - 16 баллов – средний уровень; 17 - 21 балл – высокий уровень.
22
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 61 Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Ягодка»
ПРИНЯТА
Протокол Педагогического совета № 1
от «29» августа 2024 г.
УТВЕРЖДЕНА
Приказ № 34од/о от «29» августа 2024 г.
Заведующий ГБДОУ детский сад № 61
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
«Ягодка»
_____________О.В. Шевченко
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРОГРАММЫ «В МИР ТВОРЧЕСТВА И ТКАЧЕСТВА»
на 2025 год
Дата начала
обучения по
программе
03.02.2025
Дата
окончания
обучения по
программе
23.04.2025
Всего
учебных
недель
Количество
учебных
дней
Количество
учебных
часов
Режим
занятий
12
24
24
2 раза в
неделю
23